Цели урока:
- Образовательная: знакомство с буквами Ч и Щ, с орфограммами ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
- Развивающая: развитие устной речи учащихся, мышления, внимания.
- Воспитательная: воспитание интереса к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент (мотивация).
- Ребята, какое сейчас время года? (весна)
С приходом весны начинает оживать всё живое на земле, зеленеть, звучать. Весенняя музыка слышна повсюду: журчание ручейка, трель птиц, весенняя капель. Вот и наш урок сегодня будет не простой, а музыкальный.
2. Актуализация.
- Давайте вспомним, чему вы учились на уроках обучения грамоте? (выслушать детей)
- С чем мы сегодня познакомимся, вы узнаете, если внимательно выполните задание в группах (у каждой группы своя карточка).
Задание: составить из букв слова, используя картинку- помощницу,
(буквы соединить линией, прочитать слово),ребята называют получившиеся слова
-Ребята, я ещё раз повторю все слова, а вы внимательно послушайте и скажите - какие новые звуки встречаются в этих словах?
Мячик, врач, очки, щётка, ящик.
-Кто попробует назвать тему нашего урока? Помогут вам в этом опорные слова на доске:
познакомимся с:::
учиться отличать:::..
учиться читать::::..
(один ученик читает опорные слова, а кто-то из детей договаривает предложение). Затем учитель ещё раз обобщает:
- Познакомимся со звуками Ч и Щ и буквами, которые их обозначают .
- Будем учиться отличать звуки Ч и Щ и буквы Ч и Щ от других звуков и букв.
- Будем учиться читать слоги, слова с новыми буквами.
3. Организация восприятия нового материала.
1) - Ребята, сейчас вы прослушаете мелодию и подумаете, каким буквам она могла бы понравиться? (включаю "грубую, тяжёлую" музыку, дети называют буквы, учитель их ещё раз показывает в "Городе букв", объясняют свой выбор).
- Объясните, почему эта музыка обязательно понравиться буквам Ж и Ш? (они всегда твёрдые).
- Предлагаю вам прослушать ещё одну мелодию, а вы подумайте, каким буквам она могла бы понравиться? (звучит "мягкая, спокойная музыка", дети объясняют свой выбор)
Слышится стук в дверь класса.
-Ой, ребята, кто-то ещё к нам стучится? (выхожу посмотреть и приношу с собой буквы Ч и Щ).
- Услышав нашу красивую мелодию, к нам поспешили прийти ещё две буквы. Может кто-то из вас знаком с ними и сможет их назвать? (Это буквы Ч и Щ). А что вы о них знаете? А что бы вы хотели узнать о них?
-Как вы думаете, почему наши гостьи не пришли, когда звучала первая мелодия, а больше им понравилась вторая? (дети высказывают свои предположения и делают вывод, что они - МЯГКИЕ)
- Мы сейчас проверим, так ли это. Назовите звуки Ч и Щ сначала мягко (затем твёрдо). Можем ли мы их произнести твёрдо? (нет)
-Значит, какую работу могут выполнять звуки Ч и Щ? (только мягкую)
2) Работа с учебником с. 92
- Ребята, в учебнике дан строгий наказ - ЗАПОМНИ! Прочитайте его и покажите знаком, какую работу выполняют буквы (дети подрисовывают в схеме учебника знак "=" самостоятельно, затем проверяют).
- Кто обозначил, какую работу выполняют буквы Ч и Щ?
4) Физкультминутка (выполняется под песню "Никому про наш секрет не говори")
5) Вывод
- Ребята, А как вы думаете, понравилась ли эта песня нашим новым буквам? Почему? (музыка спокойная, нежная, добрая, мягкая)
6) Знакомство с орфограммами ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ
-Мы доказали, что звуки Ч и Щ всегда мягкие. А что нам указывает, мягко или твёрдо нужно читать согласный звук в слове? (гласные)
-Вспомните гласные, которые обозначают мягкость согласного (дают команду: "Читать мягко!") (дети называют, я выставляю магнитные буквы)
- Ребята, вы не заметили, что наши знакомые чем-то недовольны, льют слёзы (грустные лица). Значит к нам опять пришли "капризули". Оказывается, произошло вот что::.
Сказка про шипящие.
"Жили на свете Ч и Щ, а рядом жили гласные У, Ю, Ы, И, Я, А. Жили дружно. А однажды решили буквы в прятки поиграть. Стали водить Ч и Щ, остальные побежали прятаться. Ч и Щ во все щели заглянули- нашли многих. Но никак не могут найти гласные Ю и Я. Долго искали. И вот обиженные, усталые, голодные решили пойти домой спать. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ю и Я ,как ни в чём не бывало, сидят, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись Ч и Щ- с тех пор у них дружба врозь.
_ Давайте проверим, может быть, это всё про них придумали, может они ни с кем не ссорились?
На доске слова для чтения:
час | роща |
чудо | щука |
числа | щит |
черви | щепка |
(читают про себя, затем вслух по столбикам)
- Найдите слова, где после Ч и Щ звучит А. Какой буквой обозначен звук А? (буквой А). Но мы же знаем, что после мягкого согласного звук А обозначается буквой Я. Что произошло? (буквы Ч и Щ обиделись на Я). Давайте внесём в схему поправку (заменить магнитную букву Я на А).
- Значит, после Ч и Щ звук А будет всегда обозначаться буквой А.
-Найдите слова, где после Ч и Щ слышится звук У. Какой буквой обозначен этот звук? (У) Но мы же знаем правило (= Ю). Может ли Ч и Щ дружить с Ю? (нет)
*вносятся исправления в схему.
- Дружат ли Ч и Щ с буквами И, Е? (да)
- Назовите ещё раз гласные, с которыми дружат "капризные" буквы Ч и Щ . (называют хором по схеме на доске). А с какими не дружат? (хором)
- Кто сможет дополнить предложения?
На доске: ЧА- ЩА пиши с буквой::.
ЧУ-ЩУ пиши с буквой::
(сначала прочитывают самостоятельно, затем один ученик читает, остальные договаривают).
-Ребята, запомните эти правила (показываю напечатанную схему):
ЧА | ЩА |
ЧУ | ЩУ |
(проговаривают ещё раз)
4. Первичная проверка понимания.
- Чтобы Ч и Щ больше не капризничали, устроим им встречу с их друзьями гласными.
(работа на и*дополнительно: ндивидуальных карточках): вставить пропущенные буквы
Ч.сы | гущ. | моч.лка |
Ч.до | рощ. | ч.деса |
Щ.ка | ч.лок | ч.щ. |
(учитель оказывает индивидуальную помощь)
Проверка: учитель показывает пропущенную букву, дети у себя проверяют. Прочитайте ещё раз получившиеся слова.
Игра "Опасный слог".
Если услышите "опасный слог" - хлопнуть в ладоши.
ПА, ЧА, ЩА, РО, ЛИ, ЛУ, ЧУ, БИ, ЩУ, ЖИ (слог ЖИ - "ловушка")
5. Первичное закрепление.
Работа в группах: прочитать скороговорку по стрелочкам (чья группа прочитает быстрее).
Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
*(Проговорить вместе).
- Ребята, а что значит "щека к щеке"? (если затрудняются объяснить, то можно проиграть ситуацию).
- повторить скороговорку 2 раза быстро,
- ещё раз проговорить внимательно и сказать, есть ли здесь "опасный" слог? (нет).
6. Анализ (итог урока).
Игра "Кубик".
Ребята бросают кубик и отвечают на выпавший им вопрос.:
1) Назови буквы, с которыми познакомились на уроке.
2) Чем отличаются звуки Ч и Щ от других согласных звуков?
3) Можно ли после Ч и Щ писать гласные Я, Ю? (повторить правило)
4) Привести примеры слов с ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ.
5) Составить схемы слов, обозначить гласные:
ЩУКА ЧАСЫ
6) ? - ребята, а этот знак обозначает, что мы ещё не знаем дружат ли Ч и Щ с гласными О и Ё . Этот ? оставим на следующий урок.
7. Рефлексия.
- Я попрошу вас встать. Кому сегодня на уроке было спокойно, интересно и всё понятно, у кого было хорошее настроение, давайте потанцуем под любимую музыку наших "капризуль".
Кому что-то не понравилось на уроке, было трудно, скучно - вы постойте.
Включается продолжение песни "Никому про наш секрет не говори:"