Конспект занятия по формированию экологического воспитания для детей старшего дошкольного возраста "Тайна слонов великанов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питания животных.
  • Дать детям понятие о минерале органического происхождения – рог.
  • Познакомить с искусством резьбы по слоновой кости.
  • Расширить представления детей о жизни слонов в стаде.
  • Развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и внешним видом животных.
  • Тренировать детей в систематизации понятий по заданному признаку.
  • Развивать у детей элементы экологического сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
  • Активизировать словарь детей: “Гринпис”, бивень, рог, браконьеры, стадо, рельеф.

Материал:

Иллюстрации изделий из слоновой кости, иллюстрации животных: африканский слон, бегемот, кабан, мамонт, морж; глобус, иллюстрации растительности Африки, письмо.

Карточки: с растениями, животными, горы, песок, лес, река, фигурки животных Африки, модель автомобиля с вооруженными людьми, шапочки для подвижной игры с изображением животных Африки.

Приложение.

Ход занятия

Воспитатель. Послушайте ребята загадку и скажите, о каком месте идет речь

Очень жаркая страна
И на карте – велика,
Животных много в ней живет
И крокодил,
И бегемот,
И лев, и львица,
И жираф,
Гориллы, змеи
И удав. (Африка)

Воспитатель. Ну что дети, вы запомнили, кто живет в Африке?

Дети. Конечно.

Воспитатель. К нам в группу пришло письмо из Африки с просьбой о помощи. Там стали происходить загадочные исчезновения животных: слона и бегемота. Звери очень обеспокоены и обратились к нам, чтобы мы разобрались в этом деле. Ну что ребята – поможем, узнаем, что же там происходит?

Дети. Да.

Воспитатель. Скажите мне пожалуйста, а на чем мы можем добраться в Африку?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Правильно вы говорите, но у нас нет столько времени, поэтому я предлагаю произнести волшебные слова и превратиться в помощников “Гринписа” – это те люди которые заботятся о природе и защищают ее. Согласны?

Дети. Да.

Воспитатель. Тогда повторяйте за мной:

Раз, два, три, четыре, пять
Начинаем превращать,
Мальчишек и девчонок сада
В помощников зверей,
Звонко мы в ладоши хлопнем
И ногами громко топнем,
Смелость мы с собой возьмем,
Что случилось – разберем!

Вот мы с вами и превратились в помощников. И первое задание, посмотрите по сторонам и подумайте где может находиться Африка в нашей группе?

А что бы вам было легче его найти я загадаю загадку:

Шар земной внесли в автобус,
Оказалось, это – ……(глобус) В.Ланцетти

(Дети ищут и находят в группе глобус.)

Правильно, мои помощники давайте с вами рассмотрим его и найдем Африку. А пока мы ищем, давайте вспомним что на картах и глобусе отмечается голубым цветом, а желтым, зеленым и т.д.

(Ответы и рассуждения детей. Общими усилиями находят Африку.)

Воспитатель. А теперь я вам хочу напомнить наше путешествие в пустыню Сахару, помните его?

Дети. Помним.

Воспитатель. А что мы там искали?

Дети. (Стараются вспомнить. Минерал – “Роза пустыни”.)

Воспитатель. А скажите мне пожалуйста, из чего состоит пустыня?

Дети. Из песка.

Воспитатель. Правильно. И давайте вместе с вами посмотрим на карту, и я вам покажу пустыню Сахару. Посмотрите какая она большая. Каким цветом она изображена?

Дети. (Отвечают на вопрос.)

Воспитатель. Правильно, желтым цветом. Давайте сравним с глобусом. Вот Африка, в ней пустыня Сахара и она тоже изображена желтым цветом.

Я сегодня для нашего путешествия приготовила макет рельефа Африки. Скажите контур похож на контур Африки? А цвет рельефа?

(Рассуждения детей – контур похож, а цвет нет.)

Воспитатель. Молодцы ребята, внимательно работаете. А скажите мне пожалуйста чего не хватает на нашем контуре Африки?

Дети. Обдумывая и рассуждая приходят к выводу, что не хватает гор, рек, они на карте отмечены оранжевым и голубым цветом.

Воспитатель. Действительно. Вы правы. Поэтому я приготовила карточки на которых изображены: реки, горы, пустыня, лес, кустарники и попрошу вас добавить их на наш контур, чтобы получилась полная картина, как выглядит Африка.

Работа детей над моделью – Африка.

Воспитатель. Вы славно потрудились и постарались точно воспроизвести карту. Молодцы.

И сейчас я хочу обратить ваше внимание на растительность этого материка. Посмотрите на эти картинки и, вы увидите, на сколько богата и разнообразна природа Африки.

Рассматривание картинок с логическими выводами, где могут расти эти растения:

  • У воды (реки)
  • В пустыне
  • В горах.

А теперь я попрошу вас нанести растительность на наш макет. Возьмите те растения, которые растут в Африке и расставьте там, где по вашему мнению они должны расти.

(Работа детей с материалом – карточки растительного мира.)

Ребята. А теперь я вам хочу напомнить животных, которые обитают в Африке, я буду читать стихотворение. А вы его будете заканчивать и ставить соответствующее животное там , где оно обитает, ориентируясь на карту. Которая висит на доске.

В жаркой Африке живет
Неуклюжий … (Бегемот).

Ему не нужно много блюд,
Сухой колючкой сыт …. (Верблюд).

Среди зверей слывет царем,
Его зовут гривастым… (Львом).

На носу рога торчат,
Неприветлив, мрачен взгляд.
Очень вспыльчив, очень строг
Африканский ……. А.Волобуев

На носу он носит рог
И зовется…. (Носорог).

Неповоротлив, но силен
Огромный, добродушный … (Слон).

Молодцы дети, правильно расставили животных, а теперь я хочу чтобы вы отгадали загадки про тех животных, которых мы еще не поставили:

Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он …….. (Жираф.) Е.Серова

Наверное, в жаркой далекой стране
Она прислонилась к ограде.
Полоски теперь у нее на спине,
Как строчки кривые – в тетради. (Зебра.) Н.Стожков

Бревно бревном,
А глянешь в пасть –
И можно в обморок упасть! (Крокодил.) С.Васильев.

Правильно все отгадали. Молодцы. И расставили все верно. И у нас получилась настоящая Африка. А вы обратили внимание, что все животные короткошерстные, как вы думаете, с чем это связано?

Дети. Из-за того, что в Африке жарко.

Воспитатель. Правильно, а еще потому, что многие животные обитают у воды и часто находятся в ней. Потому и шерсти у них нет. И раз мы все подготовили и со всем разобрались давайте приступим к делу и узнаем, что же здесь происходит с животными!

Посмотрите на нашем макете появился автомобиль с вооруженными людьми, как вы думаете, кто это такие?

Рассуждения детей, воспитатель корректирует разговор и подводит детей к пониманию того, что это – браконьеры. (Вводит новое слово в словарь детей и дает его объяснение).

Воспитатель. А скажите мне пожалуйста. Что делают браконьеры в Африке?

Дети. Убивают животных.

Воспитатель. Правильно, а скажите , кто помнит какие звери стали исчезать из Африки?

Дети. Слоны и бегемоты.

Воспитатель. Правильно. А давайте с вами рассмотрим этих животных на картинках.

(Вывешивает на доску изображение слона с бивнями и носорога.) Скажите, кто-нибудь из вас заметил сходство между этими животными, что у них есть общего?

Размышления детей, подведение их к выводу, что общие у них наросты на голове: у слона – бивень, у носорога – рог.

Воспитатель. Дети. Я хочу рассказать вам почему именно на этих животных охотятся браконьеры, особенно конечно достается слонам. Из-за их наростов. То, что природа создала для животных – служит им средством обороны и способом добычи еды. Эти животные – травоядные, они потребляют очень много травы, листьев кустарников и побегов. Но люди видят в бивнях слонов и рогах носорогов выгоду, обогащение для себя, так как из них мастере делают очень красивые произведения искусства, которые стоят очень дорого. Поэтому злые и жадные до денег люди приезжают на этот материк и безжалостно истребляют этих прекрасных животных.

Вот посмотрите на доску, я повесила несколько образцов художественных произведений из слоновой кости. Между прочим, слоновая кость это, минерал. И при этом драгоценный.

Поэтому, когда мы увидим Минералика в следующий раз, можем ему сказать, с каким минералом мы познакомились.

Вот например слон, очень похож на человека свом поведением. Вы знаете, когда браконьеры ранят слона. Его семья его не бросает, а закрывает собой и не дает людям забрать раненого слона. Стадо заботится о пострадавшем. Они в хоботе носят ему воду, отгоняют от него насекомых, укрывают ветками от жары, если слон слаб на столько, что не может передвигаться. Если все же случается. Что слон от ран умирает. То его родственники не бросают его, а выкапывают своими бивнями яму и хоронят его. Хоботом приносят ветки и накрывают сверху. И даже когда стадо проходит мимо таких могил, то оно всегда останавливается немного стоит растопырив уши, проявляют внимание и переживают.

Раньше охотники убивали слонов, чтобы добыть пищи и прокормить свою семью, а сейчас просто, чтобы отрезать у этих прекрасных животных бивни, а сам слон никому не нужен. Тоже самое происходит и с носорогами. Их убивают из-за рога и тоже делают из него поделки.

Много лет назад люди стали на столько жадными, что убили почти всех слонов, и государство в срочном порядке организовало заповедники и выпустило закон, который запрещает убивать слонов и бегемотов. Только благодаря людям, которые любят природу и заботятся о ней Африканский слон не исчез с лица земли, как например его сородич мамонт. Численность слонов стала восстанавливаться, и сейчас на планете очень много заповедников, в которых живут животные, которые чуть не погибли из-за человеческой жестокости.

Мечта всех охотников найти кладбище слонов. И тогда не надо будет убивать слонов, а можно будет набрать костей в этом секретном месте. Которое никто так и не нашел.

Так же тому, что слонов стали убивать меньше стало способствовать то, что придумали пластмассу, из которой тоже получаются замечательные фигурки и поделки, да и стоит она на много дешевле.

Воспитатель. А подумайте дети и скажите мне, что будет со стадом слонов если убить всех взрослых слонов , т.к. только у них есть бивни?

Рассуждения детей.

Воспитатель. Да действительно, могут погибнуть слонята без родителей, а так же нарушится социальная структура стада. Остающийся молодняк не знает ни миграционных маршрутов, ни источников воды, ни традиционных отношений в стаде. Поведение животных в таких стадах становится непредсказуемым. Нередко они совершают набеги на крестьянские поля, разоряя и вытаптывая их.

Поэтому наша с вами задача объяснить браконьерам, почему нельзя убивать слонов и бегемотов. Ну, что готовы ребята стать на защиту слонов?

Дети. Конечно.

Воспитатель. Тогда давайте по очереди расскажем браконьерам о том, как плохо они поступают уничтожая этих животных.

Рассказы детей.

Воспитатель. Я вижу браконьеры все поняли. И больше не будут трогать этих милых животных. А чтобы закрепить знания предлагаю поиграть в игру “Спасатели и браконьеры”.

Подвижная игра “Спасатели и браконьеры”.

Цель:

  • Учить находить животных нуждающихся в защите.
  • Учить спасать первым делом тех, кто слабее.
  • Развивать внимание, ловкость и логическое мышление.
  • Развивать координацию движений.
  • Развивать чувство ответственности и сопереживания животным.

Ход игры:

Из общего числа детей выбирается 2–4 браконьера, у них в руках оружие и 2–4 спасателя.

Остальные дети делятся на животные Африки.

Задача браконьеров догнать животное и взять его за руки с двух сторон (1 – животное, 2 – браконьера) и отвести к себе на территорию, у спасателей то же самое, только ведут к себе в заповедник.

Задача спасателей не дать браконьерам поймать животное, не дать им образовать тройку.

Если животное держит один браконьер и один спасатель, то побеждает тот, к кому быстрее прибежит товарищ (спасатель или браконьер).

Побеждают те, у кого больше животных.

Занятие окончено.