МОУ “Лужновская СОШ” является сельской малокомплектной школой, в которой обучается 59 человек из 7 населённых пунктов.
Математика – один из основных предметов в любом общеобразовательном учебном заведении. В настоящее время каждый выпускник, несмотря на будущую профессию, должен обладать достаточными математическими знаниями. Коллектив школы даёт прочные знания выпускникам, что ежегодно подтверждается итоговой аттестацией и поступлением выпускников в вузы и ссузы. В современной школе предпрофильная подготовка является важнейшим компонентом подготовки учащихся к жизненно важному выбору, точность которого будет зависеть от умения реально оценивать свои силы, принимать и осуществлять решения, нести ответственность за свой выбор.
Необходимость предпрофильного обучения математике возникла из того, что нельзя учить всех детей в старшей школе одинаково, и удалённостью деревень от областного центра, где учащиеся могут получать углубленные знания по предметам на различных подготовительных курсах. Работа началась с изучения документов по модернизации образования, была проанализирована оценка готовности школы к переходу на предпрофильное обучение: наличие учителей-предметников, имеющих квалификационные категории, наличие оборудованных кабинетов. Был проведён педсовет на тему “Стратегия развития предпрофильного обучения в школе”, на котором были изучены материалы по организации профильного и предпрофильного обучения. По решению этого педсовета на школьных методических объединениях были изучены стандарты образования с точки зрения профильной подготовки учащихся, проведено родительское собрание по теме: “Профильное обучение”, начали проводить диагностику учащихся, выполняющую следующие функции:
- Диагностика интересов, склонностей, способностей, других индивидуальных особенностей, которые в дальнейшем смогут определить характер и успешность образовательной деятельности учащихся.
- Прогнозирование успешности овладения учащимися учебным материалом, предусмотренной соответствующими программами образовательных областей.
- Диагностика готовности учащихся к самостоятельному выбору профиля как ключевого этапа самообразовательной деятельности.
Профильные классы позволяют удовлетворять запросы и потребности учащихся, проявляющих повышенный интерес и склонности к изучению математики. Однако профильные классы создаются, как правило, на третьей ступени обучения и учащиеся, обучавшиеся до этого в общеобразовательных классах, испытывают большие затруднения. Решению данной проблемы способствует предпрофильное обучение, которое начинается уже с начальной школы, где учащиеся решают занимательные, логические задачи. Ребята узнают исторические сведения, поучительные эпизоды из биографий великих математиков, рассказы об их основных трудах. Следует отметить, что в начальном и среднем звене 2 ч. кружковой работы отводится на математику.
Перед учителем начальных классов стоит задача отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых математических навыков. С этой целью у каждого учащегося существует портфолио достижений, куда вкладываются “Листы индивидуальных достижений” школьников по математике. Это позволяет ученику видеть своё продвижение, а учителю- наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить целенаправленную и своевременную коррекцию.
Уже к восьмому классу учащиеся имеют
возможность оценить привлекательность
математики, ее интеллектуальную эстетику,
широкое разнообразие интересных математических
задач. Именно в этом возрасте целесообразно
начинать систематическую подготовку учащихся к
дальнейшему продолжению образования в
профильном классе. Эти обстоятельства
определяют роль 8-9 классов в системе подготовки к
изучению математики в профильном классе как
ориентационного этапа. Учащиеся
подготовительных классов должны владеть всем
материалом, входящим в общеобразовательный курс
математики, а минимальный уровень требований
должен совпадать с уровнем требований учащихся
общеобразовательных классов.
Профильное обучение математике – это не
углубленная математическая подготовка
школьников, а развитие их способностей в
определенной сфере деятельности средствами
математики, демонстрация возможностей
применения математики в той или иной профессии.
Исходя из анализа действующих учебных планов (БУП-04 и экспериментальные учебные планы), базовый объем предпрофильной подготовки определяется 102 часами, из расчета 3 учебных часа в среднем на 34 учебных недели в году. Из имеющихся часов большую часть времени – две трети, т.е. 2 часа в неделю (всего 68 часов в год) – планировалось отвести на специально организованные краткосрочные (от одного до двух месяцев) курсы по выбору.
Была проведена презентация элективных курсов, на которую были приглашены учащиеся 8-х классов и их родители: было кратко представлено содержание программ элективных курсов, его назначение в предпрофильной подготовке, предполагаемые формы познавательной деятельности, итоговой аттестации, преподаватель ответил на вопросы учащихся и родителей. Перед презентацией каждый восьмиклассник получил подготовленную анкету для определения образовательных потребностей будущих девятиклассников – в ней был предложен список предполагаемых курсов по выбору и количество учебных часов на каждый курс с рекомендацией: "Выбери наиболее нужные для тебя курсы из предлагаемого ниже списка”. На основе анализа образовательных потребностей учащихся 8-х классов были подготовлены курсы по выбору.
Курсы по математике по выбору | Количество часов |
“Решение задач на проценты” | 16 |
“Основы математической логики” | 12 |
“Полезная математика. Приложение теории графов” | 12 |
“Повторяем, решая, закрепляем, узнаём новое”” | 30 |
“Задачи с параметрами” | 12 |
Из предложенных пяти курсов выбрали первое, очевидно в силу большой практической значимости. Этот курс демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека.
Разработка программы курса “Решение задач на проценты” обусловлена непродолжительным изучением темы “Проценты” Понимание процентов и умение производить процентные расчёты, в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико, и затрагивает стороны нашей жизни. Учащимся было очень интересно узнать, что оказывается, для банковского расчёта существуют формулы простого и сложного процента. Каждое занятие при проведении курсов направлено на то, чтобы развить интерес учащихся к предмету, познакомить их с новыми идеями, расширить или углубить представление об изучаемом в основном курсе математики, рассмотреть решение интересных задач. При изучении курсов по выбору не ставится цель выработки каких-либо специальных умений и навыков, хотя должен появиться прогресс в подготовке учащихся по математике.
Суть предпрофильной подготовки – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащегося 9 класса, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию. Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения.
В школе в рамках предмета “Технология” преподаётся предмет “Профессиональное самоопределение старшеклассников”, который способствует учащимся познать самих себя: свои интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания, свойства нервной системы и т.д., а в дальнейшем выбрать профессию, получение которой будет способствовать правильно выбранный профиль обучения. Анализ результатов тестирования и диагностики вывели на физико-математический профиль обучения. В 2006-2007 уч. году в 10 классе по желанию учащихся и их родителей был введён данный профиль.
Основные цели предпрофильной подготовки по математике:
- Выявление и формирование средствами математики направленности личности, ее профессиональных интересов.
- Формирование деятельностных способностей учащихся: способностей к самоопределению, самореализации, рефлексии собственной деятельности.
- Формирование и развитие мышления, развитие математических способностей.
- Овладение комплексом математических знаний, умений и навыков.
Реализация данных целей осуществляется как на уроках, так и во внеурочной деятельности. При этом основное внимание уделяется следующим моментам:
- Активная самостоятельная деятельность учащихся. Для этого теоретический материал вводится крупными блоками, что позволяет освободить больше времени для решения задач. После уроков решения задач следуют уроки – зачеты.
- Индивидуальные задания для различных групп учащихся.
- Разнообразие системы уроков, использование различных форм работы с учащимися.
В школе ежегодно проходит декада математики с целью повышения профессиональной компетенции учителей, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
- Задачи предметной декады:
- Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к математике;
- Выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению математики.
Учитывая цели и задачи предметной декады, в школе проводятся внеклассные мероприятия такие как “Математический калейдоскоп”, “Эта интересная математика” и др. Материал представлен на сайте https://urok.1sept.ru/authors/209-194-433/. Ученики с удовольствием принимают в них участие. Материал подбирается таким образом, чтобы можно было проиллюстрировать применение математики на практике, показать связь математики с другими областями знаний, познакомить с некоторыми историческими сведениями, подчеркнуть эстетические аспекты изучаемых вопросов. Уровень сложности материала декады способен привлечь значительное число школьников, даже слабых учеников. Материал красиво оформляется и находится в кабинетах.
В августе 2005 года была составлена и утверждена карта индивидуальных образовательных траекторий на 2005/2006 учебный год. В общешкольном расписании занятий был определен день, в который в 9-м классе проводились элективные курсы. С сентября 2005 года каждый девятиклассник начал посещать курсы. Для учащихся был оформлен постоянно действующий стенд "Предпрофильная подготовка". На стенде размещались дополнительная информация и задания к зачёту.
В соответствии с “Положением об оценивании учащихся при проведении элективных курсов предпрофильной подготовки” по окончании элективного курса ученики получили сертификаты или свидетельства. Сертификат подтверждает успешное усвоение программы и успешное выполнение итоговой работы. Свидетельство выдается, если учащийся посещал занятия, но выполнять итоговое задание не стал или не справился с ним.
По окончании программы курса, ученики анкетировались с целью определения качества преподавания. В целом, анализ результатов текущего анкетирования, бесед и анкетирования родителей позволяет сделать вывод об эффективности организованной в нашей школе работы по предпрофильной подготовке по математике.
Учебники, по которым мы учим: под ред. Теляковского и др. Алгебра 7-9 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: “Просвещение., Атанасян Л.С. и др. Геометрия 7–9 кл. – М.: “Просвещение”. Дополнительную информацию берём из учебника под ред. Мордковича, Башмакова.
Элективные курсы помогают учащимся определиться с выбором экзаменов за курс основной школы и дальнейшего профиля обучения, делают наших школьников более конкурентоспособными в плане поступления в ВУЗы. Учащиеся школы успешно сдают ЕГЭ и становятся студентами различных вузов.
Выводы
- С введением предпрофильного обучения в школе наблюдается рост качества знаний не только по математике, но и по предметам, изучаемым на базовом уровне.
- Спектр интересов выпускников намного шире, чем предлагает школа. Предложенные школой элективные курсы, позволили им получить необходимые для поступления в ВУЗы знания.
Наши ученики поступили в такие ВУЗЫ, как
- КГПУ им. К. Э. Циолковского,
- МГТУ им. Баумана,
- Заочный финансово-экономический институт,
- Калужская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева,
- Военно-инженерный космический университет им. Можайского, г. Санкт-Петербург,
- Международный университет "Человек. Природа. Общество", г. Дубна, Московская область.
- Московский авиационно-технологический институт,
- Военно-физкультурный институт, г. Санкт-Петербург,
- Московский институт радиоэлектроники и автоматики,
- Тульский государственный университет,
- Колледж Центрального банка России г. Москвы,
- Волгоградская академия МВД.
Литература
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. /Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001г. №1756-р/
- Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003–2004 учебный год / Письмо Министерства образования РФ № 03-51-157 ин/13-03 от 20.08.03г./
- Приказы “Об организации предпрофильной подготовки в образовательном учреждении”
- Положения о предпрофильной подготовке учащихся
- Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования. – М., 2002
- Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы. Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003
- Эксперимент по предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов (2003-2004 учебный год).- М., 2003