Урок-путешествие "Кислоты"

Разделы: Химия


Цель урока:
1. Обучения: закрепить знания у учащихся о составе и классификации кислот, продолжить работу по развитию умения составления формул химических соединений.
2. Развития: развивать память, внимательность.
3. Воспитания: воспитывать аккуратность, интерес к изучению предмету.

Оборудование: HCI, H2SO4, лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый, пробирки, аскорбиновая кислота (на столах учащихся). Техника безопасности при работе с кислотами, таблица изменения окраски индикаторов в зависимости от среды.

На доске: карта путешествия по « Стране кислот».

Ход урока

Вступительное слово учителя:

«Состав классификация кислот» –
так называется урок.
Он будет совсем необычным у нас.
Представим себе, что это – не класс.
Отправимся все мы в Страну,
где сегодня кислоты нас ждут.
И знания свои мы в дорогу возьмем,
по станциям этим мы их провезем
на каждый станции их умножим
и в память, конечно, свою заложим.

Как вы видите, нам предстоит увлекательнейшее путешествие в мир кислот. Но прежде чем отправиться в путь, необходимо проверить, все ли готовы к путешествию, и проверить багаж знаний.

  1. Что называется оксидами?
  2. Какие вещества называют основаниями?

- Итак, все готовы к путешествию, вперед!

I. Первая остановка- «Информационная».

1. Определение кислот – 1 группа.

2. Формулы и названия кислот (листочки) – 2 группа.

3. Кислородсодержащие и бескислородные кислоты примеры – 3 группа.

II. Вторая остановка «Правила техники безопасности»

Учитель:При работе с кислотами необходимо соблюдать некоторые правила техники безопасности:

  • Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которые указано в инструкции. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.
  • Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.
  • При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную серную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Учитель проводит демонстрационный опыт растворения в воде концентрированной H2SO4, наблюдается сильное разогревание пробирки. Фиксирует внимание учащихся на том, что в связи с выделением большого количества теплоты при растворении концентрированной серной кислоты в воде нельзя вливать воду в кислоту. В этом случае вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вмести с кислотой могут обжечь лицо и руки.

Запомни:

Сначала – вода
Затем – кислота
Иначе случится беда!

III. Третья остановка «Дегустационная».

В природе встречаются много кислот: лимонная кислота в лимонах, яблочная кислота в яблоках, в листьях щавеля - щавелевая кислота, муравьи защищаются от врагов забрызгивая едкие капельки муравьиной кислоты, при скисании виноградного сока получается уксусная кислота, при скисании молока- молочная кислота получается.

Кислоты нужны и в народном хозяйстве: например: HCI, H2SO4, H2SO3 – эти кислоты на столе учителя.

В химическом кабинете ничего нельзя пробовать на вкус- это грубейшее нарушение ТБ. Но сегодня перед вами кислоты, которые применяются в быту ( лимон, яблоко), их можно пробовать.

IV. Четвертая остановка «Индикаторная»

Каждая группа получает:

  • Кислоту
  • Щелочь
  • Воду
  • Индикаторы

При помощи индикаторов определяют кислоту, воду щелочь.

Закрепление.

Учитель: Итак, наше путешествие по стране кислот подходит к концу и нам нужно возвращаться.

А. Остановка «Индикаторная»

Учитель: Какие вещества называются индикаторами?

1 ученик (стихотворение о фенолфталеине)

Не страшны кислоты мне,
Даже очень сильно.
Но в растворах щелочей
Становлюсь малиновый
Ярче сока всех малин
Кто я ?
(Фенолфталеин)

2 ученик (стихотворение о метилоранже)

В щелочах я очень желтый,
А в кислотах очень красный.
А в среде нейтральной-
Цвет оранжевый, прекрасный,
Как зовусь я?
(Метиловый оранжевый)

3 ученик (стихотворение универсальное).

Это желтая бумажка
Все покажет без труда:
Посинеет – в колбе щелочь,
Покраснеет – кислота.
Коль нейтральная среда –
Не изменит цвет тогда
Мы за эти указанья
Как зовем ее?
(Универсальная)

Б. Остановка «Дегустационная»

Учитель:

  1. Что о кислотах вы узнали на этой станции? (Вопрос 1 группе.)
  2. Правильно ли утверждение «Вещество можно определить по вкусу: если оно кислое – это кислота? (Вопрос 2 группе.)
  3. Как называется первая кислота, с которой познакомился человек? (Вопрос 3 группе.)

В. Остановка «Правила техники безопасности».

Учитель: Какие существуют меры предосторожности при работе с кислотами?

1 группа. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которые указано в инструкции. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

2 группа. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

3 группа. При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную серную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Г. Остановка «Информационная».

1. Что называется кислотами? 1 группа.

2. На какие группы делятся кислоты по числу атомов водорода? 2 группа.

3. Какие кислоты встречаются в природе? 3 группа.

Оценка знаний учащихся, подведение итогов.