Портрет одаренного ребенка
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, к творческому использованию предметов.
Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Важнейшим направлением данной проблемы является реализация предложенной программы, которая показывает, что каждый ученик должен знать, что любое его увлечение, любой его интерес всегда будут приветствоваться в стенах нашей школы, и поддержаны всеми педагогами и взрослыми.
Большая роль в нашей программе отводится внеклассной работе, что позволяет нам развивать познавательную активность школьника в различных образовательных областях: умственное воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание.
Цель: создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков способного ребенка в определенных дисциплинах МОУ «КСОШ».
Основные задачи программы |
|
Основные направления работы |
|
Основные формы работы |
|
Методический аспект | Программа интеллектуального
воспитания по работе с одаренными детьми
«Проверь свои способности» построена на
занимательной форме проведения занятий, которая
отвечает психологическим особенностям,
особенностям развития познавательных интересов
в школьном возрасте. Процесс познания является практически основной частью любого вида деятельности учеников (трудовая, художественная, учебная, прикладная, экологическая и др.) Познавательная деятельность на внеклассных занятиях способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга детей, наполняя его социально-ценностным содержанием. Внеклассная познавательная деятельность строится с учётом интересов детей, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Реализация данной программы позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать у школьников читательские вкусы, интерес к знаниям, создаёт атмосферу интеллектуального поиска. Раздел «Здоровье» отражает валеологический подход к воспитанию.
Валеологическое обеспечение жизнедеятельности
ребенка происходит на физиологическом,
психологическом и социальном уровнях путём
сохранения, укрепления и формирования
здоровья. Раздел «Я – гражданин» одной из главных задач ставит воспитание любви к родной школе, к отчему краю, к своей малой родине через уроки краеведения, через работу школьного музея. Ведь в процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального российского народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края и, конечно, сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и навыков гражданина; |
Срок реализации программы | Программа рассчитана на 3 года |
Исполнители программы |
|
Возраст детей программы | Учащиеся с 1-11 класс, детский сад «Родничок» |
Источники финансирования |
|
Режим работы | 5 дней в неделю (понедельник-пятница) |
Ожидаемые результаты | Увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; создание индивидуальных образовательных программ; повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми; совершенствование работы с одаренными детьми, повышение качества успеваемости по годам. |
Участники программы | МОУ «КСОШ», Лешуконский район, Архангельская область. |
Этапы реализации
Первый этап – диагностико-организационный предполагается реализовать в 2009-2010 учебном году. Он включает в себя:
- создание и организацию деятельности коордиционного совета;
- создание нормативно – правовой базы;
- обеспечение материально-технической базы;
- изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- организация информационно-методического обеспечения и повышения компетентности учителей по проблемам одаренности.
Второй этап – организационно-практический предполагается реализовать в 2010-2011 учебном году. Он включает в себя работу с одаренными детьми на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
- методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ,
- систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
- пополнение и обновление банка данных « Одаренные дети школы», методических материалов и диагностических методик.
Третий этап – итогово-аналитический предполагается реализовать в 2011-2012 учебном году. На этом этапе предполагается:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях школы и детского садика;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана- программы дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты:
- Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одаренности. (Приложение 1)
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся. (Приложение 2)
- Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- Принцип создания комфортных условий для совместных работы учащихся и учителя.
- Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.
- Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.
- Принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций.
- Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Раздел «Здоровье» (Приложение 3)
В последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. Стрессы, плохое питание, несбалансированность учебных программ и техногенных нагрузок, снижение возможности участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых — эти и другие причины приводят к росту числа заболеваний неокрепшего и развивающегося организма.
При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост числа хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.
В условиях нашей школы пока еще сохраняется проблемы несоответствия мебели физическим данным учащихся, неблагоприятного воздушно-теплового режима, неполного перечня необходимого физкультурного оборудования и инвентаря, соответствующего возрасту детей; недостатка должного медицинского контроля за двигательным режимом учащихся.
Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в нашей школе разработан и внедряется в жизнь раздел "Здоровье". Прямым показателем необходимости осуществления такой работы служит анализ динамики состояния здоровья учащихся за последние три года. Наблюдается очень слабая положительная динамика этого процесса.
Раздел «Здоровье» предусматривает:
- мониторинг состояния здоровья учащихся в разные периоды их обучения в школе;
- рекомендации специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий учащихся;
- профилактические мероприятия для разных возрастных групп;
- программу закаливания и физической культуры.
Все профилактические и оздоровительные технологии осуществляются медиками ЦРБ (центральной районной больницы) и КУБ (Койнасской участковой больницей) в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся.
Раздел «Здоровье» носит многомерный характер, так как в период его реализации в школе будут происходить значительные изменения, влияющие на прогнозируемые и планируемые показатели.
Главная задача осуществления раздела: наша школа должна стать школой здоровья, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых, приобретению учениками знаний и выработки навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды учебного заведения.
Раздел "Здоровье" включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений или компонентов, способствующих адаптации детей и подростков к окружающей среде.
Поступление ребёнка в школу, перевод из начальной школы в среднюю, из средней в выпускные классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации учащихся в эти сложные периоды нами предусматривается целый ряд мер:
а) анкетирование при поступлении в школу новых
детей, опрос об особенностях их развития и роста;
б) мониторинг состояния их здоровья;
в) индивидуальные рекомендации медиков и
психолога по коррекции отклонений в физическом и
психологическом здоровье;
г) контроль за пограничными состояниями;
д) консультации родителей по организации
оптимального домашнего режима;
е) при необходимости проведение
медико-педагогической коррекции;
ж) введение дополнительного часа по физкультуре
для уч-ся начального звена 2008 год;
з) введение дополнительного часа по физкультуре
для уч-ся среднего и старшего звена 2010 год.
В дальнейшем силами педагогов школы
осуществляется мониторинг состояния
физического здоровья всех учащихся школы,
оказывается помощь в организации оптимального
учебно-воспитательного процесса, отслеживается
объём учебной нагрузки, домашних заданий,
принимается участие в составлении расписания
уроков, в разработке режима дня, учитывая
возрастные и индивидуальные особенности
организма детей и подростков.
Для активизации двигательного компонента в
режиме дня в школе планируется применять целый
комплекс мероприятий, в частности: в начальных
классах: прогулки на свежем воздухе,
физкультурные паузы во время уроков,
динамические перемены, во всех классах
максимальное вовлечение учащихся в занятия
спортивных и оздоровительных секций, проведение
дней здоровья и других физкультурных праздников
Раздел «Я – гражданин» является важнейшей составляющей «Воспитательного пространства». (Приложение 4)
Образование должно собрать воедино социально
значимые ценности и общественные установки с
передовыми отечественными традициями в новую
ценностную систему общества – систему открытую,
вариативную, духовно и культурно насыщенную,
диалогичную, толерантную, обеспечивающую
становление подлинной гражданственности и
патриотизма, отмечается в концепции
модернизации российского образования.
Педагогический коллектив поставил одну из задач
школы: Воспитывать любовь к родной школе, к
отчему краю, к своей малой родине через уроки
краеведения, через работу школьного музея.
В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального российского народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края и, конечно, сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и навыков гражданина;
Формы работы с одаренными учащимися: (Приложение 5 – презентация «Одаренные дети)
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, к исследовательской конференции, консультации по возникшим проблемам;
- участие в школьных и районных олимпиадах по всем предметам;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- проектная деятельность учащихся;
- использования современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- создание ученических портфолио.
Положение о школьном конкурсе «Ученик года» (Приложение 6)