Цели урока:
- Дать понятие о формировании демократического избирательного права и основных его принципах;
- Создать условия для дальнейшего формирования навыков работы с документами, умений анализировать и корректировать собственные ответы;
- Формировать у учащихся активную гражданскую позицию, политическую активность и политическую культуру.
Используемые материалы: учебники для 10-11 класса "Основы права" автор Никитин А.Ф и "Человек и общество" авт. Боголюбов Л.Н, документы, тест, слайдовая презентация, анкета, выдержки из законов о выборах разных стран разного времени.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала (поэтапно):
1. Актуализация знаний (беседа с учащимися)
Из истории выборов.
Слова учителя: Мы говорим сегодня об очень важном праве и в то же время обязанности человека, живущего не только в нашей стране, но и во всем мире - о праве участия в управлении своей страной. А как можно участвовать в управлении страной?
Ответ учащихся.
Слайд "Активное и пассивное избирательное право"
Слова учителя: Выбирали правителей и в древние времена.
Слайд "Прямая и представительная демократия"
Слова учителя: Кто вспомнит, когда и как?
Ответ учащихся
Слова учителя: Есть такие понятия, как прямая и представительная демократия
Слайд "Прямая и представительная демократия"
Слова учителя: Прямая - выборы непосредственные и сразу (вече), представительная - избирают своих представителей в органы власти.
Вспомните, пожалуйста, все ли люди участвовали в выборах?
Ответ учащихся
Слова учителя: Во многих странах избирали представителей власти, но везде существовали ограничения. Эти ограничения называются избирательными цензами.
Избирательный ценз - это предусмотренные законодательством условия, которым должен удовлетворять гражданин для получения права избирать и быть избранным.
Слайд "Избирательный ценз"
2. Слова учителя: Работа в группах: Раздаются извлечения из документов (Приложение 1) четырем группам. Извлечения из документов разных времен и разных стран, в которых говорится о выборах органов власти. Учащиеся должны за 3 минуты найти в них избирательные цензы, существовавшие в упомянутых в документах странах. Затем представитель каждой группы назовет те избирательные цензы, которые группа нашла в документе.
Слова учителя: Подведем итог работы (сначала называют учащиеся)
Избирательные цензы:
1. Возрастной
2. Имущественный
3. Половой
4. Социальный
5. Религиозный
6. Расовый
7. Ценз оседлости
8. Образовательный
Слайды "Избирательные цензы"
Слова учителя: Таким образом, мы видим, как много людей было лишено возможности избирать и быть избранным, а значит, и участвовать в управлении страной. Человечеству, в том числе и россиянам, пришлось много и долго бороться за избирательные права, чтобы добиться вот этого:
":гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать и быть избранным,: независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям"
Слайд "Избирательный Кодекс Белгородской области ст.5 п.2"
Слова учителя: Есть только два условия, при которых гражданин РФ, достигший 18 лет, не имеет права избирать и быть избранным:
1. Признание недееспособным, т.е. неспособным своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность;
2. Нахождение в местах лишения свободы по приговору суда.
Слова учителя: Современное избирательное право. Каковы же принципы избирательного права в Российской Федерации?
А) Всеобщее; Б) Равное; В) Прямое; Г) Тайное голосование; Д) Добровольное
Слайды "Принципы избирательного права в Российской Федерации"
А) Всеобщее - избирают все, кроме категорий граждан, специально оговоренных в законах
Б) Равное - никто из голосующих не имеет преимуществ. Один человек - один голос
В) Прямое - избиратель голосует на выборах "за" или "против" кандидатов непосредственно
Г) Тайное голосование - какой - либо контроль волеизъявления избирателей исключается
Д) Добровольность - какое - либо давление на избирателей исключается
А кто знает, какие органы власти в нашей стране мы избираем?
Ответ учащихся
Слова учителя: Может быть, вы сможете сказать, какие избирательные цензы существуют в нашей стране при выборах на государственные должности?
Ответ учащихся
Слова учителя: Как вы думаете, почему повышен возраст для кандидатов в Государственную Думу и на должность Президента страны?
Ответ учащихся
Слова учителя: Зачем нужен ценз оседлости?
Ответ учащихся
Слова учителя: Таким образом, мы с вами выяснили, что:
1). Выборы - важнейшие право и обязанность гражданина;
2). Чтобы в выборах участвовали все граждане страны, людям пришлось за это долго бороться;
3). Существует ряд принципов современного избирательного права в Российской Федерации.
III. Подведение итогов:
Слова учителя: Проверьте полученные знания решением тестов.
Устные ответы учащихся после письменного тестирования
IV. Слова учителя: Рефлексия: В анкетах, написать свои впечатления об уроке (кратко анализирует).
V. Домашнее задание: параграф 37 (учебник " Основы права") и параграф 38, п.3 (учебник "Человек и общество"). Найти материалы из истории стран мира об ущемлении избирательных прав граждан.