Цель урока:
1. Обучения: закрепить знания у учащихся о составе и классификации кислот, продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений.
2. Развития: развивать память, внимательность.
3. Воспитания: воспитывать аккуратность, интерес к изучению предмету.
Оборудование: HCI, H2SO4, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, аскорбиновая кислота (на столах учащихся). Техника безопасности при работе с кислотами, таблица изменения окраски индикаторов в зависимости от среды.
На доске: карта путешествия по « Стране кислот».
Ход урока
Вступительное слово учителя:
«Состав классификация кислот» –
так называется урок.
Он будет совсем необычным у нас.
Представим себе, что это – не класс.
Отправимся все мы в Страну,
где сегодня кислоты нас ждут.
И знания свои мы в дорогу возьмем,
по станциям этим мы их провезем
на каждый станции их умножим
и в память, конечно, свою заложим.
Как вы видите, нам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир кислот. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию, и проверить багаж знаний.
- Что называется оксидами?
- Какие вещества называют основаниями?
- Итак, все готовы к путешествию, вперед!
I. Первая остановка- «Информационная».
1. Определение кислот – 1 группа.
2. Формулы и названия кислот (листочки) – 2 группа.
3. Кислородсодержащие и бескислородные кислоты примеры – 3 группа.
II. Вторая остановка «Правила техники безопасности»
Учитель:При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:
- Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которые указано в инструкции. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
- Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
- При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную серную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H2SO4, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вмести с кислотой могут обжечь лицо и руки.
Запомни:
Сначала – вода
Затем – кислота
Иначе случится беда!
III. Третья остановка «Дегустационная».
В природе встречаются много кислот: лимонная кислота в лимонах, яблочная кислота в яблоках, в листьях щавеля - щавелевая кислота, муравьи защищаются от врагов забрызгивая едкие капельки муравьиной кислоты, при скисании виноградного сока получается уксусная кислота, при скисании молока- молочная кислота получается.
Кислоты нужны и в народном хозяйстве: например: HCI, H2SO4, H2SO3 – эти кислоты на столе учителя.
В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус- это грубейшее нарушение ТБ. Но сегодня перед вами кислоты, которые применяются в быту ( лимон, яблоко), их можно пробовать.
IV. Четвертая остановка «Индикаторная»
Каждая группа получает:
- Кислоту
- Щелочь
- Воду
- Индикаторы
При помощи индикаторов определяют кислоту, воду щелочь.
Закрепление.
Учитель: Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу и нам нужно возвращаться.
А. Остановка «Индикаторная»
Учитель: Какие вещества называются индикаторами?
1 ученик (стихотворение о фенолфталеине)
Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильно.
Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновый
Ярче сока всех малин
Кто я ?
(Фенолфталеин)
2 ученик (стихотворение о метилоранже)
В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
А в среде нейтральной-
Цвет оранжевый, прекрасный,
Как зовусь я?
(Метиловый оранжевый)
3 ученик (стихотворение универсальное).
Это желтая бумажка
Все покажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда –
Не изменит цвет тогда
Мы за эти указанья
Как зовем ее?
(Универсальная)
Б. Остановка «Дегустационная»
Учитель:
- Что о кислотах вы узнали на этой станции? (Вопрос 1 группе.)
- Правильно ли утверждение «Вещество можно определить по вкусу: если оно кислое – это кислота? (Вопрос 2 группе.)
- Как называется первая кислота, с которой познакомился человек? (Вопрос 3 группе.)
В. Остановка «Правила техники безопасности».
Учитель: Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами?
1 группа. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которые указано в инструкции. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
2 группа. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
3 группа. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную серную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.
Г. Остановка «Информационная».
1. Что называется кислотами? 1 группа.
2. На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода? 2 группа.
3. Какие кислоты встречаются в природе? 3 группа.
Оценка знаний учащихся, подведение итогов.