“Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…” А.С. Макаренко |
Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного образования или найдет себя в другой сфере деятельности.
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной, Н.Н. Лященко, Л.В. Поздняк, П.И. Третьякова, Л.И. Фалюшиной и др. Вместе с тем проблемы профессиональной адаптации начинающего воспитателя изучены недостаточно. Профессиональная педагогическая деятельность, по мнению кандидата педагогических наук С.М. Редлиха, имеет характерные особенности:
- не допускается скидок на недостаточную квалификацию;
- высокие и жесткие требования к профессиональной компетентности со стороны образовательной среды действуют с первого и до последнего дня работы;
- педагог не имеет возможности остановить педагогический процесс, отсрочить его, чтобы, например, получить консультацию;
- работа воспитателя зачастую требует мгновенной, но профессионально точной реакции;
- имеют место высокая цена ошибок и значительный период проявления окончательных результатов педагогической деятельности и др.
С каждым годом повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога, еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения молодого воспитателя в образовательную среду. В связи с этим старшему воспитателю необходимо уделять достаточное внимание начинающим воспитателям, их подготовке, профессиональному становлению, личностному развитию в дошкольном образовательном учреждении.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
- трудовая мотивация, педагогическая направленность являются важными факторами при поступлении педагога на работу и закреплены в локальных нормативных актах ДОУ;
- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в неразрывной связи с процессом его личностного и профессионального развития и определена в методической работе ДОУ;
- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Выполнению перечисленных выше условий, позволяющих адаптироваться начинающим педагогам, во многом способствует организация Школы молодого воспитателя, в деятельности которой ведущая роль отводится старшему воспитателю ДОУ.
Занятия Школы молодого воспитателя планируются 1–2 раза в месяц. Их содержание должно включать теоретические и практические аспекты образовательной деятельности в ДОУ. Перед составлением плана работы Школы молодого воспитателя целесообразно провести анкетирование среди начинающих педагогов (Приложение 1), чтобы определить темы занятий с учетом выявленных проблем. К проведению теоретического блока целесообразно привлекать специалистов образования, медицины и психологии; практического блока – высококвалифицированных педагогов, имеющих успешный профессиональный опыт работы.
В повседневной профессиональной деятельности начинающих педагогов старшему воспитателю следует обращать внимание на выполнение задач дошкольного образования, овладение современными педагогическими приемами и технологиями, коммуникативной культурой. С учетом возникающих затруднений – вносить в план работы Школы молодого воспитателя необходимые коррективы.
Школа молодого воспитателя является, во-первых, важнейшим фактором профессиональной адаптации, успешного личностного и профессионального развития начинающих педагогов, во-вторых, способствует повышению качества дошкольного образования в ДОУ. В помощь старшим воспитателям детских садов предлагаю положение о Школе молодого воспитателя (Приложение 2), регламентирующее организацию и порядок работы с начинающими педагогами и план работы.
В нашем ДОУ 50% начинающих педагогов с разным уровнем подготовки:3 – учится в педагогическом колледже, 1 – социальный педагог, 1 – учитель начальных классов. В связи с этим план работы Школы такой:
- Планирование воспитательно-образовательного процесса .Отводится 2 занятия. На первом занятии разбираем формы планирования, структуру плана, разделы, содержание каждого раздела.
На втором занятии пишем планы с использованием циклограмм и памяток.
- Одним из наиболее важных профессиональных умений является организация режимных моментов в группе. Тоже провожу 2 занятия. На первом использую методическое пособие В.А.Зебзеевой “Организация режимных процессов в ДОУ”. Рассказываю педагогам о режиме дня, организации сна детей, питания, прогулки и т.д. Даю педагогам задание: оформить альбомы с потешками для организации режимных моментов. Второе занятие: просмотр у педагогов со стажем организацию утреннего приема и прогулки.
- Формирование умений и навыков речевого поведения у начинающих воспитателей позволяет обогатить методическую работу, повысить общекультурную подготовку педагогов. В связи с этим проводится 2 занятия с учителем-логопедом и педагогом психологом. Используем пособие О.М.Ельцовой “Практикум по профессиональной коммуникации педагогов”. Практические задания, игры, тренинги, практические задания позволяют повысить профессиональный уровень начинающих педагогов.
Также в годовом плане отражаются такие мероприятия с начинающими педагогами, как посещение открытых занятий у педагогов с опытом работы. Мастер-классы по артикуляционной, дыхательной гимнастики учителя-логопеда.
Один из наиболее популярных американских специалистов по теории успеха Джим Ром советует:
- Не иди передо мной – я могу и не последовать.
- Не иди сзади меня – я могу и не повести.
- Но ступай рядом со мной и будь мне другом!
Литература
“Школа молодого воспитателя”. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №10, 2008.Медведникова Л.Ф.