Цели:
- закрепить знания об изученных орфограммах: безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных, об изученных частях речи
- формирование умения писать слова с изученными орфограммами, применять правильно способы проверки изученных орфограмм, умения видеть данную орфограмму в слове;
- воспитание умения трудиться, аккуратности, целеустремлённости, добиваться намеченной цели и результата;
Оборудование: мультимедийное оборудование, карточки с пословицами, перфокарты, сигналы, индивидуальные карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Подготовка к уроку.
II. Работа над новой темой
1) Минута красивого письма
Работа с пословицами. (В это время на карточках выполняют индивидуальную работу)
– Собрать пословицы, вставить пропущенные буквы. Объяснить смысл пословиц.
- Терпен.е и тру. всё перетрут.
- Доброе слово может растопить и л.дяное сер.це.
(Проверка с помощью сигналов карточек)
1 вариант – 1 пословицу
2 вариант – 2 пословицу
Письмо всех букв пропущенных
ОЕОЕДЬД
2) Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня мы с вами закрепим изученные орфограммы. Всё постараемся вспомнить. Урок будет необычный – урок-путешествие по Океану орфографических знаний. Мы отправляемся на корабле в путешествие по островам Океана Орфографических знаний (слайд 1) Во время нашего путешествия мы встретимся с законами Орфографии и постараемся доказать знания этих законов. Итак, в путь!
– Отправляясь в путешествие, мореплаватели запасаются провизией, в том числе овощами. Какие овощи мы возьмём с собой, попробуем отгадать. (На экране – рисунки и слова) (слайд 2)
1) Носил мальчик
Зелёный кафтанчик
Стал паном –
Обзавёлся красным кафтаном. (Помидор)2) Не шит, не кроен
А весь в рубцах.
Без счёту одёжек,
А все без застёжек. (Капуста)3) Убежали как-то с грядки
Голопузые ребятки –
1, 2, 3, 4, 5
И упали, и пропали!
С головой в рассол попали:
Были все зелёными,
Стали все солёными. (Огурец)4) Этот овощ едят неспелым,
А когда поспеет – в суп кладут. (Горох)5) Меня – единственного в мире
Не просто варят.
А в мундире. (Картофель)6) Красная девица
Сидит в темниц,
А коса на улице. (Морковь)
Проверка – сигналы.
– Какая особенность у этих слов в правописании?
(Гласные безударные надо запомнить)
– Это слова, в которых безударную гласную нельзя
проверить ударением, поэтому их надо запомнить.
Это – словарные слова. (Фонетический разбор 1
ученик – у доски)
Горох
Проверка – сигналы.
3) – Мы приближаемся к Острову Безударных гласных. (слайд 3) Но вот беда. Жителей этого острова захватили в плен злые медузы. Освободить же их поможет только Королева Ударение. Как вы думаете почему? (Обсуждение в парах, 1 ученик даёт ответ)
Безударный гласный звук.
Причиняет много мук.
Чтобы не было сомнения.
Ставим звук под ударение.
Задание: с каждого ряда по 1 человеку у доски – вставить пропущенные буквы,определить род существительных с прилагательными.
1 ряд
к.менистое дно
к.лючий ёрш
м.л.дая чайка2 ряд
п.тнистый осьминог
п.лосатый краб
ск.листый берег3 ряд
м.рской конёк
с.лёные брызги
к.товая акула
Проверка – сигналы. Остальные дети с каждым словосочетанием составляют предложения, вставляя пропущенные буквы (на экране) (слайд 4)
1 ряд
З.ленеют водоросли
В.лнуется море2 ряд
Уд.вительная рыба
Вд.леке от острова3 ряд
Пос.лился рак
Вьются рыбы – прил.палы
Освобождённые от медуз буквы: а, о, е, и возвращаются на остров Безударных гласных Обобщение. Правило о правописании слов с безударной гласной
Физминутка для глаз (на экране, слайд 5)
4) – Плавание продолжается. На нашем пути Остров Парных Согласных. (слайд 6) Правит этим островом Господин Гласный и его помощники – добрые волшебники звонкие согласные: р, л, м, н. Кто догадался почему? (Обсуждение в парах. 1 – отвечает)
Парный согласный
Самый опасный.
Корень ты их проверяй.
Рядом гласный подставляй!
Задание
1 ученик читает текст на экране (слайд 7)
Легко, как тень, рыбки скользят у самого дна. Рыщет по морю селёдка, друзей ищет. Вылез из-под камня краб. Уплыл из своего домика ёрш, уползла его соседка – улитка.
– Найти в тексте слова с парной согласной и подобрать проверочные слова.
(Запись в тетради с комментированием)
Легко – лёгок
селёдка – селёдок
ёрш – ерши
рыбки – рыба
вылез – лезет
улитка – улиточка
соседка – соседи
краб – крабы
Обобщение. Правило.
5) Смотрите. Вот ещё 1 остров. (слайд 8) Здесь часто бывает извержение вулканов. Если в это время произносятся слова, в которых есть сочетание согласных, то 1 из согласных как будто теряется, как будто бы его нет. А писать надо. Как называтся согласные, которые живут на этом острове? (Обсуждение в парах,1 ученик отвечает)
Непроизносимые согласные
Задание: записать в тетради слова с непроизносимой согласной. Кто больше?
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся.
И что писать, неясно вам.
Чтобы знать, как писать,
Надо слова изменять.
Чтоб за звуком непонятным
Гласная стояла.
Физкультминутка (слайд 9)
Волны плещут в океане.
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем,
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок.
Снова начался урок!
6) Остров пиратов. (слайд 10) Наш корабль приближается ещё к одному острову. Нас встречают пираты. Их остров называется Безграмотландия. Пираты дают задание. (Текст на экране: слайд 11)
Вставить пропущенные буквы. Тех, кто допустит
ошибки, пираты не отпустят со своего острова.
Докажем , что мы хорошо знаем изученные
орфограммы.
М.рские ж.тели – извес.ные хитрецы. Они всегда ло.ко прячутся от своих вр.гов. Каждый м.рской житель прячется по своему. На неб.льшой глубине можно ув.деть целые подв.дные л.са. Это м.рская к.пуста и в.доросли.
Взаимопроверка, обмен тетрадями. (слайд 12) Оценка результатов. Оценки по баллам. Баллы – на экране. Проверка – сигналы.
Морфологический разбор существительного (на чём?) на глубине – 1 ученик у доски. Проверка – сигналы.
7) Возвращение домой. (слайд 13)
Чтобы возвратиться домой, надо выполнить 1 задание. (Перфокарты в форме рыбок. Каждому ряду перфокарты на 1 из изученных правил. Обсуждение всем рядом.1 ученик – отвечает)
Какое правило
1 ряд – безударные гласные
2 ряд – парные согласные
3 ряд – непроизносимые согласные
Проверка на экране. (слайд №14)
Все правила обобщаем.
III. Итог урока
– Какаие орфограммы мы закрепили?
На экране вопросы: (слайд 15)
– Понравилось ли вам путешествие? Чем?
– Было ли трудно? На каком этапе?
– Что запомнили? (Правила)
IV. Оценка результатов
Домашнее задание: написать мини-сочинение о морских обитателях.