Цели:
- Познакомить с поучительными рассказами Л.Н.Толстого.
- Продолжить учить находить главную мысль; отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения; развивать память, внимание.
- Воспитывать любовь к животным, бережное и ответственное поведение по отношению к ним.
Оформление: портрет Л.Н. Толстого, подборка его произведений, карточки с пословицами.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
Учитель: Чей портрет вы видите? (На доске
портрет Л.Н. Толстого.)
– Посмотрите на портрет, вглядитесь в черты его
лица. Каким вы он представляется вам по
характеру?
– Что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?
Ученик: Л.Н. Толстой родился в 1828 г. в семье дворянина. В семье Толстых было пятеро детей: четверо братьев и одна сестра. Мальчик остался без мамы, когда ему было 2 года. Детей воспитывала их тетя. Дети бережно относились друг к другу, были дружны, любили и умели играть. Любимой игрой была знаменитая “зеленая салочка”, которую надо было найти в саду, чтобы стать счастливым. Ребята издавали домашний рукописный журнал “Детские забавы”.
– Л.Н. Толстой родился в 1828 г. – почти 200 лет назад – в семье дворянина. Он прожил 82 года и свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире.
– Л.Н. Толстой был разносторонне развитым человеком, он изучал историю, музыку, рисование, медицину. Но самое главное он любил детей. В то время было мало школ, и учиться могли только дети знатного рода. Вернувшись в Ясную Поляну, он открыл школу для сельских ребятишек. Сам написал для них учебники. Этому труду он посвятил 14 лет. Как признавался писатель, он положил на неё труда и любви больше, чем на все, что делал до сих пор.
Выставка книг.
3. Задачи урока
– Сегодня мы продолжим знакомство с
творчеством Л.Н. Толстого, будем учиться
определять главную мысль автора, которую он
хочет донести до своих читателей.
– Что такое рассказ? (Рассказ – это малая
форма прозы, берет свое начало от таких
фольклорных жанров, как сказка и притча.)
– Какие бывают рассказы? (Художественные,
научные, художественно-научные, повесть (быль)).
– Чем прочитанные рассказы Л.Н. Толстого,
отличаются от тех, которые мы читали раньше? (Носят
поучительный характер.)
– Какой жанр устного народного творчества
поучительного характера вы уже знаете? Как
называются короткие и мудрые высказывания? (Пословицы
и поговорки.)
4. Целеполагание
– На доске написаны части пословиц, попробуйте их собрать, чтобы получились верные высказывания.
Нет друга ищи,
Друг в беде –
Кто скоро помог,а нашел береги.
настоящий друг.
тот дважды помог.
– Какой смысл вложил народ в эти пословицы?
– Какой темой они объединены? (О дружбе, об
ответственности перед друзьями.)
– Великий французский писатель А.де
Сент-Экзюпери говорил: “Ты навсегда в ответе за
всех, кого приручил”. Это эпиграф к нашему уроку.
Я надеюсь, что в конце урока вы объясните смысл
этих слов. О чем сегодня будем читать?
Ответы детей.
5. Работа с текстом до чтения
– Убрав каждую третью букву, вы узнаете название произведения, которое мы будем читать?
Кобтёлнодк
– Опираясь на название и опорные слова, попробуйте предположить, о чем будет это произведение?
Дети
Амбар
Котенок
ВыбралиЗабыли
Собаки
Отогнал
– Какое из этих слов для вас незнакомо?
6. Первичное чтение
Словарная работа: подле амбара, во весь дух.
– Верными ли оказались ваши предположения?
– Понравился ли вам рассказ?
– Кто больше понравился? Почему? (Ответы детей.)
7. Работа с текстом во время чтения
(Чтение по абзацам.)
– Прочитаем рассказ ещё раз, обратим внимание
на слова, которые помогают увидеть образы героев,
понять идею автора.
– С чего начинаются события в рассказе?
– Как дети относились к кошке?
– Что значит пропала? Искали её везде?
– Как думаете, дети быстро сумели забыть о своей
любимице?
– Что привлекло внимание ребят?
– Почему Вася полез на крышу?
– Отчего Катя все время повторяла свой вопрос, не
полезла на крышу за братом?
– Как дети отнеслись к своей находке?
– Что произойдет дальше?
– Почему оставили у себя только одного котенка?
– Опишите его.
– Как характеризует тот факт, что родители нашли
котятам новых хозяев? Почему автор указывает, что
именно мать раздала котят?
– Куда пошли дети?
– Зачем они взяли с собой котенка?
– Какую картину в этой части нарисовал нам Лев
Николаевич? (Все кругом спокойно, котенок
играет с травой, дети довольные рвут щавель).
– Что-нибудь указывает на опасность?
– Возникает ли чувство тревоги?
– Что нарушило такую мирную картину? (Крик
всадника.)
– Какая беда грозила котенку?
– Почему котенок не убежал от собак? (Он
маленький, глупый.)
– Как об этом пишет автор?
– Как поступили дети?
– Кто помог мальчику?
– Почему мальчик больше с собой не брал котенка?
8. Физкультминутка
9. Работа с текстом после чтения
– Назовите действующих лиц этого рассказа.
– Какими автор изобразил детей?
– Случайно ли то, что в его рассказе дети дружные
и умеют играть? (Нет, в детстве он жил в дружной
семье, где дети умели играть друг с другом.)
– Кого автор изображает в центре рассказа? (Все
события около котенка.)
– Отсюда и название рассказа “Котенок”.
– Какой момент рассказа изображен на
иллюстрации?
– Найдите это место в тексте и подтвердите свою
мысль цитатой.
– От чего возникла такая ситуация?
– Какой момент в этом отрывке самый напряженный? (Собаки
хотели схватить котенка, но Вася упал животом на
котенка и закрыл его от собак.)
– Почему Вася бросился спасать котенка?
– Какая беда грозила самому мальчику?
– Почему он не думал о себе?
– Что вы можете сказать о Васе? Какой он?
– Почему автор рассказал нам эту историю? В чем
заключается главная мысль рассказа?
– Какая из собранных вами пословиц больше
подходит к рассказу? Объясните почему?
– Приходилось ли вам защищать своих питомцев от
более крупных животных?
– Как вы можете объяснить слова Сент-Экзюпери,
которые являются цитатой нашего урока?
– Прочитаем рассказ выразительно.
– В каком темпе будем читать рассказ? (Начало
неторопливо; темп ускоряется, когда собаки хотят
схватить котенка.)
– Каким тоном? (Негромко, спокойно.)
– С какой интонацией прочитаем о находке детей? (Радостно,
с восторгом.)
– …об опасности? (Передать голосом тревогу,
напряженность, страх.)
10. Итог урока
– С каким рассказом вы познакомились?
– Когда вас дома спросят, о чем вы узнали, что вы
расскажите?
11. Оценивание
12. Домашнее задание
– Подготовьте выразительное чтение рассказа. Сделайте иллюстрации к тексту. Используйте их при пересказе.