Цели:
- Знакомство с новыми буквами В, в и новыми звуками (в), (в);
- Формирование навыка слогового, правильного, сознательного выразительного чтения;
- Развитие речи;
- Обогащение словарного запаса;
- Добиваться усвоения того, что слог – единица речи.
Раздаточный материал:
- Сигнальные карточки,
- Поощрительные звездочки
Оборудование:
- Плакат с буквой В, в;
- Доска;
- Мультимедиа.
Ход урока
1-й этап – организация учащихся, проверка рабочих мест.
а) учебник “Азбука”
б) тетрадь для печатания
в) сигнальные карточки
г) пенал
2-й этап – повторение изученного.
1) На доске 2 столбика слов:
окуни лини лоси лиса рука куры |
Тарас Ирина Лариса Нина Никита Рита Инна |
– Почему слова в первом столбике с маленькой буквы, а во втором – с большой?
2) Работа по учебнику – стр. 70 (обогащение словарного запаса).
- Объяснение многозначности слова коса (инструмент, волосы).
- Объяснение многозначности слова кран (сантехника, машина).
- Чтение столбиков слов с делением на слоги и определением гласных на стр. 71 (Слабые дети читают и делают вывод: сколько в слове гласных, столько и слогов).
- Чтение и анализ рассказа на стр. 71.
– Покажи девочек? Где Лара? Где Рита?
– Чем занимаются дети?
– Как озаглавили текст? (Рисование. Цветы на рисунках.)
3) Чтение ленты букв:
– назовите гласные, которые обозначают мягкость согл.
– назовите гласные, которые обозначают твердость согл.
– назовите сонорные согл.
– назовите глухие согл.
Физкультминутка.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
3-й этап – работа по теме.
В Азбуке на стр. 72–73 рассмотрите картинку.
1) – Кого из знакомых героев сказок вы видите? (Чебурашка и Крокодил, Волк
и Заяц, Вини – Пух и Пятачок …)
– Чем они заняты? (Играют в футбол.)
– А Ворона и Сова? (Они болельщики.)
– Карлсон? (Он судья.)
– Как скажем о зверьках? (Они дружные, вместе играют, болеют друг за
друга.)
– Составьте рассказ.
2) Чем занят Волк? (Волк стоит на воротах.)
Составление схемы предложения на доске и в печатных тетрадях.
___________ ___________ _______ __________ .
– Сколько слов в предложении? (4)
3) Если Волк защищает ворота, он называется… вратарь
Составление схемы слова вратарь.
– Сколько слогов? Звуков ?
4) – А что кричат Волку болельщики? (Лови! Лови!)
Составление схемы?
____________ ! _________ !
– Сколько слов в предложении? (1)
Вывод: В предложении может быть одно или несколько слов.
Составление схемы слова лови на доске и в печатных тетрадях.
Вывод: И твердый звук (в)в слове “вратарь” и мягкий (в) в слове “лови” обозначают буквой В. (Учитель показывает таблицу.)
5) Артикуляция звука.
– Какой это звук? (Согласный, звонкий, может быть мягким, а может быть твердым.)
– Найдите букву в Азбуке и поздоровайтесь с ней (дети указательным пальцем обводят букву в Азбуке), найдите в алфавите, на ленте букв.
6) Работа с сигнальными карточками (твердый – мягкий).
– Назовите предметы с новой буквой (…)
– Назовите имена с буквой В (…)
Физкультминутка
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише-тише,
Деревце все выше-выше!
– В каких словах в физкультминутке вы услышали звук (в)?
7) Чтение нового:
- На доске.
- В учебнике на стр. 73 слоги и слова читают слабые дети, а рассказ и пословицы сильные дети.
- Чтение и объяснение пословицы.
Век живи – век учись.
– Как понимаете? (Были маленькими – учились ходить, сейчас учимся в школе, бабушка учится работать на компьютере.)
– Назовите слова с новым звуком?
- Чтение стихов-загадок:
Без разгона ввысь взлетает
Стрекозу напоминает
Отправляется в полет
Наш российский … (вертолет)Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
Это ….. (ворона)
4-й этап – итог и обобщение
– С какой новой буквой познакомились?
– Какой звук она обозначает?
5-й этап – рекомендации на дом
стр. 72–73 читать и подобрать загадки с новой буквой.
Хочу поблагодарить вас, дети, за хорошую работу, показать программу (показ мультимедиа, стихи читают хорошо читающие дети).
Спасибо всем. Урок окончен.
Р.S. В течение всего урока раздаю “наградные” карточки. В конце урока к доске выходят дети, у которых есть карточки за ответ.
Библиография:
- В.Горецкий, В. Кирюшкин. “Азбука”.
- О.Жиренко, Л.Обухова. “Поурочные разработки по обучению грамоте: чтению и письму” .
- Интернет.