Цель: сформировать представление о Луне как о небесном теле, о её движении вокруг Земли, фазах Луны.
Задачи урока:
- формирование знаний о форме, величине, движении, особенностях поверхности Луны, фазах Луны;
- развитие наблюдательности, логического мышления, воображения и фантазии.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, теллурий, таблицы: “Луна”, “Солнечная система”, аудиоэнциклопедия “Увлекательная астрономия”, диск Людвиг Ван Бетховен “Лунная соната”, атласы “Мир и человек”, карточки со словами, выставка книг (энциклопедий) по теме “Космос”, С. Ожегов “Толковый словарь”.
Ход урока
Создание рабочего настроя.
- Я вновь приглашаю вас, ребята, в путешествие по огромной сказочной стране. Называется она – Вселенная. Пусть путешествие для вас будет интересным, увлекательным, радостным.
Определение темы урока.
- Сто вопросов – сто ответов,
В них найдём мы сто секретов.
Все секреты мы узнаем,
А сначала загадки разгадаем.Ночью по небу гуляю,
Тускло Землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня … (Луной).За домом у дорожки
Висит пол-лепёшки. (Месяц).
Постановка проблемы.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
(О Луне и о месяце). (1 - 3 слайды)
- А Луна и месяц это одно и то же?
- Что вы знаете о Луне?
- Какую форму имеет Луна?
- Что вы знаете о её величине?
- Что ближе Луна или Солнце?
- Почему Луна не освещает Землю так ярко, как Солнце?
Работа над новым материалом.
а) Работа с толковым словарём.
- Что такое спутник? Выберем из статьи толкового словаря то значение этого слова, которое подходит к теме урока.
1) Тот, кто совершает путь вместе с кем-нибудь. Весёлый спутник. Спутник жизни (переносное: о муже).
2) Переносное. То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь. Улыбка – спутник хорошего настроения.
3)Небесное тело, обращающееся вокруг планеты. Луна – спутник Земли.
4) Космический аппарат, запускаемый на околопланетную, окололунную или гелиоцентрическую орбиту с помощью ракетных устройств. Искусственный спутник Земли (Луны, Венеры, Марса, Солнца).
б) Обобщение ответов детей. (4-6 слайды)
Физкультминутка.
- Космонавты к полёту готовы?
- Готовы!
- Завести моторы!
- Есть завести моторы!..
в) Чувашская легенда “Девушка на Луне”. (7 слайд)
- В ясные ночи на полной Луне видится девушка с коромыслом на плечах. Приглядитесь получше - обязательно увидите. Как она туда попала?
Существует у чуваш легенда. Давным-давно, в незапамятные времена, жила на земле злая- презлая колдунья. Была у колдуньи падчерица – тихая, работящая и собой писаная красавица.
Не любила колдунья свою падчерицу, постоянно ругала, изводила непосильной работой. Задумала как-то колдунья погубить падчерицу.
В глухую полночь посылает колдунья свою падчерицу на речку за водой.
Не ослушалась девушка, взяла коромысло с вёдрами и пошла на речку.
Только зачерпнула девушка воду, как в ужасе отшатнулась: со всех сторон окружали её страшные ведьмы.
В страхе девушка зажмурилась, взяла вёдра на коромысло и заспешила домой. Но не тут-то было! Ведьмы не отстают от неё, вот-вот растерзают.
Девушка смотрит кругом – ни души, только одна луна с неба светит.
Взмолилась девушка: “Не дай погибнуть, ясный месяц!”
Луна услышала мольбу девушки, засияла ещё сильней и на своих лучах подняла девушку с вёдрами к себе.
- Конечно, это всего лишь легенда.
- А как там на Луне?
г) Слушание аудиозаписи “Поверхность Луны”. (8-9 слайды)
д) Инсценировка сербской народной сказки “Отчего у месяца нет платья” в пересказе С. Маршака.
- А что же всё-таки происходило с Луной?
- Куда девается остальная часть Луны, когда мы видим, например узкий серп?
- Никуда не девается, просто мы её не видим.
е) Опыт с теллурием.
- Какой формы вы видите освещённую часть Луны?
(Она то круглая, то полукруглая, то как долька).
- Точно так же мы видим с Земли освещённой какую-то часть видимой стороны Луны.
- Как вы думаете, когда Луна находится между Землёй и Солнцем, то какая сторона Луны освещена?
(Обратная сторона).
- Что будет на видимой стороне Луны?
(Тень).
-Давайте это зарисуем в тетради. (Работа в тетради).
-Луна, вращаясь вокруг Земли, постепенно начинает освещаться Солнцем. Мы с Земли видим на небе месяц, который словно растёт. Так как скорость вращения Луны вокруг своей оси и скорость вращения вокруг Земли почти одинаковая мы видим всегда только одну сторону Луны.
з) Работа по учебнику. С. 54. Фазы Луны. (10 -11 слайды)
Секреты красавицы Луны. (12 слайд)
Пересказ подготовленными детьми статьи А. Томилина, К. Гильзина из книги Г.В. Трафимовой “Секреты и диковинки окружающего мира”.
- Люди веками были очарованы Луной. Астроном Галилей впервые направил свой телескоп на этот таинственный шар в 1609 году.
20 июля 1969 года американский астронавт Нил Армстронг первым из землян ступил на лунную поверхность. Поверхность Луны изучается при помощи искусственных спутников, луноходов, которые управляются с Земли. Исследования Луны имеют большое значение для познания жизни на Земле. Под действием взаимного притяжения Луны и Земли на нашей планете в морях и океанах возникают приливы и отливы, во время которых перемещается огромное количество воды. Под действием лунных приливов Земля постепенно тормозит вращение вокруг своей оси. Это ведёт к тому, что через миллионы лет сутки на Земле будут значительно длиннее и станут равными месяцу. Миллионы лет назад сутки длились не 24 часа, как сейчас, а всего лишь 5 – 6 часов.
Обобщение по теме “Космос”. Тест. Верно ли, что…
(13 – 14 слайды)
- Вселенной нет ни конца, ни края?
- Мы живём в Галактике Млечный Путь?
- Млечный Путь больше Вселенной?
- Солнечная система больше Млечного Пути?
- Солнце – это звезда?
- Солнце – самая большая звезда во Вселенной?
- Солнце больше Луны?
- Расстояние от Земли до Луны больше, чем от Земли до Солнца?
- Луна – искусственный спутник Земли?
- Луна совершает один оборот вокруг Земли за год?
- С Земли видны 4 основные фазы Луны?
Проверка теста. (15 слайд)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 + + - - + - + - - - +
Домашнее задание.
С. 53 – 60, рабочая тетрадь задание 23, 27. Понаблюдать в течение месяца за фазами Луны и зарисовать в тетрадь. Не забудьте записывать дату наблюдения.
Итог урока.
- Сможете ли вы объяснить, почему Луна “меняет форму”?
- Какой момент урока вам поможет в этом?
- Что интересного узнали на уроке?