Планируемый результат обучения:
Студенты должны знать:
- классификацию и номенклатуру комплексных соединений;
- строение комплексных соединений (комплексообразователь, лиганды, внутренняя сфера, внешняя сфера);
- виды химических связей в комплексных соединениях;
- значение комплексных соединений.
Студенты должны уметь:
- составлять формулы комплексных соединений;
- определять координационное число;
- составлять уравнения первичной диссоциации комплексных соединений;
- составлять уравнения реакций получения комплексных соединений.
Оборудование: периодическая таблица Д.И. Менделеева, сухая желтая кровяная соль, ее раствор, качественные реактивы для обнаружения ионов калия, железа (2). Реактивы для проведения химических реакций с комплексными соединениями FeCl3, Hg(NO3)2, KI, KCl, FeSO4, CuSO4, NH4OH. Компьютерное сопровождение.
Продолжительность занятия: 90 минут.
План
- Координационная теория А. Вернера.
- Строение комплексных соединений.
- комплексообразователь,
- лиганды,
- координационное число,
- внутренняя сфера,
- внешняя сфера.
- Классификация комплексных соединений.
- Номенклатура комплексных соединений.
- Свойства, получения комплексных соединений.
- Роль русских ученых.
- Значение комплексных соединений.
Ход занятия
I. Организационный момент. (3 минуты)
II. Мотивация учебной деятельности через решение проблемой ситуации и определения целей занятия. (15 минут)
– Мир химии богат и разнообразен. Немало загадок и тайн приготовил он человеку. Но человек любознателен и настойчив – множество веществ и явлений было открыто уже очень давно. Однако не все еще познано.
Сегодня вашему вниманию я предлагаю вещество, качественный и количественный состав, которого определен экспериментально абсолютно точно К4FeC6N6.
– К какому классу соединений может принадлежать это вещество?
В ходе беседы возникает предположение: судя по составу, вещество не может быть ни кислотой, ни основанием. Значит, это соль.
– Если это соль, то какой кислоты? И какова же истинная формула вещества?
Студенты высказывают предположения, что в состав входит цианид калия и цианид железа. 4KCN·Fe(CN)2
– Я приготовила раствор этой соли.
– Давайте проверим, является ли она электролитом.
Если она растворима в воде и является электролитом, то скажите, какие частицы должны присутствовать в растворе?
Ионы двухвалентного железа, ион калия и цианид – ион.
– Давайте проведем качественный анализ этой соли.
Используя подробную инструкцию I, учащиеся проводят лабораторные опыты: контрольные и по исследованию неизвестного вещества.
Инструкция 1.
-
Проведите контрольные опыты:
а) К раствору сульфата двухвалентного железа добавьте несколько капель раствора NaOH, обратите внимание на признак реакции;
б) К раствору хлорида калия добавить несколько капель гидротартрата натрия. Охладите пробирку в струе воды, потирая стеклянной палочкой. Обратите внимание на признак реакции; -
Проведите опыты по исследованию неизвестного вещества:
а) К раствору неизвестного вещества добавьте несколько капель раствора NaOH. Что наблюдаете? Сравните с контрольным опытом.
б) К раствору неизвестного вещества добавить несколько капель гидротартрата натрия. Охладите пробирку с струе воды, потирая стеклянной палочкой.
Проводятся качественные реакции на катионы:
K+ + NaHC4H4O6→
Fe2+ + 2OH- →
Уравнения химических реакций не записываем, но оговариваем, что студенты проводят качественные реакции, используя элементы аналитической химии.
– Что наблюдаете? Сравните с контрольным опытом.
Студенты сравнивают и высказывают свое мнение.
– Как видите качественный анализ, показал наличие только катионов K+.
В результате опыта не удалось обнаружить ни Fe2+, ни CN-. В то же время данная соль дает ряд реакций, которые не свойственны ни Fe2+, ни CN-, взятым в отдельности.
К тому же известно, что анионы CN- обладают очень высокой токсичностью, но данная соль – обычный лабораторный реактив.
Учитывая результаты опытов, можно сделать вывод, что при диссоциации исследуемой соли железо (II) перешло в раствор не в виде ионов Fe2+, а в составе более сложных ионов, не разрушившихся при растворении кристаллов. Как могут быть построены эти ионы? И как построено соединение в целом?
– Начиная с XVIII в., накапливались сведенья о таких соединениях. Долгое время эти соединения оставались непонятными. Число их росло, расширялся круг элементов, способных давать такие соединения. Были предприняты попытки, объяснить, что скрывается за таинственной точкой, связывающей друг с другом формулы двух или нескольких соединений, но эти попытки не выдержали испытанием времени, т. к. не могли удовлетворенно объяснить всю совокупность экспериментальных сведений.
Возникает проблемная ситуация: учащиеся знают состав и некоторые свойства вещества, однако их теоретические знания не позволяют объяснить его строение.
– Сегодня мы рассмотрим соединения этого типа, которые называются комплексными соединения. (Слайд 1) И чтобы отразить свойства вещества формулу, рассмотренной нами соли записывают K4[Fe(CN)6]. Эта формула будет занимать центральное место, и мы не раз еще вернемся к ней. К соединениям этого класса относятся [Cu(NH3)4]SO4, K3[Al(OH)6], [Al(H2O)3(OH)3]
И нашей задачей будет разобраться каковы эти соединения, живущие в квадратных скобках.
– Скажите, какие цели вы бы поставили перед собой на сегодняшнем занятии? (Студенты отвечают)
– А теперь посмотрим, совпадают ли цели, поставленные вами с планируемым результатом обучения. (слайд 2)
– По мнению К. Пруткова, «многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы, но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий».
И я надеюсь, что после этого урока комплексные соединения станут для вас понятны: вы узнаете строение, свойства, применение исследуемого вещества, а так же познакомитесь и с другими комплексными соединениями. И это важно для вас не только на данном этапе изучения химии. Знания комплексных соединений вам необходимы для успешного изучения аналитической и фармацевтической химии.
III. Изложение нового материала. (70 минут)
– Общепринятого определения понятия «комплексных соединений» нет. Это обусловлено разнообразием комплексных соединений и их характерных свойств. И для вас сегодня еще одна задача – дать определение комплексным соединениям.
– Основная заслуга в создании современных представлений о строении комплексных соединений принадлежит швейцарскому химику Альфреду Вернеру, сформулировавшему в 1893 г. (ему в это время было 26 лет) основные положения так называемой координационной теории.
По словам Л.А.Чугаева, "только с появлением теории Вернера химия комплексных соединений утратила характер лабиринта или темного леса, в котором исследователь рисковал заблудиться... Нынче в этом лесу проложены широкие дороги...".
– Посмотрите на составные части комплексных соединений (слайд 3)
И это будут ключевые слова нашего урока.
– А теперь более подробно.
Слайд 4. (По отдельности рассматриваем все составляющие части комплексных соединений.)
1. Центральное место в комплексных соединениях занимает комплексообразователь. Это обычно положительный ион (чаще всего металл).
К хорошим комплексообразователям относятся:
- Ag+ Au+ Cu+
- Cu2+ Zn2+ Hg2+ Fe2+ Ca2+ Ba2+ Pb2+
- Fe3+ Co3+ Cr3+ Au3+
- Pb4+
2. Вокруг комплексообразователя расположены или координированы лиганды, то есть ионы противоположного знака или нейтральные молекулы.
Запишем важнейшие лиганды и их названия. Это нам пригодиться для номенклатуры комплексных соединений.
Нейтральные молекулы:
- Аква H2O
- нитрозо NO
- амин NH3
- карбонил CO
Ионы:
- фторо F-
- бромо Br-
- йодо I-
- хлоро Cl-
- нитро NO2-
- нитрато NO3-
- циано CN-
- амидо NH2-
- тиосульфато S2O32-
- карбонато CO32-
- оксалато C2O42-
- гидроксо OH-
- гидридо H+
3. Важной характеристикой комплексообразователя является координационное число – число, показывающее, сколько лигандов координировано вокруг комплексообразователя. Координационное число зависит от многих факторов, главное из которых является степень окисления комплексообразователя.
Посмотрите наиболее характерные координационные числа в растворах и заряд центрального атома:
заряд центрального атома Zк | +1 | +2 | +3 | +4 |
координационные числа Кч | 2 | 4-6 | 6-4 | 8 |
– Может, вы заметили какую-нибудь закономерность?
Приближенно можно считать, что характерное координационное число определяется зарядом (степенью окисления) центрального иона:
Кч ≈ 2Z
В принципе координационное число может быть от 1 до 12, но чаще всего: 2, 4, 6, что соответствует наибольшей симметрии расположения лигандов относительно комплексообразователя.
4. Комплексообразователь и лиганды образую внутреннюю сферу комплексных соединений (собственно комплекс).
5. Внутренняя сфера выделяется квадратными скобками.
6. Если внутренняя сфера имеет заряд, комплексные соединения имеют внешнюю сферу – ионы, стоящие вне квадратных скобок.
Для уточнения слайд 5.
– А теперь разберем по составу комплексные соединения:
[Cu(NH3)4]SO4
K3[Al(OH)6]
[Al(H2O)3(OH)3]
– Давайте напишем формулы комплексных соединений (под диктовку)
- Комплексообразователь Pb2+
- Лиганд OH-
- координационное число 4
- внешняя сфера K+
- комплексообразователь Cu2+
- лиганд H2O
- Координационное число 4
- внешняя сфера SO42-
– А теперь проверим. (студенты могут допустить ошибки, поэтому необходимо рассмотреть следующий материал)
– Что надо знать, чтобы написать правильно формулу вещества?
Заряды ионов.
- Заряд комплексного иона можно определить по внешней сфере (вернуться к формулам на доске).
– НО если убрать внешнюю сферу?
- Заряд комплексного иона определяется алгебраической суммой заряда комплексообразователя и тех ионов или нейтральных молекул, которые находятся во внутренней сфере.
(Слайд 6)
(слайд 7) для уточнения.
После уточнения исправить ошибки, ели таковые имеются, и по необходимости дается дополнительное задание.
– А теперь внимательно посмотрите на формулы, которые написаны на доске и в вашей тетради и попробуйте разделить их на группы.
Что вы приняли за основу классификации?
Классификацию рассматриваем, используя слайды.
- Слайд 8 общая классификация
- Слайд 9 катионные
- Слайд 10 анионные
- Слайд 11 нейтральные
– Как любые вещества комплексные соединения необходимо уметь называть.
Номенклатура комплексных соединений.
В настоящее время общепринята рациональная номенклатура, основанная на рекомендациях Международного союза по чистой и прикладной химии. Основной принцип ее состоит в том, чтобы как можно полнее отразить в названии состав соединения. По этой номенклатуре при названии комплексных соединений соблюдаются следующие правила:
- название комплексного соединения ионного характера состоит из двух слов: первым в родительном падеже называют анион, а потом в родительном падеже - катион, независимо от того, который их них комплексный.
- при названии комплексного иона сначала перечисляются лиганды, а после них центральный атом, лиганды перечисляются в следующем порядке:
- Первыми называют нейтральные молекулы.
- Далее называют лиганды – отрицательные однозарядные и т.д.
- Количество лигандов указывают греческими числительными: один – моно (обычно упускают), два – ди, тир – три, четыре – тетра, пять – пента, шесть – гекса и т д.
- После ландов называют центральный атом. Если он входит в состав катиона, то используют русское название элемента и в скобках указывают римской цифрой степень его окисления. Если он входит в состав комплексного аниона, то употребляют латинское название этого элемента, перед ним ставят степень окисления в скобках, а в к онце прибавляют окончание –АТ.
Для уточнения рассмотреть примеры
- (Слайд 12)
- (Слайд 13)
– А теперь назовите комплексные соединения, написанные вами. (при необходимости уточнить, исправить)
– Комплексные соединения способны к диссоциации и реакциям ионного обмена Комплексные ионы участвуют в реакциях обмена с образованием более прочного или менее растворимого соединения. Это свойство используется при проведении качественного анализа.
(слайд 13)
Провести реакцию:
FeCl3 + K4[Fe(CN)6] →
Но в результате химических реакций можно получить комплексную соль.
Hg(NO3)2 + 2KI→ HgI2↓ + 2KNO3
HgI2↓ + 2KI →K[ HgI4]
– Назовите комплексное соединение.
– С точки зрения современных представлений о строении атома образование комплексного иона можно объяснить наличием у ионов комплексообразователя свободных электронных ячеек на s- p- d-подуровне.
Рассмотрим на примере хлорида гексаамиина кобальта (III).
– Определите, какой вид связи.
А теперь давайте дадим определение комплексным соединениям.
Отсюда: Комплексными соединениями называются…
Можно дать такое определение: комплексные соединения - это соединения, в узлах кристаллической решетки находятся комплексы, способные к самостоятельному существованию в растворе. Или
Комплексными соединениями называются… соединения, характеризующиеся хотя бы одной ковалентной связью по донорно-акцепторному механизму.
– Нельзя не упомянуть ученых нашей страны, которые внесли огромный вклад в развитие химии комплексных соединений. Начатые еще Менделеевым и Курнаковым исследования получили блестящее развитие в работах Л. Чугаева и его учеников И. Черняева, А. Гринберга, О. Звягивцева. О значении этих исследований известный английский химик Дж. Чатт заметил, что не случайно страна, уделявшая столько внимания химии комплексных соединений, первой послала ракету на Луну.
– Возможно, у вас возникнет вопрос: зачем изучать комплексные соединения?
Дело в том, что эти сложные вещества чрезвычайно распространенны в природе и очень часто встречаются в химической практике. Их значительно больше, чем всех остальных неорганических веществ. Комплексные соединения используются как аналитические реактивы, в качестве катализаторов при получении полимеров, для связывания атмосферного азота, при производстве синтетических моющих средств, лаков, красок, для борьбы с коррозией металлов. А чтобы убедиться, что они не такие уж «закомплексованные» эти комплексные соединения мы послушаем сообщения студентов.
(Такие природные органические соединения, как гемоглобин, придающий красный цвет крови, и хлорофилл в зеленых растениях, тоже комплексные соединения.)
IV. Уточнение и закрепления материала
проходит параллельно изучению нового материала во время беседы и просмотра слайдов.
V. Домашнее задание.
Знать:
- классификацию и номенклатуру комплексных соединений;
- строение комплексных соединений (комплексообразователь, лиганды, внутренняя сфера, внешняя сфера);
- виды химических связей в комплексных соединениях;
- значение комплексных соединений.