Учебные задачи:
- вводить в круг чтения новые авторские сказки,
- сравнивать героев сказки и их поступки,
- включить учащихся в эмоционально-творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
- ввести понятие "главные члены предложения, их роль и место в предложении.
Учебные умения:
- правильно называть сказку В.Сутеева "Палочка-выручалочка",
- выявлять авторскую точку зрения и выражать свою,
- уметь находить главные члены предложения.
Цели:
- Формирование основ читательской самостоятельности - умение называть произведение (фамилию автора, заголовок); определять жанр и тему.
- Выявлять авторскую точку зрения, высказывать свою; воспитывать чувство сопереживания, добра, справедливости, смекалку; обогащать читательский интерес и опыт детей через систему упражнений с литературным произведением.
- Формирование умения находить главные члены в предложении.
Конспект урока
1. Организация класса
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя по утру из ворот.
Понимаешь у каждого в жизни,
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица,
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться,
И ответную искру зажечь.
А теперь, подарим свои улыбки друг другу, гостям, тем самым пожелаем добра и счастья.
Сегодня у нас необычный урок и русского языка, и литературного слушания сразу.
2. Сообщение темы
- Сегодня на уроке вас ждёт встреча с новым произведением.
- Заголовок произведения "Палочка - выручалочка".
Заголовок - это окошко для взгляда вперёд -
Посмотри - и увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок - это не просто слова.
Эти слова - всему голова!
- О чём может быть текст с таким названием?
- Вы уже знаете такие произведения, где палочка помогала кому - то? (Золушка)
- После прослушивания произведения посмотрим, оправдались ли ваши предположения.
3. Слушание произведения (Слайды 2-17)
- Давайте послушаем произведение в исполнении артиста Всеволода Абдулова. (Приложение 1)
- На экране будут слайды - рисунки В.Сутеева.
(Прослушивание аудиокниги, просмотр иллюстраций к сказке)
4. Проверка первичного восприятия
- Понравилось произведение?
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Когда вам было весело? А грустно?
- Оправдались ли ваши предположения?
- А какие изученные нами словарные слова встретились в произведении? Проговорите их орфографически, запишите в тетрадь.
- Руки? - НА МЕСТЕ
- Ноги? - НА МЕСТЕ
- Локти? - У КРАЯ
- Спина? - ПРЯМАЯ.
(Заяц, спасибо, дорога) (Слайд 18)
5. Моделирование обложки
- Ребята, назовите жанр произведения?
- Сказка.
- Почему вы так решили? Докажите.
- Покажите на своих моделях, что я вам прочитала сказку.
- Подумайте, о ком эта сказка?
- О животных.
- Покажите это на своих моделях.
(Учащиеся закрашивают круг коричневым цветом.)
- Откройте книгу и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?
- В.Сутеев.
Значит, какая это сказка?
- Авторская (литературная).
- Укажите на модели фамилию автора.
- Что вы знаете об этом человеке? (Слайд 19 - фото В.Сутеева)
- Сутеев сам иллюстрировал свои произведения.
- Писал сценарии к мультфильмам.
- Ещё у Сутеева был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
- Это, действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими другими.
- С какими его произведениями мы уже знакомы? Отгадайте по моделям обложек. (Слайды 20-27)
- Откройте книгу и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.
- Сравните с моей моделью. (Слайд 28)
- Назовите правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.
- Владимир Сутеев "Палочка - выручалочка". Эта сказка о животных.
6. Работа с произведением
- Вам встретились такие слова, значение которых вам было непонятно?
- Кто главные герои в сказке?
- Ёжик и Заяц.
(Слайд 29)
- Переверните модели и запишите это на обратной стороне.
- Почему я поставила двустороннюю стрелку?
- Заяц и Ёжик разговаривают, ведут диалог.
- Каким был Ёжик? Заяц?
- Изменился заяц после того, как Ёжик выручил его?
- Как автор относится к ежу? К зайцу?
- Кто вам понравился больше и почему?
- Составьте предложение со словом ёж.
7. Физминутка (приложение)
Вы, наверное, устали? Да!
И, поэтому, все встали!
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке
А теперь все замолчали,
И, как зайки, поскакали.
Поскакали, поскакали
И за кустиком пропали!
8. Работа с предложением
Ребята, я тоже составила предложение с этим словом, но оно у меня рассыпалось. Можно то, что вы сейчас видите на экране назвать предложением? Почему? (Слайд 30)
Составьте предложение, начиная со слова "по".
А теперь со слова "колючий", "бежит", "ёжик". (Слайд 31)
Одинаковые получились предложения? А смысл предложения изменился? Предложения разные, а смысл один. Почему? Узнаем чуть позже.
Сейчас, те ребята, у кого на партах есть карточки с заданиями, работают самостоятельно, все остальные работают со мной. (Приложение 2)
Запишите в тетрадь первое предложение.
- О ком говорится в предложении? (о ёжике)
- Ёжик - это главный член предложения. Подчёркиваем это слово одной чертой.
- Что говорится о ёжике? Что он делает? (бежит)
- Это второй главный член предложения. Подчеркиваем это слово двумя чертами.
- Прочитайте главные члены предложения.
- Запоминаем: главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? или что? подчеркиваем одной чертой, главный член предложения отвечающий на вопросы что делает? или что делают? подчеркивае6м двумя чертами.
Запишите второе предложение, подчеркните главные члены.
К нам присоединяются ребята, которые работали самостоятельно.
С третьим и четвёртым предложением работаем устно.
Сократите второе предложение на одно слово, на два, на три. Можно ещё сократить? Почему? Итак, главные члены предложения - это его грамматическая основа, на которой, как на опорах держится всё предложение. Скажите, так почему у нас предложения разные, а смысл в них один? А теперь давайте спросим у ребят, которые работали самостоятельно, что они узнали о главных членах предложения?
- Так что такое главные члены предложения?
9. Физ.минутка (Приложение (Электронная физ.минутка)
10. Творческая работа в группах
- Сейчас будем работать по группам.
- 1 группа - прочитать выразительно отрывок из сказки по ролям.
- 2 группа - прочитать отрывок из сказки, инсценировать диалог главных героев.
- 3 группа - придумать продолжение сказки от имени Зайца.
- 4 группа - найти и подчеркнуть слова, которыми называл заяц палочку - выручалочку, после того как она ему помогала.
Презентация работы каждой группы.
Вопросы учащимся после выполнения заданий:
- Представьте, что перед вами настоящие герои сказок. Какие вопросы вы им хотите задать?
- Что посоветуете Ежу? Зайцу?
11. Итог урока. Рефлексия.
- Может ли простая палочка стать выручалочкой? От чего это зависит? В чьих руках простая палочка может стать волшебной?
- Вы правы, а как об этом сказал автор? Что самое важное?
- "Важна не палка, а умная голова, да доброе сердце!"
- "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок"! Чему учит нас сказка?
- Какой урок возьмём из неё?
- Что хотел нам сказать автор?
- Не только палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и доброго человека.
- Ребята, что не знали никогда, а на этом уроке узнали.
- Оцените свою работу на уроке.
- Спасибо за работу!
- Спасибо за урок! (Слайд 32)