Цели урока:
- Формировать представление о написании суффиксов -ик, -ек.
- Учить самостоятельно формулировать вывод о том, как узнать, какой суффикс писать в слове :-ик или -ек.
- Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
- Воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм.
Ход урока
1. Организационный момент
Сегодня , ребята, у нас не обыкновенный урок, а урок-сказка! И конечно же ждут нас приключения и даже испытания, но, как в сказке водится- победит добро и знание!
2. Минутка чистописания
Прописи,стр.22.
- Рассмотрите букву "с".В какую группу букв она входит?
- Расскажите все, что вам известно об этой букве.
(Повторите по три раза образцы написания соединений на двух строках)
- Прочтите предложение. Из какой сказки эти строки?
(Запишите предложение , обратите внимание на знаки препинания, в родственных словах выделите корни)
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
- Есть ли необходимость проверять гласную в этих корнях этих слов?
(нет, т.к.они ударные)
(Прочтите родственные слова, записанные ниже. Поставьте в них ударения, выделите корни)
- От какого слова образовали эти слова?
- сказка
- рассказ
- рассказчик
- Каким способом образованы новые слова?
3.Словарная работа
- Но вот и первое испытание!
(На доске - словарные слова)
ТОКПЛА РОДОГО НОКСУРИ ДАТСОЛ КАНСТА
(ПЛАТОК ОГОРОД РИСУНОК СОЛДАТ СТАКАН)
- Молодцы, ловко справились! Второе испытание-
- Образуйте родственные слова при помощи суффиксов -ек и -ик!
(Ребята работают по цепочке в тетрадках и у доски. Гласную в суффиксах не прописывают)
ПЛАТОЧ- К, ОГОРОД- К , РИСУНОЧ- К , СОЛДАТ - К, СТАКАНЧ - К
- Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный в нем гласный звук.
- Совпадает или расходится произношение суффикса в слове с его обозначением на письме?
- Сделайте вывод.
ВЫВОД: в суффиксах -ек и -ик надо проверять на письме обозначение гласного звука
4.Работа по теме
- Чтобы преодолеть третье испытание на ЗНАНИЕ , потребуется помощь друга!
Презентация - 1 слайд.
Из Лунного царства
Я к вам прилечу!
Ребят без ошибок
Писать научу!
(Хоровое чтение)
Презентация - 2 слайд.
(Коллективная работа по таблице)
- Сохранилась ли гласная в суффиксе при изменении формы слова КУЗНЕЧИК на множественное число?
- Сохранилась ли гласная в суффиксе при изменении формы слова БАРАШЕК на множественное число?
- Самостоятельно сделайте вывод, в каких случаях надо писать суффикс -ик, а в каких -ек.
- Следуя выводу, вставь пропущенные гласные в суффикс .
Упр.109-(Взаимопроверка в парах)
5. Физкультминутка
6. Продолжение работы по теме
- Ребята, скажем "СПАСИБО!" нашему другу Лунтику за помощь!
Как хорошо было, если бы ОН всегда был рядом! И в нашей сказке это чудо можете совершить вы сами!
Презентация - 3 слайд.
- На сказочной полянке можно "оживить" слова, поставив пропущенные гласные в суффиксы! Полянка совсем пустая, Лунтику скучно будет здесь жить! Поскорее, друзья, за дело!
7. Работа по развитию речи.
Презентация - 4 слайд
- А теперь-"Раз, два, три- полянка, оживи!"
(Составление и запись в парах 3-4 предложений Чтение нескольких вариантов составленных предложений.)
Домашнее задание
Прописи, стр. 22, дописать тренировочные упражнения.Упр.110.
Итог урока
1. Обобщение.
- Как определить правильное написание суффиксов -ек и -ик?
2. Рефлексия.
- Понравился ли вам урок-сказка?
- Удалась ли работа в парах?
- Какое настроение у ребят и почему?