Цели:
- Обобщить знания о глаголах, вывести алгоритм морфологического разбора глагола.
- Развивать умения анализировать, обобщать; работать в паре.
- Воспитывать дружеские отношения между детьми, взаимовыручку.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедиа.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Систематизация уже имеющихся знаний.
(См. Приложение - Презентация, цвет соответствует уровню сложности заданий.)
1) Фронтальный опрос.
- На какие вопросы может отвечать глагол?
- Что обозначает глагол как часть речи?
- Как изменяется глагол?
- Каким членом предложения обычно бывает глагол?
2) Дифференцированное задание.
Дело мастера боит(?)ся.
Мир освещает(?)ся солнцем, а человек- знанием.
Умел ошибит(?)ся, умей и поправит(?)ся.
3) Распределите глаголы по 2 столбикам (I спряжение и II спряжение).
Почувствовать, смотреть, мыть, болеть, промокнуть, шептать, сушит, кашлять, распилить, зависеть, обогнать, извинить.
III. Основная часть урока
1. Целеполагание.
– Ребята, что написано на доске? (Пословица)
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
– Раскройте значение пословицы. О чем она? (О дружбе.)
– Назовите еще пословицы о дружбе. (Друг дороже денег. Человек без друзей, что дерево без корней. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Нет друга – ищи, нашел – береги.)
– Найдите в пословице, которая написана на доске слово, той части речи, над которой мы работаем на уроках русского языка. (Держится)
– Докажите свое мнение. (Это – глагол, потому что отвечает на вопрос Что делает? и обозначает действие предмета. И мы работаем над глаголом.)
– Расскажите все, что вы знаете об этом слове. (Держится – несов. в. II спр., н.в., 3 л, ед.ч.)
– Хорошо.
– А мы знаем уже, как последовательно нам нужно рассказывать о глаголе? (Нет.)
– Так, что нам сегодня нужно вывести? (Алгоритм разбора глагола.)
– А кто уже догадался, какая будет тема урока? (Морфологический разбор глагола.)
– А для чего нам нужно вывести алгоритм разбора глагола? (Чтобы делать последовательно морфологический разбор глагола и ничего не забыть.)
2. Работа над алгоритмом
– Когда мы выполняем морфологический разбор существительного и прилагательного, то с чего начинаем? (С определения части речи.)
– Итак, 1 шаг – часть речи, т.е. грамматическое значение слова. А дальше? (Начальная форма.)
– Какая начальная форма у глагола? (Неопределенная форма – слова, которые отвечают на вопросы Что делать?, Что сделать?.)
– Значит, вторым шагом мы должны выяснить морфологические признаки глагола. По неопределенной форме, что можно определить? (Вид и спряжение.)
– Вид и спряжение – это постоянные признаки глагола. А что умеет делать глагол неопределенной формы? (Изменяться по временам.)
– Значит, определить время глагола. Вспомните, как путешествует глагол несовершенного вида во времени? (Бывает в прошедшем, настоящем и будущем времени.)
– А как путешествует глагол совершенного вида? (В прошедшем и будущем времени.)
– Что мы можем определить у глагола настоящего и будущего времени? (Лицо и число.)
– А у глагола, прошедшего времени? (Род и число.)
– Значит, мы будем определять у глагола настоящего и будущего времени – лицо и число, а в прошедшем времени число и в единственном числе – род.
Дальше мы должны выяснить синтаксическую роль глагола в предложении. Чем является глагол в предложении? Какую роль он выполняет? (Сказуемым, главную.)
– Вот мы и построим алгоритм разбора глагола.
А теперь, сравним наш алгоритм с алгоритмом, который записан в учебнике.
Откройте учебник на странице 262. Чем отличается?
3. Физминутка.
– Если вы услышите глагол прошедшего времени – топайте, услышите глагол настоящего времени – хлопайте, глагол будущего времени – молчите.
- Испугался грома Рома,
Заревел он громче грома.
От такого рёва гром
Притаился за бугром. - Вниз головой гимнаст летит,
Гимнастка на него глядит. - Уложили дятла спать
В деревянную кровать.
Он в кровати всем назло
Продолбил себе дупло. - Укротительница львов
Удивит учеников.
Укрощает льва и львицу,
Ужас как мышей боится
4. А теперь поработаем в паре по алгоритму.
Хорошую дружбу и топором не разрубишь.
– Как нужно работать в паре? (Дружно, не перебивать.)
– Пара работает на доске, а остальные работают со мной с учебником. (Упражнение 700.)
Не разрубишь – гл., н.ф.– не разрубить, сов. в., 2 спр., б. в., 2 л., ед.ч., сказуемое.
5. Самостоятельная работа по уровням.
1-й уровень – сделать морфологический разбор глагола – распустилась.
2-й уровень – не таишься.
3-й уровень – подшучу.
6. Проверка самостоятельной работы (по приложению)
1-й уровень – распустилась – гл., н.ф.,– распуститься, сов. в., 2 спр., пр. в., 3 л., ед. ч., ж.р., сказуемое.
2-й уровень – не таишься – гл., н.ф.,– не таить, несов., в., 2 спр., н. в., 2 л., ед. ч., сказуемое.
3-й уровень – подшучу – гл., н.ф.,– подшутить, сов., в., 1 спр., 1 л., ед.ч., сказуемое.
– У кого есть проблемы? Какие?
III. Итог урока
– Над чем работали? (Над морфологическим разбором глагола.)
– Мы достигли цели урока? (Да, потому что вывели алгоритм разбора глагола.)
IV. Домашнее задание
Записать пословицу о дружбе, из неё выписать глагол, и выполнить морфологический разбор.