Знакомство с буквами Ч и Щ. 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели урока:

  • Образовательная: знакомство с буквами Ч и Щ, с орфограммами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
  • Развивающая: развитие устной речи учащихся, мышления, внимания.
  • Воспитательная: воспитание интереса к чтению.

Ход урока

1. Организационный момент (мотивация).

- Ребята, какое сейчас время года? (весна)

С приходом весны начинает оживать всё живое на земле, зеленеть, звучать. Весенняя музыка слышна повсюду: журчание ручейка, трель птиц, весенняя капель. Вот и наш урок сегодня будет не простой, а музыкальный.

2. Актуализация.

- Давайте вспомним, чему вы учились на уроках обучения грамоте? (выслушать детей)

- С чем мы сегодня познакомимся, вы узнаете, если внимательно выполните задание в группах (у каждой группы своя карточка).

Задание: составить из букв слова, используя картинку- помощницу,

(буквы соединить линией, прочитать слово),ребята называют получившиеся слова

-Ребята, я ещё раз повторю все слова, а вы внимательно послушайте и скажите - какие новые звуки встречаются в этих словах?

Мячик, врач, очки, щётка, ящик.

-Кто попробует назвать тему нашего урока? Помогут вам в этом опорные слова на доске:

познакомимся с:::

учиться отличать:::..

учиться читать::::..

(один ученик читает опорные слова, а кто-то из детей договаривает предложение). Затем учитель ещё раз обобщает:

  1. Познакомимся со звуками Ч и Щ и буквами, которые их обозначают .
  2. Будем учиться отличать звуки Ч и Щ и буквы Ч и Щ от других звуков и букв.
  3. Будем учиться читать слоги, слова с новыми буквами.

3. Организация восприятия нового материала.

1) - Ребята, сейчас вы прослушаете мелодию и подумаете, каким буквам она могла бы понравиться? (включаю "грубую, тяжёлую" музыку, дети называют буквы, учитель их ещё раз показывает в "Городе букв", объясняют свой выбор).

- Объясните, почему эта музыка обязательно понравиться буквам Ж и Ш? (они всегда твёрдые).

- Предлагаю вам прослушать ещё одну мелодию, а вы подумайте, каким буквам она могла бы понравиться? (звучит "мягкая, спокойная музыка", дети объясняют свой выбор)

Слышится стук в дверь класса.

-Ой, ребята, кто-то ещё к нам стучится? (выхожу посмотреть и приношу с собой буквы Ч и Щ).

- Услышав нашу красивую мелодию, к нам поспешили прийти ещё две буквы. Может кто-то из вас знаком с ними и сможет их назвать? (Это буквы Ч и Щ). А что вы о них знаете? А что бы вы хотели узнать о них?

-Как вы думаете, почему наши гостьи не пришли, когда звучала первая мелодия, а больше им понравилась вторая? (дети высказывают свои предположения и делают вывод, что они - МЯГКИЕ)

- Мы сейчас проверим, так ли это. Назовите звуки Ч и Щ сначала мягко (затем твёрдо). Можем ли мы их произнести твёрдо? (нет)

-Значит, какую работу могут выполнять звуки Ч и Щ? (только мягкую)

2) Работа с учебником с. 92

- Ребята, в учебнике дан строгий наказ - ЗАПОМНИ! Прочитайте его и покажите знаком, какую работу выполняют буквы (дети подрисовывают в схеме учебника знак "=" самостоятельно, затем проверяют).

- Кто обозначил, какую работу выполняют буквы Ч и Щ?

4) Физкультминутка (выполняется под песню "Никому про наш секрет не говори")

5) Вывод

- Ребята, А как вы думаете, понравилась ли эта песня нашим новым буквам? Почему? (музыка спокойная, нежная, добрая, мягкая)

6) Знакомство с орфограммами ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ

-Мы доказали, что звуки Ч и Щ всегда мягкие. А что нам указывает, мягко или твёрдо нужно читать согласный звук в слове? (гласные)

-Вспомните гласные, которые обозначают мягкость согласного (дают команду: "Читать мягко!") (дети называют, я выставляю магнитные буквы)

- Ребята, вы не заметили, что наши знакомые чем-то недовольны, льют слёзы (грустные лица). Значит к нам опять пришли "капризули". Оказывается, произошло вот что::.

Сказка про шипящие.

"Жили на свете Ч и Щ, а рядом жили гласные У, Ю, Ы, И, Я, А. Жили дружно. А однажды решили буквы в прятки поиграть. Стали водить Ч и Щ, остальные побежали прятаться. Ч и Щ во все щели заглянули- нашли многих. Но никак не могут найти гласные Ю и Я. Долго искали. И вот обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я ,как ни в чём не бывало, сидят, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись Ч и Щ- с тех пор у них дружба врозь.

_ Давайте проверим, может быть, это всё про них придумали, может они ни с кем не ссорились?

На доске слова для чтения:

час роща
чудо щука
числа щит
черви щепка

(читают про себя, затем вслух по столбикам)

- Найдите слова, где после Ч и Щ звучит А. Какой буквой обозначен звук А? (буквой А). Но мы же знаем, что после мягкого согласного звук А обозначается буквой Я. Что произошло? (буквы Ч и Щ обиделись на Я). Давайте внесём в схему поправку (заменить магнитную букву Я на А).

- Значит, после Ч и Щ звук А будет всегда обозначаться буквой А.

-Найдите слова, где после Ч и Щ слышится звук У. Какой буквой обозначен этот звук? (У) Но мы же знаем правило (= Ю). Может ли Ч и Щ дружить с Ю? (нет)

*вносятся исправления в схему.

- Дружат ли Ч и Щ с буквами И, Е? (да)

- Назовите ещё раз гласные, с которыми дружат "капризные" буквы Ч и Щ . (называют хором по схеме на доске). А с какими не дружат? (хором)

- Кто сможет дополнить предложения?

На доске: ЧА- ЩА пиши с буквой::.

ЧУ-ЩУ пиши с буквой::

(сначала прочитывают самостоятельно, затем один ученик читает, остальные договаривают).

-Ребята, запомните эти правила (показываю напечатанную схему):

ЧА ЩА
ЧУ ЩУ

(проговаривают ещё раз)

4. Первичная проверка понимания.

- Чтобы Ч и Щ больше не капризничали, устроим им встречу с их друзьями гласными.

(работа на и*дополнительно: ндивидуальных карточках): вставить пропущенные буквы

Ч.сы гущ. моч.лка
Ч.до рощ. ч.деса
Щ.ка ч.лок ч.щ.

(учитель оказывает индивидуальную помощь)

Проверка: учитель показывает пропущенную букву, дети у себя проверяют. Прочитайте ещё раз получившиеся слова.

Игра "Опасный слог".

Если услышите "опасный слог" - хлопнуть в ладоши.

ПА, ЧА, ЩА, РО, ЛИ, ЛУ, ЧУ, БИ, ЩУ, ЖИ (слог ЖИ - "ловушка")

5. Первичное закрепление.

Работа в группах: прочитать скороговорку по стрелочкам (чья группа прочитает быстрее).

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

*(Проговорить вместе).

- Ребята, а что значит "щека к щеке"? (если затрудняются объяснить, то можно проиграть ситуацию).

  • повторить скороговорку 2 раза быстро,
  • ещё раз проговорить внимательно и сказать, есть ли здесь "опасный" слог? (нет).

6. Анализ (итог урока).

Игра "Кубик".

Ребята бросают кубик и отвечают на выпавший им вопрос.:

1) Назови буквы, с которыми познакомились на уроке.

2) Чем отличаются звуки Ч и Щ от других согласных звуков?

3) Можно ли после Ч и Щ писать гласные Я, Ю? (повторить правило)

4) Привести примеры слов с ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.

5) Составить схемы слов, обозначить гласные:

ЩУКА ЧАСЫ

6) ? - ребята, а этот знак обозначает, что мы ещё не знаем дружат ли Ч и Щ с гласными О и Ё . Этот ? оставим на следующий урок.

7. Рефлексия.

- Я попрошу вас встать. Кому сегодня на уроке было спокойно, интересно и всё понятно, у кого было хорошее настроение, давайте потанцуем под любимую музыку наших "капризуль".

Кому что-то не понравилось на уроке, было трудно, скучно - вы постойте.

Включается продолжение песни "Никому про наш секрет не говори:"