Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3 склонения

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить учащихся со способом проверки безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

Задачи:

Учебные:

  • повторить изученные словарные слова, подобрать к ним слова – подсказки;
  • закрепить алгоритмы определения склонения и падежа имени существительного;
  • упражнять в определении склонения и падежа;
  • сформулировать алгоритм  «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имён существительных», формировать умение применять его на практике.

Развивающие: развивать речь, память, мышление.

Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к предмету.

Оборудование: компьютер, проектор для просмотра презентации (Приложение 1).

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!.

Ребята, давайте поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Поприветствуем приветливой улыбкой наших гостей. Садитесь.

Сегодня тема нашего урока русского языка « Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.

Тема трудная. Она требует от нас много знаний, внимания, терпения, старания.

Кто из вас обратил внимание на то, какие песни звучали в классе на перемене? О чём они?

Совершенно верно. Это песни о дружбе. Все вместе мы преодолеем все преграды, все трудности, которые встретятся на нашем пути. Ведь даже в песни говорится:

Там, где трудно одному
Справлюсь вместе с вами.
Где чего-то не пойму,
Разберём с друзьями.

Откройте ваши тетради и запишите число. Начнём наш урок со словарной работы.

2. Словарная работа  «Угадай словечко!».

(Слайды №№ 2–7)

Задание: угадать слово, хором проговорить, объяснить орфограммы, записать слово в тетрадь, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы, подобрать слово-подсказку.

– Здание или помещение для торговли каким-либо товаром.

Ага! Магазин!

– Общеславянское слово. Значение его окончательно не раскрыто этимологами. Связывают его с нашим корнем « мал». Эта ягода состоит из многих «малых» ягодок-зёрнышек.

Маленькая малинка.

– Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней.

Машина  машина.

– Предметы комнатной обстановки (столы, стулья, диваны).

Белая  мебель. 

– Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Мёд  любит  медведь.

– Висит над избушкой
Хлеба краюшка.

Ясный месяц.  

3. Работа над темой урока.

А) Повторение.

– Посмотрите на слова, которые мы с вами записали. Чем они все похожи?

(Слайд  № 8)

– Что такое «имя существительное»?

– На какие три группы их можно разделить?

– Как узнать, к какому склонению относится имя существительное?

(Слайд № 9)

– Определите склонение имён существительных.

– Что такое склонение?

– Как узнать падеж имени существительного.

(Слайд  № 10)

– Определите падеж в словосочетаниях. (Слайд № 11)

Горит в печи.

– Работает агрономом.

– Прилетел на самолёте.

– Написал адрес.

– Напилил  пилой.

– Прошёл по лестнице.

– Здание вокзала.

– Пишет ручкой.

1      2      3      4      5      6      7      8

П.    Т.     П.    В.    Т.     Д.    Р.    Т.   

Б) Постановка проблемного  вопроса.

– Зачем нужно  уметь правильно определять склонение и падеж? 

В) Физкультминутка.

– Итак, мы сказали, что для того, чтобы правильно писать безударные окончания существительных нужно уметь правильно определять склонение и падеж.

– Мы уже знаем, что буквы безударных гласных в корне, приставке, суффиксе можно узнать по буквам ударным в тех же частях слова.

– Можно ли проверить безударные окончания существительных?

– Что для этого нужно сделать?  (Подобрать слово с ударным окончанием)

Г) Работа со стихотворением.

(Слайд № 13)

– Вы согласны с такой проверкой?

– Что мы не учли?

– Какое уточнение нужно внести в правило?

– Нам помогут слова с ударными окончаниями. Для 1 склонения это будет слово «лиса». Для 2 склонения «кот».

Кто из детей не знает русскую народную сказку о Котофее Ивановиче, воеводе из сибирских лесов, и Лизавете Ивановне, его хитрой жене? Все звери в лесу стали кота бояться –  пусть так же и все ошибки в тетради боятся кота и лису.

– Для 3 склонения возьмём слово «степь».

(Слайд № 14)

– Давайте посмотрим как работают наши подсказки. Продолжение работы со слайдом № 13.

– Что же нужно сделать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание существительного?

(Слайд № 15)

4. Закрепление полученных  знаний.

А) Вставить и объяснить пропущенные безударные окончания существительных.

Жил в деревне, поехал на лошади, читал в библиотеке, сидеть у проруби, ехать по дороге, пошатывался от усталости, бегать по аллее, написать без ошибки.

Б) Работа с предложением.

Лучи солнца заиграли на верхушке дерева, на поверхности воды, на крыше дома.

Полюбуйся пушистым снегом на яблоне, на сирени, на дубе, на ели.

5. Итог.

Домашнее задание:  упр. № 121 стр. 126.