Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Разделы: Коррекционная педагогика


Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.

Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Анализ данных, полученных при исследовании различных психических функций (и внимания в том числе) у детей с ОНР показывает своеобразие их психического развития (на это в своих работах указывают: Л.И.Белякова, О.Н.Усанова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.) [3;с.17].

Развитие внимания тесно связано с развитием речи. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Р.Е.Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Экспериментальные данные, полученные Т.А.Ткаченко подтверждают эту зависимость: у детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 случаях из 100. [14;с.9]. Для всех детей с ОНР характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. Отмечается недостаточная устойчивость, трудности включения, распределения и переключения внимания, быстрая истощаемость, что в свою очередь, приводит к снижению темпа деятельности в процессе работы.

Характерно, что нарушение внимания в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение, концентрация, устойчивость на непроизвольном уровне происходит значительно лучше. (Так, внимание при просмотре мультфильма не надо мобилизовать и оно сохраняется в течение длительного времени.)

Дети с ОНР, начинающие обучаться в школе, чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания.

Таким образом, развитие внимания является действительно очень важной коррекционной задачей.

В связи с этим мы определили цель нашей работы: коррекция и развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Содержание работы педагога-психолога

1. Диагностический этап

Нами было проведено исследование уровня развития свойств внимания у детей с ОНР.

Для диагностики переключения и распределения внимания мы использовали следующие методики:

  • “Треугольники” [9;с.41]
  • “Кольца Ландольдта” [6;с.10]

Для диагностики объема внимания были использованы методики:

  • “Найди отличия” [9; с.33]
  • “Запомни и расставь точки” [6;с.95]

Для диагностики устойчивости внимания мы использовали такие методики:

  • “Тест переплетенных линий” [6;с.10]
  • “Следование инструкции” [6;с.17]

Результаты, полученные в ходе проведения диагностики (Приложение №1), позволяют нам сделать следующие выводы.

Для всех детей с ОНР характерен пониженный уровень развития основных свойств внимания. У ряда детей отмечается недостаточная его устойчивость (низкий уровень развития устойчивости выявлен у 33% детей; ниже среднего – у 33% детей), трудности переключения и распределения внимания (отмечаются у 100% детей), у большинства детей снижен объем внимания (84% детей).

Детям сложно сосредоточить и удержать их внимание на словесном материале вне наглядной ситуации. Действия ребят отличаются импульсивностью, инструкция взрослого мало организует их деятельность, дети затрудняются в последовательном выполнении тех или иных операций, “теряют” конечную задачу, легко отвлекаются.

Коррекционный этап

В основу коррекционно-развивающей работы легла программа А.А.Осиповой, Л.И.Малашинской “Коррекция и развитие внимания” адаптированная к детям логопедической группы. Программа состоит из 20 занятий. Проводились они 1 раз в неделю в первой половине дня.

Структура занятий:

Вводная часть:

(Задачи: мобилизация готовности к деятельности, создание состояния предвнимания, установки на активную работу, развитие двигательной произвольности)

- Ритуал приветствия

- Логоритмика

2. Основная часть:

(Задачи: развитие основных свойств внимания, развитие мышления, памяти; мелкой моторики, зрительно-моторной координации, развитие двигательной произвольности)

- Дидактические игры <РИСУНКИ № 3, 4, 7, 9 >

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 7

Рис. 9

- Коммуникативные игры / телесно-ориентированные упражнения

- Пальчиковая гимнастика, массаж (с мячиками, логопедическими кольцами и др.) <РИСУНКИ № 1, 6, 8,10 >

Рис. 1

Рис. 6

Рис. 8

Рис. 10

- Упражнения на развитие зрительно-моторной координации (работа по клеточкам, с калькой, с копировальной бумагой др.) <РИСУНОК № 2>

Рис. 2

3. Заключительная часть:

(Задачи: отслеживание настроения детей в конце занятия, формирование мотивации достижений, анализ работы на занятиях)

- Оценка /самооценка в игровой форме

- Ритуал прощания

1.3. Контрольный этап

Для оценки эффективности коррекционной работы была проведена повторная диагностика уровня развития свойств внимания. Использовались те же методики, что и на первом (диагностическом) этапе.

Результаты диагностик уровня развития свойств внимания представлены в виде таблиц (см. Приложение № 1).

На основании полученных данных, можно сделать следующие выводы: внимание детей стало более устойчивым (большинство детей - 68%, имеют средний уровень развития данного свойства внимания), дети способны более продолжительный период времени выполнять задание, не отвлекаясь. Многие ребята стали использовать различные приемы самоконтроля (проговаривание инструкции шепотом, проверка работы с одновременной отметкой карандашом правильных элементов, ориентировка на образец или ранее просмотренные строки при выполнении задания др.).

Детям стало значительно легче выполнять задания, в которых требуется переключение и распределение внимания (количество детей, имеющих низкий и ниже среднего уровни развития переключения и распределения внимания снизилось со 100% до 3216 уровень развития переключения и распределения внимания снизилось со 100% до 16%произвольного вн%).

Увеличился объем внимания у детей (при повторной диагностике у большинства детей выявлен средний уровень развития объема внимания). Например, при сравнении двух похожих картин дети называют гораздо большее количество отличий, обращают внимание на оттенки цветов, настроение персонажей, детали одежды (чего ранее не отмечалось).

В ходе повторной диагностики выявлено, также что дети стали лучше ориентироваться в микро- и макропространстве, , пополнился их словарный запас (термины для обозначения расположения в пространстве, названия оттенков цветов, эмоциональных состояний и др.), они стали отвечать более полными предложениями .

Таким образом, проанализировав полученные данные можно сделать вывод об эффективности проведенной нами работы и целесообразности использования адаптированной программы по “Коррекции и развитию внимания” в работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими ОНР.

Заключение

Развитие внимания в старшем дошкольном возрасте связано с появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Старший дошкольник все больше обращает внимание на те, стороны действительности, которые раньше оставались вне его интересов. Хотя дошкольники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного возраста.

Своеобразие речевого развития детей с ОНР, накладывает свой отпечаток и на развитие их внимания. Оно характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, снижением объема, трудностями переключения и распределения. Нарушение внимания в большей степени затрагивают произвольную деятельность. Сосредоточение, концентрация, устойчивость на непроизвольном уровне происходит значительно лучше.

Эта особенность является одним из оснований, по которым строилась коррекционно-развивающая работа на занятиях. Использованные на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволили поддерживать внимание детей на достаточном уровне.

Результаты контрольного эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной нами работы. А так же целесообразности использования адаптированной программы по “Коррекции и развитию внимания” в работе с детьми имеющими ОНР.

Библиография:

  1. Барсукова Е.В., Евдокимова Л.А., Истомина Т.Н. Учите ребенка правильной речи.- Курск: КГПУ, ИПК и ПРО, 1997. - 150с.; ил.
  2. Внимание и память. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2005. – 79с.
  3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитие речи. – М.: Книголюб, 2004. – 104с.
  4. Гатанов Ю., Гатанова Н., Тунина Е. Будь внимательным! Или как воспитать Шерлока Холмса // Школьный психолог. 2000. №11. С.8-9.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1999. – 320с.
  6. Ильина М.В. Тренируем внимание и память. Тесты и упражнения для детей 5-7 лет. – М.: АРКТИ, 2005. – 136с.
  7. Немов Р.С. Психология: В 3 кн., М.:1995. Кн.3. 520 с.
  8. Общая психология / Под ред. А.В.Петровского. М.: 1989. – 540с.
  9. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 104с.
  10. Осина И.Н.Взаимосвязь темперамента и внимания у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 1997. №4. С.24-26.
  11. Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. 2005. №8. С.58-65.
  12. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128с.
  13. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. СПб: Акцидент, 1997. – 112с., 33 л.ил.
  14. Ткаченко Т.А. о работе воспитателя в группе детей с ОНР // Дошкольное воспитание. 1990. - №12. С.8-12.
  15. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.

Приложение № 1

Таблица №1
Переключение и распределение внимания

Уровень развития Количество детей
Методика №1 Методика №2
Средний - 5 (84%)* - 4 (68%)*
Ниже среднего 3 (50%) 1 (16%)* - 1 (16%)*
Низкий 3 (50%) - 6 (100%) 1 (16%)*

Знаком (*) обозначены результаты повторной диагностики

Таблица №2
Объем внимания

Уровень развития Количество детей
Методика №1 Методика №2
Выше среднего - 4 (68%)* - -
Средний 1 (16%) 2 (32%)* - 5 (84%)*
Ниже среднего 4 (68%) - - 1 (16%)*
Низкий 1 (16%) - 6 (100%) -

Таблица №3
Устойчивость внимания

Уровень развития Количество детей
Методика №1 Методика №2
Выше среднего - - - -
Средний - 4 (68%)* 2 (32%) 4 (68%)*
Ниже среднего - 2 (32%)* 2 (32%) 2 (32%)*
Низкий 6 (100%) - 2 (32%) -