Развитие детской одаренности
Одаренность человека развивается в течение всей его жизни и определяет возможность достижения им более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности. Это не врожденное, а приобретенное качество, которое может, как появиться и развиться, так и исчезнуть. Для поддержания одаренности человека необходима целенаправленная системная работа.
Я начинаю эту работу с самых первых дней обучения. Выявляю детскую одаренность уровня интеллектуального развития первоклассников через педагогическую диагностику. Затем планирую работу с ними по каждому учебному предмету. Существуют следующие подходы в разработке содержания учебных программ для одарённых детей: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация.
Ускорение позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития в изучении отдельных предметов или областей знаний.
Углубление – наиболее распространенный подход в педагогической практике, предполагающий углубленное изучение отдельных тем, дисциплин или областей знаний.
Обогащение является альтернативой углублению, оно выходит за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами или дисциплинами.
Проблематизация предполагает стимулирование личностного развития учащихся.
Обогащение и проблематизация отличаются наибольшей перспективностью. Эти подходы позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
Большие возможности заложены в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбрать не только направление исследовательской работы, но и индивидуальный темп и способ продвижения в предмете.
Вот уже на протяжении ряда лет я целенаправленно работаю с одаренными учащимися на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира, технологии. Включаю в урок разноуровневые задания, тесты, олимпиадные и конкурсные задачи. Мои ученики ежегодно становятся победителями и призерами школьных олимпиад и интеллектуальных марафонов, научно-практических конференций, лауреатами всероссийского конкурса “Познание и творчество”.
Международный математический конкурс “Кенгуру”
В России сложилась чёткая структура математических олимпиад, которые охватывают всю территорию страны и доступны каждому школьнику, интересующемуся математикой. Состязания разных уровней, начиная со школьного и кончая Всероссийским, выявить самых способных и одарённых. В последние годы традиционные математические олимпиады стали больше походить на спортивные соревнования для “олимпиадников – профессионалов”. И все меньше внимания уделялось пробуждению интереса к математике у начинающих, а тем более у тех, кому этот предмет даётся с трудом.
Опыт массового проведения математической игры показал, что ребята с большим энтузиазмом и удовольствием решают доступные для них, интересные и занимательные задачи, которые заполняют вакуум между стандартами и часто скучными примерами и задачами из школьного учебника и довольно трудными и требующими специальных знаний и подготовки задачами городских и районных математических олимпиад. Именно это достоинство конкурса – игры “Кенгуру – математика для всех” отметили в своих отзывах учителя математики после проведения конкурса.