Цели:
- познакомить учащихся со временами нашествия на Древнюю Русь монголов, образования ими государства Золотая Орда;
- создать эмоционально насыщенный образ Древней Руси периода феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия, вызвать сочувствие к судьбе родной страны;
- способствовать воспитанию чувства сопричастности к истории родины.
Учебник: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, С.В.Тырин. Окружающий мир «Моё Отечество». 3 класс.
Приемы и стратегии: «Прогнозирование по названию», чтение с остановками, таблица ЗХУ.
I. Стадия вызова.
– Мы заканчиваем изучение раздела, посвященного эпохе Древней Руси, а насколько точно вы запомнили ключевые понятия темы, проверим по результату самостоятельной работы.
Задание: соедините с помощью стрелок даты и названия исторических событий по смыслу.
(Работа на индивидуальных карточках, взаимопроверка в парах) (1 слайд). (Приложение 1)
– Какими событиями наших предков мы можем гордиться?
– Как вы думаете, кто опаснее был для Руси – степняки-кочевники или рыцари? Почему?
– Какую фразу произнес Александр Невский перед пленёнными рыцарями?
Слово учителя: Богата наша страна. Одним из важнейших богатств являются реки. У каждой из рек своя слава. Одна славится родниками и чистой водой, другая – крупной рыбой. Но по-настоящему известной становится река, когда к ней прикасается история.
Кто-то удачно придумал представлять историю в виде реки времени, проплыв по которой можно узнать какие важные события произошли в истории страны. Обратите внимание, в конце VIII века река резко изменила своё течение, стала мелкой, огромные камни мешают её течению.
(Чтение учителем отрывка из учебника с. 42..Слайд из презентации. Звучит «Слово о погибели Русской земли» в исполнении М. Трошина) (2 слайд)
Много веков назад неизвестный автор, горюя о разорении Родины, написал «Слово о погибели Русской земли». «Но почему о погибели?!» – воскликнули Анюта и Илюша.
– Что удивило Анюту и Илюшу?
– Какое вы заметили противоречие?
– Какой вопрос возникает? (С какой бедой не справились жители Древней Руси?) (2 слайд)
Тема нашего урока так и звучит «Слово о погибели русской земли». Выскажите свои предположения. (Прогнозирование по названию)
– Можно ли набеги половцев и события на северо-западе считать погибелью?
Поищите ответ на реке времени. Какое событие произошло в ХIII веке? (Русь не справилась с Батыевым нашествием.) Это видно по тому, как река круто изменяет направление, хотя до этого успешно справлялась с другими врагами (3 слайд).
Возможно, какие-то беды ослабили Русь. Заполните таблицу. (4 слайд)
Предлагаю проверить наши предположения.
Посмотрите на карту учебника с. 43 и ответьте, была ли Русь единственным государством? Что означают стрелки? Как же и почему не справилась сильная и богатая Древняя Русь с новым врагом мы и должны узнать на уроке.
II. Стадия содержания.
1. Обратите внимание на две карты. (5 слайд)
Сравните карты. В чём разница? (Одна и та же территория с названием Русь на первой карте закрашена одним цветом, а на второй – разными цветами.)
– О чём это говорит? (Единое государство распалось на несколько отдельных государств, наверное, в каждом из которых есть своя столица, своё правительство, своя армия)
– Почему это произошло и к чему привело? Прочитайте текст учебника «И пошёл брат на брата» с. 43-44 и ответьте на вопрос. Заполните 3 столбик таблицы. (Работа в парах).
Вывод: Войны между князьями привели к разобщению, а затем и разорению русских земель самими же жителями Руси, ослаблению русского войска. (6 слайд)
2. По этому поводу хочется вспомнить сказку Л.Н.Толстого «Веник» (Инсценирование сказки группой ребят) (Приложение 2)
– Сказка ложь да в ней намёк, добрым молодцам урок. О каком уроке идёт речь?
3. Продолжим заполнение таблицы «Враги Древней Руси», начатой на прошлом уроке.
Прочитаем текст на с. 44 с остановками, записывая информацию в таблицу 3 строку.
(В результате получилась таблица) (7 слайд), (8 слайд).
Слово учителя: В начале XIII века заканчивалась эпоха крестовых походов – военного натиска Запада на Восток, В это время мир был потрясён появлением огромного государства в Азии – империи Чингисхана. Для народов Восточной Европы нашествие монголов стало подобно огненному смерчу, уничтожавшему достижения европейской цивилизации. Послушайте сообщения ребят о великих правителях этого народа. (9 слайд)
4. Посмотрите на карту на с. 43. (10 слайд)
– Что означают стрелки на карте? Какое государство образовали монголы к востоку от русских земель?
Чтение учителем текста на с. 45, 47 «Новое государство на просторах России». Дополните таблицу №1.
– Какое государство образовалось на восточных границах русских земель?
– Что значит, Русь оказалась под властью Золотой Орды?
Слово учителя: Итогом походов Батыя 1237–1242 годов стал захват монголами огромных земель. Русь, южнее степи от Урала до Дуная , Закавказье, Крым – всё это вошло в новое государство хана Батыя, вскоре ставшее независимым и получившее на Руси название Золотая Орда. По названию одного из монгольских племен все население орды стали называть « татарами».
Подобно огненному смерчу захватывали монголы русские города.После нашествия Батыя Русь оказалась под властью Золотой орды. А что это значит? (Чтение отрывка из учебника, с. 47).
Слово учителя: Подавив сопративление Руси и жестоко разорив её,Батый создал свою систему конроля над покорённой страной. Жить в лесах ордынцы не могли. Им нужны были степи и пастбища для коней. Поэтому Батый не ввел прямое ордынское управление , а превратил русских князей в своих вассалов (подчиненных), оставив за ними право управлять своими княжествами. Но, князья должны были теперь получать право на свое княжение у хана в Орде. При этом хан мог в любой момент сместить непокорного князя.Кроме этого ханы требовали ежегодной дани (налога) от всех русских княжеств. Даже земли, не завоеванные Батыем, например Новгород, обязаны были платить эту дань. .
– Как вы думаете, что в виде дани поступало в Орду? (11 слайд) (Деньги, меха, люди, зерно, скот – всё это в огромных количествах шло в Сарай (в столицу Золотой орды), истощая русские земли.) Рисунок в учебнике, с. 45.
Заполните таблицу до конца. Таблица (12 слайд).
Слово учителя: Последствия нашествия монголов для Руси очень тяжелы. Страна обеднела, и значительная часть населения была полность разорена. Ордынское иго иссушило душу Руси, не давало ей свободно развиваться дальше.
Итоги. (13 слайд)
III. Стадия рефлексии.
– Напиши письмо от своего имени русским людям ХII века. Чего ты им пожелаешь, о чём предупредишь? (Работа на индивидуальных листочках. Обсуждение в группах. Одно письмо от группы зачитывается.)
IV. Домашнее задание.
- Работа в рабочих тетрадях.
- Чтение текстов из книги для чтения по истории «Родная страна» В.А. Бердинских, М.Л. Бердинских. (Приложение 3) Подготовить сообщение об организации войска монголов, о защитниках русских городов (на выбор).