Постановка проблемы
Современное состояние общества с его крайней крименогенностью продуцирует все большее количество семей так называемой «группы риска». На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. В этих семьях отмечаются алкоголизм, безразличное отношение к воспитанию и образованию детей.
Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности несовершеннолетних. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности. Отягощенные неблагополучной обстановкой в семье они замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.
При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье неизбежно приводят к нарушениям эмоционального развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.
Гораздо сложнее обстоят дела в неблагополучных семьях, воспитывающих детей-инвалидов, так как к обычным семейным заботам добавляются и специфические, проявляющиеся в необходимости получения специальных услуг: образовательных, оздоровительных, культурно-досуговых. Проблемы, накладывающиеся на семью (медицинские, экономические, социально-психологические), приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами как правило самоизолируются, теряют смысл жизни и очень часто распадаются.
Учитывая, что для ребенка-инвалида семья имеет особое значение, выступая не только в качестве первичного микросоциума, в котором происходит его развитие, но и, в гораздо большей степени, чем для здорового ребенка, условием защищенности и выживания, несомненно, отношения родителей к детям-инвалидам приобретают жизненно важное значение.
На сегодняшний день в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на учете стоит 132 семьи воспитывающих детей-инвалидов, из них 8 семей стоят на учете, как неблагополучные. Для того чтобы охватить эти семьи, специалисты отделения эффективными реабилитационными мерами, помогут им поверить в свои силы, обрести уверенность в завтрашнем дне, научат родителей не только тому, как помочь ребенку в процессе его личностного становления, но и найти в себе силы для изменения себя, для решения своих внутриличностных и межличностных проблем. Главное, чтобы семья не оставалась один на один со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не оставалась личным делом семьи, а ребенок не вынужден пребывать в стенах дома.
Цель программы: восстановление социального статуса неблагополучных семей, имеющих детей с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Основные задачи программы:
- установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
- содействие личностному и социальному развитию родителей;
- содействие родителям в лечении от алкогольной зависимости и трудоустройстве;
- содействовать в формировании правовой культуры родителей;
- помощь в определении на лечение в медицинские учреждения;
- разработать индивидуальные программы реабилитации семей воспитывающих детей с ОВЗ, находящихся в социально опасном положении.
Основное содержание
СЕМЬЯ – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность
всего человеческого общества.
Ф. Адлер
Содержание программы «Паруса надежды» направлено на восстановление социального статуса неблагополучных семей.
Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.
Данная программа включает в себя несколько направлений:
- Патронаж и знакомство с семьей с целью выявления нуждаемости в конкретных видах услуг (социально-педагогических, социально-медицинских, социально-психологических, экономических, правовых).
- Разработка индивидуальных программ реабилитации, для выхода семьи в социум.
- Информирование по интересующим вопросам.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительского всеобуча с привлечением психолога, медицинского работника.
- Индивидуальное консультирование: в вопросах связанных с правом граждан на социальное обслуживание, правовая культура родителей, ориентирование семей на здоровый образ жизни.
- Привлечение родителей на занятия, праздники, экскурсии и другие культурно-массовые мероприятия, проводимые в отделении реабилитации для детей и подростков с ОВЗ – важнейшее звено в реабилитации семьи, преодоление психотравмирующих ситуаций, возникающих в семье, воспитывающей ребенка-инвалида.
Таким образом, для успешного достижения
цели реабилитации необходимо решение ряда
медико-социальных, социально-психологических и
психолого-педагогических проблем не только
детей, но и их родителей, а также активное
включение семьи в реабилитационный процесс.
Только слаженная работа команды специалистов
может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и
сохранить семью.
Благополучатели
Программа ориентирована на семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья находящихся на учете в реабилитационном отделении для детей и подростков с ОВЗ, как неблагополучные семьи.
Этапы и сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год и более.
Первый этап подготовительный рассчитан на разработку плана по изучению семьи, патронаж, анкетирование и выявление критерий нуждаемости конкретной семьи.
Второй этап – основной. Направлен на разработку и реализацию индивидуальных программ с семьями. Создание и выпуск методических материалов, рекомендаций родителям (памятки, брошюры, методические пособия).
Третий этап – заключительный. Анализ результатов деятельности проекта, предоставление отчета.
Механизмы реализации программы
Основными механизмами реализации программы являются:
- Выявление и изучение неблагополучных семей.
- Патронажи семей – социально-педагоические, социально-психологические, социально-медицинские.
- Анкетирование и диагностика неблагополучных семей.
- Индивидуальные беседы, консультирования, психокоррекция (с привлечением психолога).
- Оказание помощи в оформлении пособий, субсидий на оплату жилья, пенсий и т.п.
- Выход из семьи (решение вопроса о снятии с учета, как неблагополучная семья).
Схема управлением проектом
Программа реализуется специалистом по социальной работе в тесном сотрудничестве со специалистами реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также с различными организациями города (ПДН, отделом опеки и попечительства, педагогами школ города, БУСО «Зина» и др.) при информационной поддержке средств массовой информации.
Ожидаемые результаты
Реализация проекта «Паруса надежды» предполагает достижение следующих результатов:
Количественные результаты:
1. Культурно-массовыми мероприятиями будут
охвачены более 80% неблагополучных семей.
2. Будет оказано содействие в лечении от
алкогольной зависимости – 3 чел.
3. Содействие в трудоустройстве – 3 чел.
4. Будут выпущены методические пособия, буклеты и
памятки для родителей и специалистов отделения.
5. Курс лечения в специализированных учреждениях
пройдут – 2 чел.
Качественные результаты:
1. У родителей повысится ответственность за
воспитание детей, появится желание изменять
жизненные ситуации, улучшать условия жизни
ребенка и семьи.
2. У родителей повысится уровень знаний в области
правовых вопросов.
3.Снизится уровень психо-эмоционального
напряжения, сформируется позитивный образ
будущего для ребенка и семьи в целом.