Реализация основ патриотического воспитания младших школьников через деятельность клуба "Патриот"

Разделы: Внеклассная работа


Общие положения о гражданственности и патриотизме и пути их формирования у детей

(Слайд 1-2) (см. Приложение 1)

Перед нами стоит нелегкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличии культурной, исторической и национальной памяти.

Надо научить детей любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Каждый из нас знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь.

Мы должны растить маленького гражданина своего Отечества, личность гуманную, социально компетентной, активной, самостоятельной, ответственной, интеллектуально развитой, творческой, с яркими индивидуальными способностями.

Воспитывать гражданина своей Родины надо на конкретных героических примерах, исторических традициях и правилах, по которым веками жила могущая Россия.

Любовь, доброта, терпение, великодушие, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиции русского человека. Надо прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать ребенку понять, что он Личность!

Я – Личность! Я – Человек! Я люблю свою Родину!

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное развитие. Результаты воспитания определяются характером общения взрослого и ребенка и детей между собой.

Дети любознательны, эмоциональны и наблюдательны. Мир они сначала чувствуют и воспринимают через образы и яркие краски, а только потом познают. И при организации педагогического процесса очень важны не только мастерство, знания учителя, но и их собственные искренние переживания, личное отношение к теме, которую они хотят донести до ребенка.

Патриотическое воспитание гражданина – систематическая, целенаправленная деятельность семьи, государства, образовательных учреждений по формированию социально нравственной личности.

Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, преданный интересам своего дела.

Активная гражданская позиция личности – именно этот аспект в воспитательной работе с детьми может быть основополагающим.

(Слайд 3)

Что значит любить Родину?

– Знать о ней все.

– Уважать (культуру, традиции, достижения прошлого и современности).

–Жалеть («любить», понимать и принимать ее такой, какая она есть).

– Действовать (приобретать опыт поведения).

Осознавать (себя частью своей страны, своего народа).

(Слайд 4)

Основные педагогические цели:

Воспитательные: Формирование у детей осознанной убежденной гражданской позиции патриота своей Родины.

Образовательные: Апробация новых форм, средств и содержания педагогической работы с детьми по сообщению знаний об истории быта культуры и традициях нашей страны.

Развивающие: Эмоциональное развитие через формирование чувств уважения, симпатии, гордости, любви ко всему, что объединяет понятие Родины (семья, дом, друзья, родной город, родная страна, Я и мое окружение), чувств собственного достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей как гражданина своего Отечества.

(Слайд 5)

Принципы патриотического воспитания

  1. Воспитывающей направленности. Воспитание, включающее в себя социокультурное и духовно – нравственное развитие ребенка.
  2. Развивающий характер содержания программы, учитывающей перспективу и потенциальные возможности ребенка в сфере эмоционально – чувственного, духовного и интеллектуального роста.
  3. Принцип учета психологических особенностей ребенка (возрастные особенности ребенка).
  4. Целостное восприятие окружающего мира(системность, цикличность, взаимосвязь).
  5. Принцип открытия мира в логике: от конкретного к  абстрактному, от частного к общему.
  6. Интеграция (с целью взаимопонимания).
  7.  Смещение образовательного акцента с информационного на смысловой (человек по отношению к миру – исследователь, художник, помощник).
  8. Деятельностный  подход, где ребенок – активный участник.

(Слайд 6)

Визитная карточка клуба «Патриот»

Девиз:

Больше дела, меньше слов,
патриот всегда готов!

Речевка:

– Раз – два!
– Три – четыре!
– Три – четыре!
– Раз – два!
– Кто шагает дружно вряд?
– Патриотов наш отряд!
– Всем! Всем!
– Добрый день!
– Прочь с дороги нашей
– Лень!
– Не мешай!
– Учиться!
– Не мешай!
– Трудиться!
– Раз – два!
– Дружно в ногу!
– Три – четыре!
– Тверже шаг!
– Если нужно бьем тревогу!
– И готовим наш отряд!

(Слайд 7)

Гимн клуба: «Если петь нам о Родине» (Слова В. Семерника. Музыка А. Долуханяна)

1 куплет

Если петь нам о Родине,
Как ни петь о весне.
Как не вспомнить о матери,
О цветах полевых на окне,

Припев:

Отдаём мы любимой
Отчизне своей
И учёбу и труд.
Нашу славную песню,
Нашу гордую песню
Патриотов салют.

2 куплет

Если петь нам о Родине»
Как ни петь о борьбе,
О своей только начатой,
Но прекрасной и светлой судьбе.

Припев тот же

3 куплет

Если петь нам о Родине,
Как ни петь о друзьях.
Как ни петь о товарищах
О взлетающих к небу кострах...

Эмблема клуба:

рис.1

Дата открытия: 22 февраля 2005 года.

(Слайд 8)

Традиции клуба «Патриот»

Каждую минуту: Дарим ребенку улыбку.

Каждый час: Помогаем ребенку приобрести какой-то жизненный опыт.

Каждый день: Начинаем с круга приветствия. Заканчиваем добрым расставанием (чтобы  хотелось  встретиться снова)

Каждую неделю: Проводим тематический классный час.

Каждый месяц: Проводим мероприятие согласно плану клуба «Патриот» (праздник, игра, конкурс, выставка поделок, открытые уроки нестандартной  формы, встречи с ветеранами ВОВ и выдающимися личностями, проводим родительские собрания).

Каждый год: Проводим сезонные и календарные праздники (праздник осени, день птиц, Пасха, 8 Марта, 23 февраля, 9 мая, День Матери, День пожилого человека, Новый год, День Знаний и т.д.), методические недели открытых уроков для учителей, методические ленты уроков для родителей, отправляем посылку солдатам.

Каждые 4 года: «Здравствуй школа», «Прощай учительница первая моя» и т.д.

(Слайд 9)

Основные направления военно-патриотического воспитания

рис.2

(Слайд 10)

Права, установленные в нашем клубе «Патриот»

Права детей

  1. На любовь.
  2. На уважение личности.
  3. На собственное мнение.
  4. На  общение с детьми и взрослыми.
  5. На нормальный психологический климат в семье.
  6. На обладание личными вещами.
  7. На внимание, заботу, оценку со стороны взрослых.

Права родителей

  1. На запреты в интересах ребенка.
  2. На контроль за действиями ребенка.
  3. На понимание ребенком родительских нужд и потребностей.
  4. На выдвижение разумных требований к ребенку.
  5. На личную жизнь.
  6. На свободное время.
  7. На сотрудничество и помощь со стороны ребенка.
  8. На внимание и заботу со стороны детей.

Межпредметные связи

Межпредметные  связи тесно переплетены между собой и прослеживаются  в каждом мероприятии. Связь трудовых навыков, изобразительного искусства, музыки, литературного чтения, русского языка и развития речи, физического воспитания и экологической работы прослеживаются на всех уроках и во всех воспитательных мероприятиях.

Социокультурные связи

рис.3

(Слайд 11)

Критерии результативности и технология выявления уровня воспитанности ребенка

  1. Приобретение более конкретных знаний о достопримечательностях родного края, узнают о своеобразии и неповторимости своей малой Родины.
  2. Овладение  новыми способами  получения знаний: посещение музеев, театра, выставочного зала, библиотеки, общение с книгой, беседа с представителями культуры, искусства, прогулки, походы, экскурсии в парки, лес, по улицам городов.
  3. Приобретение социального опыта поведения в общественных местах, в общении с воинами российской армии и ветеранами ВОВ.
  4. Конкретизация своих знаний об общественной социальной жизни страны в процессе проживания этих событий.
  5. Воспитание обще человеческих качеств: доброты, внимания, заботы к старшим и младшим, уважения желания других людей, толерантность.
  6. Проявление чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений  со  взрослыми и со сверстниками.

Анкетирование родителей

«Специфика формирования патриотизма у детей»

Цель анкетирования: выявить гражданскую позицию родителей в реализации задач по  формированию у детей чувства патриотизма.

  1. Что такое патриотизм?
  2. Роль семьи, государства в патриотическом воспитании детей.
  3. Считаете ли Вы себя патриотом?
  4. Что вы понимаете под формированием патриотизма у детей?
  5. Нужно ли организовывать специальную работу по патриотическому воспитанию детей?
  6. Какими на Ваш взгляд должны быть направления формирования патриотизма у детей в школе и семье?
  7. Какие трудности Вы испытываете при разговоре с детьми на темы патриотической направленности?

Анкета для детей (в форме беседы)

  1. Ты знаешь, в какой стране, государстве мы живем?
  2. Какой город является столицей нашей Родины?
  3. В каком городе мы живем?
  4. Ты знаешь цвета нашего флага?
  5. А знаешь, как зовут нашего президента?
  6. Ты любишь наш город?
  7. Что ты делаешь, и будешь делать для того, чтобы наш город, твой двор, твой дом были чистыми и красивыми?
  8. Тебе нравится участвовать в концертах и праздниках?
  9. Тебе интересно ходить на встречи с доблестными воинами, ветеранами ВОВ?
  10. Ты знаешь, чем занимаются солдаты?
  11. Ты хотел бы быть, как они?
  12. Что означают слова «служить в армии»?
  13. Каким должен быть солдат?
  14. Каким бы ты хотел быть военным?
  15. Что такое памятник?
  16. Зачем нужны памятники?
  17. Почему кладут к памятнику живые цветы?
  18. Какие праздники военных ты знаешь?
  19. Какой военный праздник твой самый любимый?
  20. Какие праздники русского народа ты знаешь?
  21. Когда и как они отличаются?
  22. Какие ты знаешь стихи и песни о Родине?
  23. Какие песни, стихи ты знаешь о наших воинах?

Анкета для родителей

«Насколько тесны в вашей семье связи между поколениями?»

  1. Как часто Ваш ребенок общается с бабушками и дедушками?
    • ежедневно
    • 1 раз в неделю
    • 1 раз в месяц
    • 1 раз в год
  2. Делятся ли представители старшего поколения с ребенком воспоминаниями о собственном детстве?
    • да
    • никогда
    • изредка
  3. Существуют ли у Вас «семейные предания», которые передаются из поколения в поколение?
    • да
    • нет
    • не знаем
  4. Хранятся ли в Вашем доме старинные вещи, связанные с воспоминаниями о прошлых поколениях?
    • да, хранятся
    • нет
    • не имеет особого значения
  5. Считаете ли Вы общение ребенка с представителями старшего поколения достаточно полным и насыщенным?
    • да
    • нет
  6. Что мешает установлению частых и полных контактов старшего поколения с ребенком?
    • недостаток времени
    • удаленность места жительства
    • трудности в личных контактах
  7. Ваш ребенок, общаясь с бабушками и дедушками:
    • радуется
    • испытывает тревогу
    • остается равнодушным
    • ожидает новых встреч

Этапы реализации основных задач патриотического воспитания
через деятельность клуба «Патриот»

МОУ СОШ № 17 пос. Шаумянского
на 2009 – 2010 учебный год

Месяц

Форма работы

Содержание работы

Ответственный

Сентябрь

Беседа

«Основа и символы России»

Хлыстова В.М.

Октябрь

  1. Встреча с ветеранами В.О.В.
  2. Участие в  празднике

 

  1. «Живая память поколений».
  2. Поздравление с Днем пожилых людей, пожилого человека.

Жиркова Л.И.

Хлыстова В.М.

Ноябрь

Устный журнал

«Возвращение к истокам», (в Шаумяне)

Жиркова Л.И.

Хлыстова В.М

Декабрь

  1. Просмотр художественного фильма.
  2. Игра «Поле чудес».
  1. «Фильмы о В.О.В.»
  2. «С поля боя – на поле чудес».

ДК.

Метелева Т.И.

Хлыстова В.М.

Январь

Беседа в сельской библиотеке

«Права и обязанности гражданина от рождения и на всю жизнь».

Жиркова Л.И

Февраль

Акция

Утренник.

«Посылка солдату»

«Рыцарский турнир».

Родители

Хлыстова В.М

Март

Семейный праздник.

«Семья вместе и душа на месте».

Хлыстова В.М.

Родители

Апрель

Беседа в сельской библиотеке

«Достижение Отечества в области космонавтики».

Жиркова Л.И.

Май

Праздник

Наследие русских композиторов. «Встреча с военной песней».

Цыганкова Е.А.

Хлыстова В.М.

Жиркова Л.И.

Анализ воспитательной работы клуба «Патриот»

За период существования клуба «Патриот» было проведено множество мероприятий разностороннего развития личности учащихся в различных направлениях. Они охватили и нравственное, и эстетическое, и экологическое, и физическое, и патриотическое, и трудовое.

В течение работы клуба «Патриот» было проведено множество праздников, различной тематики: «Здравствуй, школа!», «Картофельный банкет», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Новогодний утренник», «Поле Чудес», «Березовая веточка России» (совместно с музыкальной школой), «День Матери» (совместно с ДК), «Чудо – богатыри» (спортивные соревнования совместно с папами), «Экологический мультфильм», «Примите наши поздравления» (к 8 Марта), «День птиц».  Литературно – музыкальная композиция «День Защитника Отечества», стала праздником, на котором было проведено открытие клуба «Патриот» и приглашены ветераны ВОВ. Конкурс «В гостях у Золушек» вызвал у детей огромный интерес. Они активно выполняли задания «строгой мачехи», затем встретились с Доброй феей, которая помогла им попасть на королевский бал. Дети с огромным удовольствием приняли участие в инсценировании сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Лягушка – Путешественница – обманщица». Все сказки были представлены зрителям из других классов и родителям в новой необычной обработке. Всем очень понравилось это представление. В течение всего времени было уделено большое внимание физическому воспитанию учащихся. Проводились эстафеты, спортивные праздники «Чудо – богатыри», «Зоологические забеги». Игра «Счастливый случай» собрала вокруг себя множество родителей, которые были не только зрителями, но и участниками игры на тему: «Солдаты и солдатская жизнь».

Нас неоднократно приглашала в гости музыкальная школа, так как в нашем классе 9 человек занимаются музыкой. Поэтому мы приняли участие в «Празднике Масленицы» и творческом вечере Шаинского. Были проведены и мероприятия совместно с ДК. Дети выступали на «день колхозника», «День Защитников Отечества», «День Победы», на смотре художественной самодеятельности. Также проводились заседания клуба «Патриот» (совместно с с/б). одно заседание было посвящено 90-летию со дня рождения бывшего председателя колхоза Козырь И.Л. (с приглашением его дочери). Была проведена встреча с ветераном ВОВ Есиным Н.М. (он наш постоянный гость на многих мероприятиях). Апрельское заседание клуба было посвящено памяти ВОВ Луковенко В.И. по его книге «птицы памяти» (в присутствии его сыновей и внучки был проведен конкурс стихов Луковенко). В мае была проведена встреча с ветераном войны.

Огромное внимание уделялось трудовому воспитанию. Дети с огромным желанием изготовляли различные поделки из разных материалов и с еще большим интересом оформляли выставки своих поделок, такие как: «Поделки из мусора» удивляли директоров школ района, «Замки с привидениями» (пятница, 13 января), «Хоровод Снеговиков», «Лягушата расшались» (конкурс бутербродов к 8 Марта для мам и бабушек), выставка пасхальных «Стаканчиков – зайчиков» (к Пасхе на открытом уроке труда), «Аппликация из кожи» (к 8 Марта). Неоднократно изготовлялись подарки для родителей к 8 Марта, к Новому году, ко Дню Матери, к 23 февраля.

Большое внимание было уделено ПДД. Были проведены выступления в д/с, беседы согласно плана. Совершалась поездка в г. Пятигорск с посещением Лермонтовских мест, церкви, военного кладбища, Вечного огня и драматического театра.

Дети с огромным желанием и интересом принимают участие во всех классных делах и мероприятиях. Все дети активны, воспитаны и доброжелательны.

Во всех мероприятиях мы ощущали поддержку наших родителей и помощь. Мы проводим мероприятия совместно с психологом школы Шкабуриной И.В., Жирковой Л.И.,  с Метелевой Т.И. и музыкальной школой.

Т.к. файл презентации превышает допустимый объем, то презентация будет представлена в формате .pdf (номер слайда соответствует номеру страницы).