Методическая разработка урока психологии для подростков "Кто, если не я?"

Разделы: Школьная психологическая служба


Я полагаю, что каждый должен в конце концов, стать хозяином своей судьбы. (Артур Миллер)

Подростковый возраст - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период формирования эго-идентичности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку в нем утверждаются жизненные позиции и принципы, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. В подростковом возрасте у ребенка появляется и усиливается стремление быть взрослым, что обусловливает изменение поведения и создает совершенно новую ситуацию личностного и психологического развития. Поэтому ребенку необходимо научиться делать самостоятельный выбор, позволяющий противостоять негативному влиянию окружающего мира, принимать собственные решения и контролировать свое поведение.

Цель: формирование и развитие навыков принятия решений, ответственности за свои решения и их последствия, самостоятельности.

Продолжительность занятия: 1 академический час.

Содержание урока

Введение

Каждый человек несет ответственность за собственную жизнь, за собственное здоровье и за свое счастье. Любое наше действие, любой поступок имеет последствия - от этого никуда не уйти, и, разумеется, эти последствия могут быть разными.

Работа в теме

Сказка "Желуди".

Возможные вопросы при анализе сказки:

  1. Какая самая яркая для вас картина сказки? Что вас в ней наиболее привлекло?
  2. Как желуди оказались на поляне?
  3. Почему Золотой Носик хотел учиться, а Желтый Бочок отказался?
  4. Знакомы ли вам такая ситуация и те чувства, которые испытывали главные герои?
  5. Кто из героев сказки вам понравился больше всего? Почему?
  6. Кто помог Золотому Носику учиться?
  7. Что пережил Золотой Носик прежде чем стал зеленым росточком?
  8. Почему Желтый Бочок оказался в животе у голодного кабана?
  9. Чему мы можем научиться у этой сказки?
  10. Как могла бы измениться судьба Желтого Бочка, если бы он захотел учиться?

В конце обсуждения сказки важно подчеркнуть, что у всех людей в жизни есть выбор и каждый сам принимает решение, как ему поступать в том или ином случае.

Ежедневно мы оказываемся перед выбором как поступить, т.к. каждый наш поступок, каждое наше решение создает наше будущее. От того, что мы выберем сейчас, зависит то, что будет через минуту. Поэтому важно, чтобы это решение было обдуманным.

Упражнение №1: "Шаги разумного выбора".

Осуществление выбора требует тщательного планирования, а также включает в себя четкое следование разработанному плану.

Предложите разобрать схему принятия решения.

Рассмотрим эти шаги:

  • Шаг 1. Четко определить и сформулировать проблему или ситуацию
  • Шаг 2. Собрать и рассмотреть всю информацию, все факты о проблеме или ситуации
  • Шаг 3. Подобрать возможные варианты решения проблемы или выхода из ситуации
  • Шаг 4. Рассмотреть возможные последствия каждого варианта
  • Шаг 5. Сделать свой выбор и поступить в соответствии с ним
  • Шаг 6. Нести ответственность за свое решение

Теперь мы знаем, по какой схеме осуществляется принятие решения.

Упражнение №2: "Учимся выбирать".

Попросите учащихся найти себе партнёров. Предоставьте партнёрам несколько минут для того, чтобы составить список проблем, которые могут возникать у учащихся их возраста.

Например:

  • Мой лучший друг курит и предлагает закурить мне.
  • Мой друг постоянно не выполняет домашнее задание по математике и просит списать его.
  • Ты ушел из дома, оставив включенным кран с горячей водой в ванной. Вернувшись, обнаружил потоп.
  • На уроке соседи сзади мешают тебе слушать учителя
  • Твой кот залез высоко на дерево и не может слезть.
  • На перемене произошел конфликт между твоими приятелями, ты свидетель

Через 2 минуты попросите каждую пару назвать одну проблему, которую они включили в свой список. Запишите предложенные проблемы на доске. Выберите одну из этих проблем для совместного решения всем классом. Используйте "Шаги разумного выбора". Читайте шаги по одному, обратившись к классу с просьбой: применять эти шаги для той проблемы, которую вы выбрали. Постарайтесь, чтобы все шаги были разобраны.

Выводы:

Таким образом, у всех людей в жизни есть выбор и кто, если не мы сами принимаем решение, как поступать в том или ином случае. Наши поступки, каждое наше решение создает наше будущее, поэтому важно, чтобы это решение было обдуманным.

Заключение

Притча "Все в твоих руках"

Сказку можно использовать как притчу-нравоучение без обсуждения.

Литература

  1. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. 1996, - 374 с.
  2. Практика сказкотерапии /Под ред. Н. А. Сакович.- СПб.: Речь, 2007.- 224 с.
  3. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка.- СПб.: Речь, 2006. -296 с.