Формирование учебно-познавательных компетенций младших школьников через систему воспитательной работы (на примере организации совместных творческих дел)

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


"Учение - это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого слова.

Здесь все главное - и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе".

В.А.Сухомлинский.

Мир детства - таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности и задача педагога - создание необходимых условий для "само": САМОактуализации, САМОопределения, САМОсозидания, САМОреализации, т. е. необходимо создать условия для формирования учебно-познавательных компетенций через систему учебно-воспитательного процесса.

Среди воспитательных средств, способствующих формированию учебно-познавательных компетенций особое место, по моему мнению, занимают совместные творческие дела. Богатейшие воспитательные возможности совместных творческих дел (СТД) могут быть реализованы благодаря нескольким взаимосвязанным условиям:

позиции педагога, психологически готового к реализации отношений сотворчества и добровольности участия в них школьников, т.е. предоставление реальной возможности участия или неучастия в том или ином деле, а также предоставление права выбора того участка работы, который согласуется с его интересами.

Я считаю, что успешной организации совместного творческого дела способствует последовательная четкая реализация четырех основных этапов:

  • мотивационного (выбор содержания общего дела);
  • организационно-подготовительного (разработка плана подготовки и проведения дела);
  • исполнительского (собственно проведение дела);
  • рефлексивно-оценочного (совместный анализ дела).

Табл. 1.

Компоненты деятельности Этапы организации СТД

1 этап - мотивационный

Цель Совместное планирование дела
Мотив

2 этап - организационно - подготовительный

Действие Совместная подготовка дела

3 этап - исполнительский

Средство Совместное проведение дела

4 этап - рефлексивно-оценочный

Результат Совместный анализ достигнутого результата
Оценка

Большую сложность в начале моей работы вызывала организация первых СТД, т.к. у школьников еще отсутствует опыт сотрудничества. Возраст детей начальной школы и их ограниченный жизненный опыт предполагают участие старших в роли организаторов при подготовке и проведении совместных дел. Поэтому все мероприятия планировались вместе, с привлечением в их подготовку всех детей и родителей. На первом же родительском собрании познакомила родителей с их важнейшей ролью не только в учебном процессе младших школьников, но и во внеклассной деятельности, отметила, насколько необходимо и приятно детям активное участие каждого родителя. Личные беседы и анкетирование позволили выявить склонности, интересы, таланты и возможности родителей, а также желание участвовать в организации совместных дел. При планировании творческих дел мы всегда учитывали возрастные возможности детей. В первый год работы мои рекомендации, указания, предложения были более конкретными, детальными. А затем родители, дети к концу 3 - 4 класса сами стали предлагать свои идеи, т.е. стали проявлять творческую инициативу, а иногда импровизировали или готовили приятные сюрпризы для учителей.

В своей работе я придерживаюсь позиции - чем больше ученики приобретают опыт организации СТД, тем быстрее я меняю свою роль: от организатора к реализации задач психолого-педагогической регулировки отношений. К четвертому классу доля детской самостоятельности выросла, и совместное планирование дел мы проводили в форме журнала - эстафеты "Ромашка".

Весь класс (25 человек) предварительно делится на группы. В формировании своей команды принимает участие каждый ученик (кроме последних). Деление, как правило, начинается с менее активных ребят. Они по очереди выбирают по одному ученику в свою команду, прикрепляя лепесток с именем к цветку, а те в свою очередь - еще по одному, и так до последнего ученика. Потом заготавливается столько лепестков, сколько микрогрупп сформировано (как правило, 4 - 5 групп) в классе. Таким образом, каждый может внести свой вклад в планирование дел. Каждый лепесток носит свое название, например: "Любимые праздники", "Наши традиции", "Дела, которые мы хотим организовать вместе с родителями", "Экскурсии", "Викторины, конкурсы". Каждая группа выбирает себе лепесток и, в соответствии с названием, предлагает (записывает) дела. Затем происходит одновременный обмен лепестками по музыкальному сигналу. Такая работа продолжается, пока группа не вернется к лепестку, с которого начинала. Затем каждая группа обобщает содержание и готовит публичное представление дел своего лепестка. После того, как журнал "вышел в свет", он обсуждается всеми участниками, включая родителей, и общим голосованием делается окончательный выбор первоочередных дел (как правило, их запланировано 7 на учебный год). Таким образом, журнал-эстафета - живая форма совместного планирования, которая становится действенным средством развития логического мышления, находчивости, творческого воображения, умения работать сообща.

После совместного планирования начинается совместная подготовка проведения творческого дела. Каждое дело разрабатывается в определенной последовательности:

  • Каждая группа за определенное время разрабатывает свой вариант проведения дела (его форму проведения и временное содержание).
  • В межгрупповой дискуссии заслушиваются их предложения, одобряются наиболее интересные, вносятся в проект проведения дела.
  • Выбирается совет дела, в который входят командиры групп, командир отряда и старшие помощники. Совет руководит подготовкой и проведением СТД.
  • Совет дела на общем сборе выдвигает проект проведения СТД. Сбор его обсуждает, вносит предложения и уточнения.
  • Совет дела отрабатывает план проведения, руководит его реализацией через группы.

Выбор формы проведения совместных творческих дел определялся ситуацией, в которой они будут осуществляться, возрастом детей, решаемыми воспитательными задачами. В условиях начальной школы совместные дела можно использовать как самостоятельную форму внеурочной деятельности, например:

  • традиционные праздники (во 2 классе - "Лето - чудная пора", в 3 классе - "Арбузник", в 4 классе - "Летний калейдоскоп"; "День рождения класса", "Дни именинников", "Смотр песни и строя");
  • любимые праздники ("Посвящение в первоклассники", "Прощай, Азбука!", "Новый год", "Рыцарский турнир", "Леди весна - :");
  • концерты "Нет прекрасней наших мам", "Алло, мы ищем таланты!";
  • экскурсии.

Но значительно лучше, если формы проведения дела используются на обобщающих уроках или проводятся для усиления и закрепления успеха школьников при освоении той или иной учебной темы, чтобы вызвать интерес. Так, например, в 3 классе в рамках урока литературного краеведения прошел праздник "Мой край родной, мой Север милый"; в 4 классе - викторина по сказке П.П.Ершова "Конек - Горбунок", или "Звездный час книголюбов "Я читаю книги А.Гайдара". Итог этого дела - творческие работы ребят, лучшие из которых были напечатаны в газете "Правда Севера". И всегда при проведении совместных дел активное участие принимают старшие помощники - родители.

На все СТД были подготовлены фото или видеоматериалы. Иногда выпускались фотогазеты. И если вначале эти материалы готовили родители с помощью детей, то в 3 - 4 классе эту работу уже выполняли сами ребята, с помощью старших.

После окончания творческого дела проводится его совместный анализ, при котором рассматриваются 3 основные позиции:

  • выявляются позитивные моменты в работе (Что было удачным? Что удалось в работе? Что понравилось и запомнилось? Почему?);
  • разбираются недочеты (Что не понравилось при проведении дела? Что из задуманного не удалось? Почему?);
  • определяются конкретные предложения по улучшению деятельности на будущее (Какие уроки надо извлечь на будущее, учесть при организации и проведении следующих дел?).

При проведении совместного анализа используются различные формы:

  • "звездопад" (развешиваются звезды с вопросами для анализа, звезды с ответами прикрепляются на ватман по созвездиям - "Созвездие удачи", "Туманность", "Светлый путь")
  • "ромашка"/"снежинка" (каждая группа вытаскивает лепесток/лучик с вопросами для анализа, из лепестков с ответами формируют новый цветок/снежинку)
  • "конверты откровения" (группа вытаскивает конверт с вопросами, обсуждает и высказывает свое мнение)
  • "цветопись" (собрать волшебный цветок помогает каждый ребенок, выбирая лепесток того цвета, который больше всего соответствует его настроению)
  • в форме "огонька" у импровизированного костра.

При таком анализе у детей развивается адекватная самооценка, формируются навыки самоконтроля, умение общаться и работать в коллективе. Главная цель анализа - побудить ребят к самостоятельной успешной организации новых интересных дел.

После анализа дела проводится запись в бортовом журнале в форме цветика - семицветик. Каждое дело - новый лепесток с фотографией и отзывом.

Включение учащихся начальной школы в эти процедуры требует умения и терпения учителя, поскольку планировать и осмысливать событие младших школьников надо учить. Но моя работа многократно окупилась в педагогической деятельности, поскольку уровень самостоятельности школьников с возрастом повысился, и многие ответственные дела они смогли взять на себя. Ребята стали сплоченнее, добрее, меньше стало ссор по пустякам. Решая различные образовательные задачи, ученики совершали постепенный переход к активной учебно-познавательной деятельности, что привело к достижению высоких результатов:

  • мои ученики показали высокий результат обученности, при 100% успеваемости - 80% качества (5 ч - на "5", 14 ч - на "4");
  • во всех школьных соревнованиях и конкурсах проявляли высокую активность и завоевывали призовые места;
  • по итогам учебного года класс признан самым активным классом начальной школы, за что был вручен кубок;
  • учащиеся класса стали призерами и лауреатами городских конкурсов и олимпиад;
  • ученица моего класса признана лучшей спортсменкой города среди учащихся начальной школы;
  • ученики принимали активное участие в городском конкурсе исследовательских работ младших школьников "Я - исследователь";
  • спортивная команда класса показала высокие результаты и заняла 1 место в городской спартакиаде учащихся начальной школы.

Таким образом, в результате организации совместных творческих дел у учащихся развиваются творческие и познавательные способности, происходит формирование учебно-познавательных компетенций через систему воспитательной работы таких, как умение самостоятельно планировать свою деятельность, способность к самореализации, активность в выборе деятельности, способность к самообразованию.

Так школа начинает работать на социальный прогресс, поскольку его обеспечивает человек, способный к созиданию нового, прогрессивного.

Приложение.