Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – практическая работа.
Цели:
- организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в.;
- развитие умений и навыков самостоятельной работы с учебником по заполнению хронологической или сравнительной таблиц;
- воспитание и развитие коммуникативных навыков посредством работы в парах (микрогруппах).
Оборудование урока: раздаточный материал: карточки-задания №1, №2, №3 (Приложение 1), схема «Внешняя политика XVII в.» (Приложение 2-3), учебник «История» Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. с.173 карта
Хронологическая карта урока
№ |
Наименование этапа урока |
Время |
Вид деятельности |
|
Преподаватель |
Учащиеся |
|||
1 | Организационный этап | 1 | Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих; обращает внимание на готовность учащихся к уроку. | Приветствуют преподавателя, докладывают об отсутствующих; показывают свою готовность к уроку. |
2 | Актуализация | 5/10 | Актуализирует знания учащихся посредством фронтального опроса. | Словарная работа по ключевым понятиям темы, индивидуальная работа по карточкам |
3 | Мотивация | 3 | Объявляет тему и задачи урока; объявляет этапы работы; объясняет критерий оценки, раздает инструкционные карты. | Записывают тему урока в тетрадь, выбирают вариант работы. |
4 | Изучение нового материала | 30/20 | Следит за выполнением работы учащихся, при необходимости консультирует. | Самостоятельно изучают материал учебника: заполняют таблицу/характеристику. |
5 | Закрепление нового материала | 5 | Предлагает учащимся, выполнившим самостоятельную работу, заполнить схему на доске и в тетради. | Выполняют задание. |
6 | Рефлексия | 1 | Собирает рабочие тетради. | Сдают рабочие тетради. |
ХОД УРОКА
1. Актуализация знаний
1. Фронтальная словарная работа с учащимися.
- церковный раскол
- ярмарка
- смута
- крепостное право
- старообрядчество
- «бунташный» век
- мануфактура
2. Индивидуальная работа 3-4 учащихся.
– Назовите основные расхождения Аввакума и Никона
Аввакум |
Никон |
Русские обряды не надо реформировать | Реформа обрядов по примеру греческих |
Креститься двумя перстами | Креститься тремя перстами |
Крестный ход по солнцу | Крестный ход против солнца |
Старые длинные обряды и ритуалы | Стремился сократить время на ритуалы и обряды |
2. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы разбираем тему «Основные
направления внешней политики XVII веке». Что
означает внешняя политика. (Отношения с
другими государствами)
– Главными задачами после Смуты было
восстановление международного положения России
и возвращения земель, отошедшим по мирным
договорам (Деулинское перемирие и Столбовский
мир) к другим государствам. По ходу изучения темы
мы должны ответить на вопрос: Решила ли
Россия поставленные перед ней задачи?
Наша задача: изучить основные направления внешней политики России.
Вариант работы выбираете самостоятельно (Приложение 1)
«3»
- Прочитайте материал учебника;
- Начертите в тетради и заполните хронологическую таблицу:
Дата | Событие |
«4»
- Прочитайте материал учебника;
- Начертите в тетради и заполните сравнительную таблицу:
Хронологические рамки войны | Название войны | Итоги войны |
Примечание: данный вид работы оценивается оценкой «4».
«5»
- Прочитайте материал учебника.
- Составьте характеристику войн по плану:
План составления характеристики войн
Название войны; хронологические рамки войны | |
Причины войны Воюющие стороны (соотношение сил) Итоги войны (место и время подписания мира; условия мира) Значение войны для развития страны |
|
Дополнительное задание: задание из Приложения 2
Ответы к карточкам-заданиям: Приложение 4, к дополнительному заданию: Приложение 3
3. Самостоятельная работа учащихся
4. Подведение итогов
– Решила ли Россия поставленные перед ней задачи?
В течение XVII в. Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, постепенно решала посильные для нее задачи. Но общий итог ее внешней политики невелик, приобретения же доставались максимальным напряжением сил. Основные стратегические задачи – выход к морям и воссоединение русских земель – остались нерешенными, и перешли к следующему веку.