Общие положения о гражданственности и патриотизме и пути их формирования у детей
(Слайд 1-2) (см. Приложение 1)
Перед нами стоит нелегкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького человека, привить ему любовь к Родине. Процветание семьи и Отчизны непосредственно зависит от воспитания уважения к культуре и традициям своего народа, связи с прошлым, наличии культурной, исторической и национальной памяти.
Надо научить детей любить не придуманную Родину, а такую, какая она есть. Каждый из нас знает: любить и беречь можно только то, что чувствуешь, понимаешь.
Мы должны растить маленького гражданина своего Отечества, личность гуманную, социально компетентной, активной, самостоятельной, ответственной, интеллектуально развитой, творческой, с яркими индивидуальными способностями.
Воспитывать гражданина своей Родины надо на конкретных героических примерах, исторических традициях и правилах, по которым веками жила могущая Россия.
Любовь, доброта, терпение, великодушие, щедрость, милосердие, стремление к духовности – вот что всегда лежало в основе быта и традиции русского человека. Надо прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать ребенку понять, что он Личность!
Я – Личность! Я – Человек! Я люблю свою Родину!
Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное развитие. Результаты воспитания определяются характером общения взрослого и ребенка и детей между собой.
Дети любознательны, эмоциональны и наблюдательны. Мир они сначала чувствуют и воспринимают через образы и яркие краски, а только потом познают. И при организации педагогического процесса очень важны не только мастерство, знания учителя, но и их собственные искренние переживания, личное отношение к теме, которую они хотят донести до ребенка.
Патриотическое воспитание гражданина – систематическая, целенаправленная деятельность семьи, государства, образовательных учреждений по формированию социально нравственной личности.
Патриот – человек, проникнутый патриотизмом, преданный интересам своего дела.
Активная гражданская позиция личности – именно этот аспект в воспитательной работе с детьми может быть основополагающим.
(Слайд 3)
Что значит любить Родину?
– Знать о ней все.
– Уважать (культуру, традиции, достижения прошлого и современности).
–Жалеть («любить», понимать и принимать ее такой, какая она есть).
– Действовать (приобретать опыт поведения).
– Осознавать (себя частью своей страны, своего народа).
(Слайд 4)
Основные педагогические цели:
Воспитательные: Формирование у детей осознанной убежденной гражданской позиции патриота своей Родины.
Образовательные: Апробация новых форм, средств и содержания педагогической работы с детьми по сообщению знаний об истории быта культуры и традициях нашей страны.
Развивающие: Эмоциональное развитие через формирование чувств уважения, симпатии, гордости, любви ко всему, что объединяет понятие Родины (семья, дом, друзья, родной город, родная страна, Я и мое окружение), чувств собственного достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей как гражданина своего Отечества.
(Слайд 5)
Принципы патриотического воспитания
- Воспитывающей направленности. Воспитание, включающее в себя социокультурное и духовно – нравственное развитие ребенка.
- Развивающий характер содержания программы, учитывающей перспективу и потенциальные возможности ребенка в сфере эмоционально – чувственного, духовного и интеллектуального роста.
- Принцип учета психологических особенностей ребенка (возрастные особенности ребенка).
- Целостное восприятие окружающего мира(системность, цикличность, взаимосвязь).
- Принцип открытия мира в логике: от конкретного к абстрактному, от частного к общему.
- Интеграция (с целью взаимопонимания).
- Смещение образовательного акцента с информационного на смысловой (человек по отношению к миру – исследователь, художник, помощник).
- Деятельностный подход, где ребенок – активный участник.
(Слайд 6)
Визитная карточка клуба «Патриот»
Девиз:
Больше дела, меньше слов,
патриот всегда готов!
Речевка:
– Раз – два!
– Три – четыре!
– Три – четыре!
– Раз – два!
– Кто шагает дружно вряд?
– Патриотов наш отряд!
– Всем! Всем!
– Добрый день!
– Прочь с дороги нашей
– Лень!
– Не мешай!
– Учиться!
– Не мешай!
– Трудиться!
– Раз – два!
– Дружно в ногу!
– Три – четыре!
– Тверже шаг!
– Если нужно бьем тревогу!
– И готовим наш отряд!
(Слайд 7)
Гимн клуба: «Если петь нам о Родине» (Слова В. Семерника. Музыка А. Долуханяна)
1 куплет
Если петь нам о Родине,
Как ни петь о весне.
Как не вспомнить о матери,
О цветах полевых на окне,
Припев:
Отдаём мы любимой
Отчизне своей
И учёбу и труд.
Нашу славную песню,
Нашу гордую песню
Патриотов салют.
2 куплет
Если петь нам о Родине»
Как ни петь о борьбе,
О своей только начатой,
Но прекрасной и светлой судьбе.
Припев тот же
3 куплет
Если петь нам о Родине,
Как ни петь о друзьях.
Как ни петь о товарищах
О взлетающих к небу кострах...
Эмблема клуба:
Дата открытия: 22 февраля 2005 года.
(Слайд 8)
Традиции клуба «Патриот»
Каждую минуту: Дарим ребенку улыбку.
Каждый час: Помогаем ребенку приобрести какой-то жизненный опыт.
Каждый день: Начинаем с круга приветствия. Заканчиваем добрым расставанием (чтобы хотелось встретиться снова)
Каждую неделю: Проводим тематический классный час.
Каждый месяц: Проводим мероприятие согласно плану клуба «Патриот» (праздник, игра, конкурс, выставка поделок, открытые уроки нестандартной формы, встречи с ветеранами ВОВ и выдающимися личностями, проводим родительские собрания).
Каждый год: Проводим сезонные и календарные праздники (праздник осени, день птиц, Пасха, 8 Марта, 23 февраля, 9 мая, День Матери, День пожилого человека, Новый год, День Знаний и т.д.), методические недели открытых уроков для учителей, методические ленты уроков для родителей, отправляем посылку солдатам.
Каждые 4 года: «Здравствуй школа», «Прощай учительница первая моя» и т.д.
(Слайд 9)
Основные направления военно-патриотического воспитания
(Слайд 10)
Права, установленные в нашем клубе «Патриот»
Права детей
- На любовь.
- На уважение личности.
- На собственное мнение.
- На общение с детьми и взрослыми.
- На нормальный психологический климат в семье.
- На обладание личными вещами.
- На внимание, заботу, оценку со стороны взрослых.
Права родителей
- На запреты в интересах ребенка.
- На контроль за действиями ребенка.
- На понимание ребенком родительских нужд и потребностей.
- На выдвижение разумных требований к ребенку.
- На личную жизнь.
- На свободное время.
- На сотрудничество и помощь со стороны ребенка.
- На внимание и заботу со стороны детей.
Межпредметные связи
Межпредметные связи тесно переплетены между собой и прослеживаются в каждом мероприятии. Связь трудовых навыков, изобразительного искусства, музыки, литературного чтения, русского языка и развития речи, физического воспитания и экологической работы прослеживаются на всех уроках и во всех воспитательных мероприятиях.
Социокультурные связи
(Слайд 11)
Критерии результативности и технология выявления уровня воспитанности ребенка
- Приобретение более конкретных знаний о достопримечательностях родного края, узнают о своеобразии и неповторимости своей малой Родины.
- Овладение новыми способами получения знаний: посещение музеев, театра, выставочного зала, библиотеки, общение с книгой, беседа с представителями культуры, искусства, прогулки, походы, экскурсии в парки, лес, по улицам городов.
- Приобретение социального опыта поведения в общественных местах, в общении с воинами российской армии и ветеранами ВОВ.
- Конкретизация своих знаний об общественной социальной жизни страны в процессе проживания этих событий.
- Воспитание обще человеческих качеств: доброты, внимания, заботы к старшим и младшим, уважения желания других людей, толерантность.
- Проявление чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений со взрослыми и со сверстниками.
Анкетирование родителей
«Специфика формирования патриотизма у детей»
Цель анкетирования: выявить гражданскую позицию родителей в реализации задач по формированию у детей чувства патриотизма.
- Что такое патриотизм?
- Роль семьи, государства в патриотическом воспитании детей.
- Считаете ли Вы себя патриотом?
- Что вы понимаете под формированием патриотизма у детей?
- Нужно ли организовывать специальную работу по патриотическому воспитанию детей?
- Какими на Ваш взгляд должны быть направления формирования патриотизма у детей в школе и семье?
- Какие трудности Вы испытываете при разговоре с детьми на темы патриотической направленности?
Анкета для детей (в форме беседы)
- Ты знаешь, в какой стране, государстве мы живем?
- Какой город является столицей нашей Родины?
- В каком городе мы живем?
- Ты знаешь цвета нашего флага?
- А знаешь, как зовут нашего президента?
- Ты любишь наш город?
- Что ты делаешь, и будешь делать для того, чтобы наш город, твой двор, твой дом были чистыми и красивыми?
- Тебе нравится участвовать в концертах и праздниках?
- Тебе интересно ходить на встречи с доблестными воинами, ветеранами ВОВ?
- Ты знаешь, чем занимаются солдаты?
- Ты хотел бы быть, как они?
- Что означают слова «служить в армии»?
- Каким должен быть солдат?
- Каким бы ты хотел быть военным?
- Что такое памятник?
- Зачем нужны памятники?
- Почему кладут к памятнику живые цветы?
- Какие праздники военных ты знаешь?
- Какой военный праздник твой самый любимый?
- Какие праздники русского народа ты знаешь?
- Когда и как они отличаются?
- Какие ты знаешь стихи и песни о Родине?
- Какие песни, стихи ты знаешь о наших воинах?
Анкета для родителей
«Насколько тесны в вашей семье связи между поколениями?»
- Как часто Ваш ребенок общается с бабушками и дедушками?
- ежедневно
- 1 раз в неделю
- 1 раз в месяц
- 1 раз в год
- Делятся ли представители старшего поколения с ребенком воспоминаниями о собственном детстве?
- да
- никогда
- изредка
- Существуют ли у Вас «семейные предания», которые передаются из поколения в поколение?
- да
- нет
- не знаем
- Хранятся ли в Вашем доме старинные вещи, связанные с воспоминаниями о прошлых поколениях?
- да, хранятся
- нет
- не имеет особого значения
- Считаете ли Вы общение ребенка с представителями старшего поколения достаточно полным и насыщенным?
- да
- нет
- Что мешает установлению частых и полных контактов старшего поколения с ребенком?
- недостаток времени
- удаленность места жительства
- трудности в личных контактах
- Ваш ребенок, общаясь с бабушками и дедушками:
- радуется
- испытывает тревогу
- остается равнодушным
- ожидает новых встреч
Этапы реализации основных задач патриотического воспитания
через деятельность клуба «Патриот»
МОУ СОШ № 17 пос. Шаумянского
на 2009 – 2010 учебный год
Месяц |
Форма работы |
Содержание работы |
Ответственный |
Сентябрь |
Беседа |
«Основа и символы России» |
Хлыстова В.М. |
Октябрь |
|
|
Жиркова Л.И. Хлыстова В.М. |
Ноябрь |
Устный журнал |
«Возвращение к истокам», (в Шаумяне) |
Жиркова Л.И. Хлыстова В.М |
Декабрь |
|
|
ДК. Метелева Т.И. Хлыстова В.М. |
Январь |
Беседа в сельской библиотеке |
«Права и обязанности гражданина от рождения и на всю жизнь». |
Жиркова Л.И |
Февраль |
Акция Утренник. |
«Посылка солдату» «Рыцарский турнир». |
Родители Хлыстова В.М |
Март |
Семейный праздник. |
«Семья вместе и душа на месте». |
Хлыстова В.М. Родители |
Апрель |
Беседа в сельской библиотеке |
«Достижение Отечества в области космонавтики». |
Жиркова Л.И. |
Май |
Праздник |
Наследие русских композиторов. «Встреча с военной песней». |
Цыганкова Е.А. Хлыстова В.М. Жиркова Л.И. |
Анализ воспитательной работы клуба «Патриот»
За период существования клуба «Патриот» было проведено множество мероприятий разностороннего развития личности учащихся в различных направлениях. Они охватили и нравственное, и эстетическое, и экологическое, и физическое, и патриотическое, и трудовое.
В течение работы клуба «Патриот» было проведено множество праздников, различной тематики: «Здравствуй, школа!», «Картофельный банкет», «Путешествие в страну дорожных знаков», «Новогодний утренник», «Поле Чудес», «Березовая веточка России» (совместно с музыкальной школой), «День Матери» (совместно с ДК), «Чудо – богатыри» (спортивные соревнования совместно с папами), «Экологический мультфильм», «Примите наши поздравления» (к 8 Марта), «День птиц». Литературно – музыкальная композиция «День Защитника Отечества», стала праздником, на котором было проведено открытие клуба «Патриот» и приглашены ветераны ВОВ. Конкурс «В гостях у Золушек» вызвал у детей огромный интерес. Они активно выполняли задания «строгой мачехи», затем встретились с Доброй феей, которая помогла им попасть на королевский бал. Дети с огромным удовольствием приняли участие в инсценировании сказок: «Репка», «Курочка Ряба», «Лягушка – Путешественница – обманщица». Все сказки были представлены зрителям из других классов и родителям в новой необычной обработке. Всем очень понравилось это представление. В течение всего времени было уделено большое внимание физическому воспитанию учащихся. Проводились эстафеты, спортивные праздники «Чудо – богатыри», «Зоологические забеги». Игра «Счастливый случай» собрала вокруг себя множество родителей, которые были не только зрителями, но и участниками игры на тему: «Солдаты и солдатская жизнь».
Нас неоднократно приглашала в гости музыкальная школа, так как в нашем классе 9 человек занимаются музыкой. Поэтому мы приняли участие в «Празднике Масленицы» и творческом вечере Шаинского. Были проведены и мероприятия совместно с ДК. Дети выступали на «день колхозника», «День Защитников Отечества», «День Победы», на смотре художественной самодеятельности. Также проводились заседания клуба «Патриот» (совместно с с/б). одно заседание было посвящено 90-летию со дня рождения бывшего председателя колхоза Козырь И.Л. (с приглашением его дочери). Была проведена встреча с ветераном ВОВ Есиным Н.М. (он наш постоянный гость на многих мероприятиях). Апрельское заседание клуба было посвящено памяти ВОВ Луковенко В.И. по его книге «птицы памяти» (в присутствии его сыновей и внучки был проведен конкурс стихов Луковенко). В мае была проведена встреча с ветераном войны.
Огромное внимание уделялось трудовому воспитанию. Дети с огромным желанием изготовляли различные поделки из разных материалов и с еще большим интересом оформляли выставки своих поделок, такие как: «Поделки из мусора» удивляли директоров школ района, «Замки с привидениями» (пятница, 13 января), «Хоровод Снеговиков», «Лягушата расшались» (конкурс бутербродов к 8 Марта для мам и бабушек), выставка пасхальных «Стаканчиков – зайчиков» (к Пасхе на открытом уроке труда), «Аппликация из кожи» (к 8 Марта). Неоднократно изготовлялись подарки для родителей к 8 Марта, к Новому году, ко Дню Матери, к 23 февраля.
Большое внимание было уделено ПДД. Были проведены выступления в д/с, беседы согласно плана. Совершалась поездка в г. Пятигорск с посещением Лермонтовских мест, церкви, военного кладбища, Вечного огня и драматического театра.
Дети с огромным желанием и интересом принимают участие во всех классных делах и мероприятиях. Все дети активны, воспитаны и доброжелательны.
Во всех мероприятиях мы ощущали поддержку наших родителей и помощь. Мы проводим мероприятия совместно с психологом школы Шкабуриной И.В., Жирковой Л.И., с Метелевой Т.И. и музыкальной школой.
Т.к. файл презентации превышает допустимый объем, то презентация будет представлена в формате .pdf (номер слайда соответствует номеру страницы).