Программа "Паруса надежды"

Разделы: Работа с родителями


Постановка проблемы

Современное состояние общества с его крайней крименогенностью продуцирует все большее количество семей так называемой «группы риска».  На сегодняшний день такое печальное явление нашей действительности, как социально-неблагополучная семья, стало явлением весьма распространенным. В этих семьях отмечаются алкоголизм, безразличное отношение к воспитанию и образованию детей.

Нарушение семейных отношений и отклонения в воспитании отрицательно влияют на развитие личности несовершеннолетних. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности. Отягощенные  неблагополучной обстановкой в семье они  замечают враждебность окружающих, вырастают в страхе и отличаются от других детей агрессивностью.

При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения детей. Общение таких детей носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье      неизбежно приводят к нарушениям эмоционального   развития, и могут отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе ребенка.

Гораздо сложнее обстоят дела в    неблагополучных семьях, воспитывающих детей-инвалидов, так как к обычным семейным заботам добавляются и специфические, проявляющиеся в необходимости получения специальных услуг: образовательных, оздоровительных, культурно-досуговых. Проблемы, накладывающиеся на семью  (медицинские, экономические, социально-психологические), приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей,  семьи с детьми-инвалидами  как правило самоизолируются, теряют смысл жизни и очень часто распадаются.

Учитывая, что  для ребенка-инвалида семья имеет особое значение, выступая не только  в качестве первичного микросоциума, в котором происходит его развитие, но и, в гораздо большей степени, чем для здорового ребенка, условием защищенности и выживания, несомненно, отношения родителей к детям-инвалидам  приобретают жизненно важное значение.

На сегодняшний день в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на учете стоит 132 семьи воспитывающих детей-инвалидов, из них 8 семей стоят на учете, как неблагополучные. Для того чтобы охватить эти семьи, специалисты отделения эффективными реабилитационными мерами, помогут им  поверить в свои силы, обрести уверенность в завтрашнем дне, научат  родителей не только тому, как  помочь ребенку в процессе его личностного становления, но и найти в себе силы для изменения себя, для решения своих внутриличностных и межличностных проблем. Главное, чтобы семья не оставалась один на один  со своей бедой, чтобы инвалидность ребенка не оставалась личным делом  семьи, а ребенок не вынужден пребывать  в стенах дома.  

Цель программы: восстановление социального статуса неблагополучных семей, имеющих детей с ограниченными физическими возможностями здоровья.

Основные задачи программы:

  • установить отношения партнерства и сотрудничества с семьей;
  • содействие личностному и социальному развитию родителей;
  • содействие родителям в лечении от алкогольной зависимости и трудоустройстве;
  • содействовать в формировании правовой культуры родителей;
  • помощь в определении на лечение в медицинские учреждения;
  • разработать индивидуальные программы реабилитации семей  воспитывающих детей с  ОВЗ, находящихся в социально опасном положении.

Основное содержание

СЕМЬЯ – это общество в миниатюре,
от целостности которого зависит безопасность
всего человеческого общества.

Ф. Адлер

Содержание программы «Паруса надежды» направлено на восстановление социального статуса неблагополучных семей.

Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на нее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно. Адаптивные способности неблагополучной семьи существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка с ограниченными возможностями в таких семьях протекает с большими трудностями, медленно и малорезультативно.

Данная программа включает в себя несколько направлений:

  • Патронаж и знакомство с семьей с целью выявления нуждаемости в конкретных видах услуг (социально-педагогических, социально-медицинских, социально-психологических, экономических, правовых).
  • Разработка индивидуальных программ реабилитации,  для выхода семьи в социум.
  • Информирование по интересующим вопросам.
  • Психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительского всеобуча с привлечением психолога, медицинского работника.
  • Индивидуальное консультирование: в вопросах связанных с правом граждан на социальное обслуживание, правовая культура родителей, ориентирование семей на здоровый образ жизни.
  • Привлечение родителей на занятия, праздники, экскурсии и другие культурно-массовые мероприятия, проводимые в отделении реабилитации для детей и подростков с ОВЗ – важнейшее звено в реабилитации семьи, преодоление психотравмирующих ситуаций, возникающих в семье, воспитывающей ребенка-инвалида.

Таким образом, для успешного  достижения цели реабилитации необходимо решение ряда медико-социальных, социально-психологических и психолого-педагогических проблем не только детей, но и их родителей, а также активное включение семьи в реабилитационный процесс.
Только слаженная работа команды специалистов может изменить к лучшему сложившуюся ситуацию и сохранить семью.

Благополучатели

Программа ориентирована на семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья находящихся на учете в реабилитационном отделении для детей и подростков с ОВЗ, как неблагополучные семьи.

Этапы и сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год и более.

Первый этап подготовительный рассчитан на разработку плана по изучению семьи, патронаж, анкетирование и выявление критерий нуждаемости конкретной семьи.

Второй этап – основной. Направлен на разработку  и реализацию индивидуальных программ с семьями. Создание и выпуск методических материалов, рекомендаций родителям (памятки, брошюры, методические пособия).

Третий этап – заключительный. Анализ результатов деятельности проекта, предоставление отчета.

Механизмы реализации программы

 Основными механизмами реализации программы являются:

  • Выявление и изучение неблагополучных семей.
  • Патронажи семей – социально-педагоические, социально-психологические, социально-медицинские.
  • Анкетирование и диагностика неблагополучных семей.
  • Индивидуальные беседы, консультирования, психокоррекция (с привлечением психолога).
  •  Оказание помощи в оформлении пособий, субсидий на оплату жилья, пенсий и т.п.
  • Выход из семьи (решение вопроса о снятии с учета, как неблагополучная семья).

Схема управлением проектом

Программа реализуется специалистом по социальной работе в тесном сотрудничестве со специалистами реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями, а также с различными организациями города (ПДН, отделом опеки и попечительства, педагогами школ города,  БУСО «Зина» и др.) при информационной поддержке средств массовой информации.

Ожидаемые  результаты

Реализация проекта «Паруса надежды» предполагает достижение следующих результатов:

Количественные результаты:

1. Культурно-массовыми мероприятиями будут охвачены более 80%  неблагополучных семей.
2. Будет оказано содействие в лечении от алкогольной зависимости – 3 чел.
3. Содействие в трудоустройстве – 3 чел.
4. Будут выпущены методические пособия, буклеты и памятки для родителей и специалистов отделения.
5. Курс лечения в специализированных учреждениях пройдут – 2 чел.

Качественные результаты:

1. У родителей повысится ответственность за воспитание детей, появится желание изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи.
2. У родителей повысится уровень знаний в области правовых вопросов.
3.Снизится уровень психо-эмоционального напряжения, сформируется позитивный образ будущего для ребенка и семьи в целом.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4