Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головки детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой психического развития.
Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период с 1 года до 8–9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. И если ребенок в этот период, самый сенситивный для речевой функции, не заговорит, то в дальнейшем это умение ему уже не будет дано. Какую огромную и ответственную задачу возложила на педагогов-дошкольников сама природа! И мы должны сделать все, чтобы успеть помочь формированию фундамента развития ребенка
Именно в этом возрасте необходимо показать ребенку словарное богатство родного языка, воспитать лексическое чутье, научить связно излагать мысли и чувства, помочь почувствовать "вкус" языка, научить сообщать, утешать, убеждать, доказывать.
К сожалению, большинство детей, поступающих в школу, не владеет навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Их словарный запас небогат. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. При составлении рассказа по сюжетной картине дети перечисляют изображенные предметы или называют действия, не определяя взаимоотношения между персонажами, места действия, времени. В работе по серии картин они не могут определить последовательности событий, выявить причинно-следственные отношения. Дети не знают понятие “Родина”, они духовно бедны, не знакомы с бытом и культурой народов населяющих Республику Татарстан. Эти недостатки особенно остро ощутимы у детей с нарушением речи.
Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Процесс познания Родины реализуется в предметно – наглядной, Активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающей мир. Так воспитывается любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям Родина для человека – это прежде всего место, где он родился. Для наших детей это город Казань, Республика Татарстан. Помочь детям увидеть, узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали, развить интерес к своему городу – задача всех педагогов, работающих в Дошкольных учреждениях.
В настоящее время логопеды специальных детских садов для детей с речевыми нарушениями испытывают определенные трудности в организации фронтальных занятий с детьми по развитию связной речи: подбор адаптированных произведений для пересказа, лексическая насыщенность каждого занятия по развитию связной речи, отбор наглядно-дидактического материала, продолжительность, количество занятий и др. Это приводит к недостаточной высокой эффективности коррекционно-логопедического воздействия. Методический потенциал занятий оказывается не полностью реализованным.
Предлагаемая программа по развитию связной монологической речи с учетом национально-регионального компонента рассчитана на детей с общим недоразвитием речи III уровня старшего дошкольного возраста. Настоящая программа составлена с учетом рекомендаций Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной “Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР”. Используются все традиционные и коррекционные формы организации работы по развитию связной речи детей, обогащая их особенностями национального колорита. Развитие связной монологической речи формируется при составлении описательных рассказов, рассказов по сюжетным и художественным картинам, пересказа литературно-художественных произведений, рассказов по серии сюжетных картин
Пояснительная записка.
К числу важнейших задач логопедической работы детей с общим недоразвитием речи относится формирование связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления речевого недоразвития, так и для подготовки к школьному обучению дошкольников.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития детской речи.
Настоящая программа разработана на основе коррекционной программы Т. Филичевой, Г. Чиркиной. Основными формами являются фронтальные и подгрупповыми занятий, которые проводятся 1 раз в неделю логопедом, предварительная работа – воспитателем. Планирование коррекционных занятий разделено на три периода обучения: октябрь – ноябрь (8 занятий); декабрь – февраль (12 занятий); март – май (12 занятий).
Всего 32 занятия в год:
- Составление рассказа по серии сюжетных картин – 7 часов.
- Формирование простого описательного рассказа по схеме – 5 часов.
- Пересказ литературно – художественного произведения – 15 часов.
- Рассматривание художественной картины – 5 часов.
Диагностика проводится по разработанным методикам обследования связной речи
Р. И. Лалаевой, Т. А. Фотековой два раза в год: вводная – сентябрь, октябрь и итоговая – май.
Задачи:
– обучение детей связному последовательному составлению рассказа с опорой на
наглядность;
– формировать у детей активный зрительный и слуховой контроль над составлением
самостоятельного высказывания;
– обучение детей приемам планирования собственного рассказа;
– развитие диалогической формы речи;
– совершенствование усвоение норм языка, развитие лексико-грамматических
категорий, активизация и обогащение словарным запасом детей, творческие задания;
– воспитание нравственно – патриотических чувств.
Содержание программы
Для удобства восприятия темы, освещаемые в программе, представлены в виде текстовых таблиц. (Приложение 1.)
Структура занятий
Структура занятий по обучению связной речи детей с общим недоразвитием речи строится на типичных методиках по дошкольному образованию Тихеевой Е.И., Ушаковой О.С., Жуковой Н.С., Чиркиной Г.В., но с учетом коррекционной направленности и с обязательным включением национально-регионального компонента.
1. Вводная часть.
Цель: настроить детей на восприятие произведения (картины, серии картин, схем) и на активную познавательную деятельность. Продолжительность этого этапа 1-2 минуты.
2. Введение в тему.
Цель: активизировать знания детей, установить объем имеющихся представлений, точность сенсорных эталонов, лексический запас и его грамматический уровень. Продолжительность – 3–5 минут.
3. Лексико-грамматический анализ предъявленного произведения (чтение текста педагогом, разбор картины, серии картин, объяснение описательных схем).
Цель: научить воспринимать красоту, поэтичность, чувствовать нравственный смысл произведения, картины, особенности языка, художественной насыщенности, реалистичности событий, которыми пользуются авторы и художники; Продолжительность – 5 минут.
4. Моделирование связного рассказа детей с помощью наглядности.
Цель: целенаправленное воздействие на способность составление связного последовательного сообщения, в частности путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Это способствует адекватному воспроизведению текста рассказа и понятию картин и серий картин. Необходимо применять методику моделирования сюжета с помощью условно-наглядной схемы. Это блоки– квадраты, фланелеграф предметные картины с условными символами, картины – схемы, мнемотаблицы, коллажи, иллюстрированное панно. Продолжительность – 3–5 минут.
5. Физкультурная минутка.
Должна быть насыщенна лексическим материалом и соответствовать теме проводимого занятия
6. Актуализация знаний – Продолжительность – 2-3 минуты.
7. Составление устного связного монологического высказывания детьми.
Продолжительность – 10 минут
8. Анализ и обсуждение детских пересказов.
При анализе отмечать такие качества составленного связного рассказа, как полнота, последовательность передачи содержания, смысловое соответствие тексту, картине и серии картин. Особенно обращать внимание детей на удачное использование средств образной выразительности, проявление элементов творчества.
В ходе коллективного обсуждения рассказов дети вносят свои дополнения, указывают на допущенные ошибки в употреблении слов и словосочетаний. Таким образом, создавать дополнительные возможности для упражнения детей с патологией речи в подборе лексем, правильном употреблении словоформ и построении предложений.– Продолжительность – 2–3 минуты.
9. Рисование.
Цель: способствовать лучшему осмыслению текста, формированию навыков самостоятельного рассказывания, уметь записывать художественное произведение изобразительными средствами, при этом развивается восприятие, внимание, рука ребенка
Основные требования к уровню подготовки воспитанников
Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников по развитию связной речи представлены в таблице № 1
Способы проверки знаний умений и навыков
Смотри таблицу № 2
Заключение
По мнению ученых, высокий уровень речевого развития у взрослого человека отражает высокое развитие и уравновешивание всех личностных структур. Низкий уровень, наоборот, указывает на отсутствие духовной зрелости, недостаточный потенциал личности. Недоразвитие какого – либо аспекта языковой компетенции может тормозить становление личности в целом.
Поэтому целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста. Отмечаемое у детей системное недоразвитие речи, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.
Программа по развитию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с учетом национально-регионального компонента помогает справиться с этой поставленной задачей. Повышает самостоятельность при составлении связного рассказа, существенно улучшает показатели связанности, последовательности, информативности повествования, с выраженными сдвигами в лексико-грамматическом формировании высказываний и нравственно-патриотическом воспитании. Дает ребятам много познавательных знаний, укрепляет мысль о единстве человека и природы, о нравственной ответственности за свой родной край.