Занятие по сказке Р.Киплинга "Кошка, гулявшая сама по себе"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить с биографией Р. Киплинга;
  • вызвать эмоциональное отношение к прочитанному тексту, познавательный интерес;
  • расширить кругозор;
  • формирование навыков анализа текста;

Форма занятия: беседа, обсуждение, громкое выразительное чтение.

Ход занятия

Ребята, давайте вспомним, с чего началась всемирная история? (Началась с эпохи Первобытного мира. Временные границы этой эпохи это более 2мил.лет назад–5 тыс. лет назад.)

(На доску вывесить табличку “ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР”)

Но не все, возможно, знают, что еще в далеком прошлом, около десяти тысяч лет назад, произошла одна из крупнейших в истории, всемирных, эпохальных революций.

Это была революция неолитическая, в переводе с греческого языка — новокаменная. Период неолита или “каменный век”.

(На доску вынести эти понятия и иллюстрацию изображающую картину неолитического периода.)

Как вы думаете, почему он так называется?

(Все орудия труда делали из камня.)

Она коснулась всех сторон жизни первобытного человека:

  • социальной (порядок взаимоотношений в человеческом обществе),
  • производственной (овладения людьми самыми главными человеческими умениями),
  • духовной (зачатки культуры и веры).

Лишь документов о ней не осталось. Почему? (Нигде в мире люди еще не знали письменности.)

Но этот пробел нам с вами поможет восполнить писатель Р. Киплинга (портрет).

Сначала немного о писателе. Редьярд Киплинг (1865-1936 гг.) – англичанин, но родился он в Индии! Папа Редьярда был художником-декоратором, но что-то в Англии у него не заладилось с работой, и он уехал в Индию. Прихватил, конечно, с собой и маму. И там у них родился Редьярд. И первые шесть лет своей жизни он прожил в Индии. Между прочим, он считал эти годы самыми счастливыми в своей жизни. Дела отца в Индии поправились, они жили довольно богато, и в доме отца была целая толпа слуг.

Все слуги обожали маленького Редьярд. А он любил их, дружил с ними и иначе, как "брат", к слуге не обращался. А сколько сказок и историй они ему рассказывали! Они это делали на языке урду, и Редьярд в ту пору знал его лучше, чем английский.

Редьярду исполнилось шесть лет. А английский мальчик в этом возрасте начинал учиться. Учиться, считалось, лучше на родине, в Англии. И Редьярд отправили из любимой солнечной Индии в его родной туманный край, в пансион. Затем Редьярд учился в частной мужской школе.

В Индию Редьярд вернулся только в 16 лет и сразу вспомнил язык, природу, краски и запахи этой прекрасной страны.

Позже Киплинг много путешествовал, поэтому действие его сказок происходит то в Африке, то в Англии, то в Австралии, то в Америке. Но все же Индия навсегда осталась для него родиной.

Писать сказки Киплинг стал во многом потому, что его дочь Эффи часто просила отца рассказать сказку перед сном. Некоторые сказки так нравились девочке, что она просила рассказать ей их снова и снова, не изменяя при этом ни слова. Так Киплинг стал записывать свои самые лучшие сказки.

В двадцать четыре года Редьярд Киплинг прославился, чуть ли не на весь мир и попал в разряд классиков, а в сорок два года получил Нобелевскую премию по литературе.

А помните, ли вы что писал Р. Киплинг? (Сказки.)

Перечислите их, пожалуйста. (Маугли, Слонёнок, Откуда у носорога шкура, От чего у верблюда горб, Рикки – Тики – Тави, Кошка гулявшая сама по себе и др.) (Можно показать иллюстрации.)

Сегодня мы остановимся на сказке “Кошка, гулявшая сама по себе”. Именно в ней о временах неолита написал Редьярд Киплинг: вспомним кошку, “которая гуляла сама по себе”.Давайте попробуем взглянуть на эту сказку не как на сказку, а как на исторический документ и проанализировать его. Таким образом, узнать какие же изменения произошли в эпоху неолита.

Аналитическая работа по тексту.

Я думаю, что вы хорошо помните эту сказку. Для начала, вспомним всех героев этой сказки. Помните при этом, что это сказка и одушевленными могут любые предметы. (Учитель записывает слова на доске вслед за учениками.)

Собака Лошадь Корова Кошка Женщина Мужчина Ребёнок Летучая мышь Пещера Занавеска (шкура дикой лошади) Молочная крынка Огонь Песня Колдовство

Обратите внимание, с какой буквы написаны названия героев? (С заглавной.)

Использование заглавной буквы усиливает символическое значение сказки. Каждый из этих символов играет ту или иную роль в событиях происходящих в сказке. Начнём с животных.

Что происходило с ними?

(Они, приходят жить к людям.)

Они пришли добровольно к людям или нет? (Добровольно. Животные заключали договор, согласно которому они могли жить с человеком.)

Какой договор и с кем животные заключали? (Каждому из вновь приходящих животных Женщина ставит условие, соблюдение которого гарантирует ему определенные блага. У каждого животного есть причина, по которой оно добровольно принимает предложение Женщины. Каждое животное получает вознаграждение за соблюдение условий.)

Какие изменения привнёс приход каждого животного в быт человека? (Пёс стал охранять жилище человека и помогать охотиться; Конь - перевозить тяжести и людей, помогать на охоте; Корова – давать молоко; Кошка – ловить мышей и играть с ребёнком.)

Мы уже понаблюдали за персонажами - Псом, Конём, Коровой и Кошкой. Изменилась ли Кошка после заключения договора с Женщиной? (Нет. Она так же свободно гуляла сама по себе.)

Кошка "бродит, где вздумается и гуляет сама по себе". Как вы понимаете выражение "сам по себе"? (Не связанный ни с кем, действующий самостоятельно.)

Как автору удалось подчеркнуть в начале сказки существование животных и людей по принципу "каждый сам по себе"? (Повторяется слово "дикий"? "Собака была дикая, и Лошадь была дикая, и Корова была дикая, и Овца была дикая, и Свинья была дикая...")

Подберите синонимы к слову дикий.

(Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприрученный, неодомашненный (о животных), не связанный ни с кем, действующий самостоятельно (разг.).

Подберите антоним к слову дикий.

(Ручной, домашний.)

Как автор показал, что отношения людей и животных стали другими?

(В результате на доске появляется запись (карточки)):

Дикий Домашний
Враг мой Друг мой
Жена моего Врага Жена моего Друга
Дикий Пес Первый Друг
Дикий Конь Первый Слуга
Дикая Корова Подательница Хорошей Еды
ДИКАЯ КОШКА КОШКА
  • Почему Дикая Кошка стала называться просто Кошкой и не получила нового имени, как остальные дикие животные после заключения договора с Женщиной?
  • Почему именно Женщин заключает договор с животными? (Во времена неолита главой рода была женщина. Такой порядок в человеческом обществе называется матриархат.)
  • Как автор показал в сказке переход от матриархата к патриархату, т.е. главой рода становится мужчина? (Договор мужчины и кошки и признание ума мужчины женщиной.)
  • Какой предмет в сказке подтверждает, что события происходят именно в “каменном веке”? (Каменный топор.)
  • Какие ещё участники и предметы в сказке могут нам указать на изменения, происходящие в первобытном мире? (огонь: люди научились обрабатывать пищу горячим способом; крынка: научились изготавливать посуду; пещера: создавать жилище; песня: устное творчество; колдовство: религия, поклонение кому или чему-либо. женщина пряла пряжу (пряжа из шерсти животных или из растительного волокна); мужчина взял пару сапог.)

Изучив и проанализировав наш с вами “исторический документ”, давайте подведём итог.

Именно в эпоху неолита люди, сотни тысяч лет

- охотившиеся на диких животных, впервые начали их одомашнивать;

- после бесконечных веков собирания съедобных растений — стали их культивировать, разводить возле своих жилищ;

- добывание огня;

- в неолите, человек придумал первый в своей истории искусственный материал — керамику (горшки, делали из глины с примесью толченых раковин и растений);

- изготовление посуды содействовали резкому изменению диеты (в рационе появились сложные блюда, молочные продукты);

- формирование культуры.