Программа интеллектуального воспитания "Проверь свои способности", посвященная 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Разделы: Внеклассная работа


Портрет одаренного ребенка

  1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
  2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
  3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
  4. Склонен к рискованным действиям.
  5. Обладает богатой фантазией, воображением.
  6. Обладает хорошо развитым чувством юмора.
  7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
  8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
  9.  Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
  10. Стремится к самовыражению, к творческому использованию предметов.

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.

Важнейшим направлением данной проблемы является реализация предложенной программы, которая показывает, что каждый ученик должен знать, что любое его увлечение, любой его интерес всегда будут приветствоваться в стенах нашей школы, и поддержаны всеми педагогами и взрослыми.  

Большая роль в нашей программе отводится внеклассной работе, что  позволяет нам развивать познавательную активность школьника в различных образовательных областях: умственное воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание.

Цель: создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных  задатков способного ребенка в определенных дисциплинах   МОУ «КСОШ».

Основные задачи программы
  • создать целенаправленную систему отбора одарённых детей;
  • создать максимально-благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития одарённых детей;   
  • стимулировать творческую деятельность одарённых детей;
  • разработать и поэтапно внедрять новое содержание образования, прогрессивные технологии в работе с одаренными детьми;
  • воспитать сознательного гражданина России;
  • создать условия одарённым детям для реализации их личных творческих способностей в процессе  научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • создать условия для умственного, эмоционального, социального развития школьников и обеспечить   поддержку самореализации одаренных  учащихся,
  • осуществлять работу по удовлетворению потребностей учащихся в  новой  информации
  • всесторонне поощрять  инициативу  детей,  их  самостоятельность  в учебе, саморазвитии и самовоспитании.
Основные направления работы
  • Познавательное  (программа «Проверь свои способности», «Живи, Земля!»)
  • Валеологическое (программа «Здоровье»)
  • Я – гражданин
Основные формы работы
  • Практические занятия
  • Ролевые игры
  • Конкурсы
  • Праздники
  • Беседы
  • Викторины
  • Чтение научно-популярной литературы
  • Экскурсии
  • КТД
Методический аспект Программа интеллектуального воспитания по работе с одаренными детьми «Проверь свои способности» построена на занимательной форме проведения занятий, которая отвечает психологическим особенностям, особенностям развития познавательных интересов в школьном возрасте.

Процесс познания является практически основной частью любого вида деятельности учеников (трудовая, художественная, учебная, прикладная, экологическая и др.)

Познавательная деятельность на внеклассных занятиях способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга детей, наполняя его социально-ценностным содержанием. Внеклассная познавательная деятельность строится с учётом интересов детей, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Реализация данной программы позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать у школьников читательские вкусы, интерес к знаниям, создаёт атмосферу интеллектуального поиска.

Раздел «Здоровье»

отражает валеологический подход к воспитанию. Валеологическое обеспечение жизнедеятельности ребенка происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях путём сохранения, укрепления и  формирования здоровья.
Исходя из необходимости развития у детей представлений о здоровье как многоаспектном явлении, в данной программе выделены спортивно- оздоровительное и общегигиеническое направления здорового образа жизни, а также продуман эколого-валеологический лекторий для учеников и родителей 1-8 классов.

Раздел «Я – гражданин» одной из главных задач ставит воспитание любви к родной школе, к отчему краю, к своей малой родине через уроки краеведения, через работу школьного музея.

Ведь в процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального российского народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края и, конечно,  сотрудничество   педагогов,   родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и навыков гражданина;

Срок реализации программы Программа   рассчитана на 3 года
Исполнители программы
  • МОУ «КСОШ»
  • заместитель директора по учебно-воспитательной работе
  • классные руководители
  • педагог-организатор
  • руководители кружков, секций
  • РИД «Надежда»
  • ученический совет
  • совет старшеклассников
  • центры управления
  • дети детского садика
  • родители
  • заинтересованные лица
Возраст детей программы Учащиеся с 1-11 класс, детский сад «Родничок»
Источники финансирования
  • Бюджетные средства для проведения мероприятий и награждения учащихся
  • Спонсорские средства
Режим работы 5 дней в неделю (понедельник-пятница)
Ожидаемые результаты Увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; создание индивидуальных образовательных программ; повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми; совершенствование работы с одаренными детьми, повышение качества успеваемости по годам.
Участники программы МОУ «КСОШ», Лешуконский район, Архангельская область.

Этапы реализации

Первый этап – диагностико-организационный предполагается реализовать в 2009-2010 учебном году. Он включает в себя:

  • создание и организацию деятельности коордиционного совета;
  • создание нормативно – правовой базы;
  • обеспечение материально-технической базы;
  • изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
  • организация информационно-методического обеспечения и повышения компетентности учителей по проблемам одаренности.

Второй этап – организационно-практический предполагается реализовать в 2010-2011 учебном году. Он включает в себя работу с одаренными детьми на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
  • методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ,
  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
  • пополнение и обновление банка данных « Одаренные дети школы», методических материалов и диагностических методик.

Третий этап – итогово-аналитический предполагается реализовать в 2011-2012 учебном году. На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
  • мониторинг личных достижений учащихся;
  • анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях школы и детского садика;
  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана- программы дальнейшей работы в этом направлении.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одаренности. (Приложение 1)
  2. Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся. (Приложение 2)
  3. Использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
  4. Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
  5. Обобщение и систематизация материалов педагогической практики

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы учащихся и учителя.
  2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.
  3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.
  4. Принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций.
  5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

Раздел «Здоровье» (Приложение 3)

В последние годы отмечается значительное ухудшение всех показателей состояния здоровья детей и молодежи. Стрессы, плохое питание, несбалансированность учебных программ и техногенных нагрузок, снижение возможности участвовать в оздоровительных мероприятиях, неполноценный отдых — эти и другие причины приводят к росту числа заболеваний неокрепшего и развивающегося организма.

При этом в процессе обучения в школе у детей отмечается рост числа хронических заболеваний, нарушений физического развития и, как следствие этого, снижение функциональных возможностей детского организма.

В условиях нашей школы пока еще сохраняется проблемы несоответствия мебели физическим данным учащихся, неблагоприятного воздушно-теплового режима, неполного перечня необходимого физкультурного оборудования и инвентаря, соответствующего возрасту детей; недостатка должного медицинского контроля за двигательным режимом учащихся.

Для укрепления связи между учебной деятельностью школьников и их психофизическим здоровьем, для профилактики снижения исходного потенциала здоровья учеников в нашей школе разработан и внедряется в жизнь раздел "Здоровье". Прямым показателем необходимости осуществления такой работы служит анализ динамики состояния здоровья учащихся за последние три года. Наблюдается очень слабая положительная динамика этого процесса.

Раздел «Здоровье» предусматривает:

  • мониторинг состояния здоровья учащихся в разные периоды их обучения в школе;
  • рекомендации специалистов по укреплению здоровья отдельных категорий учащихся;
  • профилактические мероприятия для разных возрастных групп;
  • программу закаливания и физической культуры.

Все профилактические и оздоровительные технологии осуществляются медиками ЦРБ (центральной районной больницы) и КУБ (Койнасской участковой больницей) в тесном взаимодействии с администрацией школы, педагогами и родителями и основываются на результатах ежегодных профилактических осмотров всех учащихся.

Раздел «Здоровье» носит многомерный характер, так как в период его реализации в школе будут происходить значительные изменения, влияющие на прогнозируемые и планируемые показатели.

Главная задача осуществления раздела: наша школа должна стать школой здоровья, где наряду с обучением детей существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых, приобретению учениками знаний и выработки навыков, необходимых для принятия решений, относящихся к их здоровью, а также для сохранения и улучшения благоприятной для здоровья окружающей среды учебного заведения.

Раздел "Здоровье" включает в себя целый ряд взаимодействующих между собой направлений или компонентов, способствующих адаптации детей и подростков к окружающей среде.

Поступление ребёнка в школу, перевод из начальной школы в среднюю, из средней в выпускные классы являются переходными этапами в физическом, нравственном и психологическом отношении. Для облегчения адаптации учащихся в эти сложные периоды нами предусматривается целый ряд мер:

а) анкетирование при поступлении в школу новых детей, опрос об особенностях их развития и роста;
б) мониторинг состояния их здоровья;
в) индивидуальные рекомендации медиков и психолога по коррекции отклонений в физическом и психологическом здоровье;
г) контроль за пограничными состояниями;
д) консультации родителей по организации оптимального домашнего режима;
е) при необходимости проведение медико-педагогической коррекции;
ж) введение дополнительного часа по физкультуре для уч-ся начального звена 2008 год;
з) введение дополнительного часа по физкультуре для уч-ся среднего и старшего звена 2010 год.

В дальнейшем силами педагогов школы осуществляется мониторинг состояния физического здоровья всех учащихся школы, оказывается помощь в организации оптимального учебно-воспитательного процесса, отслеживается объём учебной нагрузки, домашних заданий, принимается участие в составлении расписания уроков, в разработке режима дня, учитывая возрастные и индивидуальные особенности организма детей и подростков.
Для активизации двигательного компонента в режиме дня в школе планируется применять целый комплекс мероприятий, в частности: в начальных классах: прогулки на свежем воздухе, физкультурные паузы во время уроков, динамические перемены, во всех классах максимальное вовлечение учащихся в занятия спортивных и оздоровительных секций, проведение дней здоровья и других физкультурных праздников

Раздел «Я – гражданин» является важнейшей составляющей «Воспитательного пространства». (Приложение 4)

Образование должно собрать воедино социально значимые ценности и общественные установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма, отмечается в концепции модернизации российского образования.
Педагогический коллектив поставил одну из задач школы: Воспитывать любовь к родной школе, к отчему краю, к своей малой родине через уроки краеведения, через работу школьного музея.

В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального российского народа, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края и, конечно, сотрудничество педагогов, родителей, учащихся по освоению идей гражданского образования и навыков гражданина;

Формы работы с одаренными учащимися: (Приложение 5 – презентация «Одаренные дети)

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, к исследовательской конференции, консультации по возникшим проблемам;
  • участие в школьных и районных олимпиадах по всем предметам;
  • конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
  • посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
  • проектная деятельность учащихся;
  • использования современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
  • создание ученических портфолио.

Положение о школьном конкурсе «Ученик года» (Приложение 6)