Программные задачи:
- продолжать обучать детей рисованию нестандартными, нетрадиционными методами; развивать навыки работы со шприцом;
- продолжать знакомить с природой родного края, села; воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе, к птицам.
Оборудование и материалы:
- Демонстрационный материал: ноутбук, диапроектор, экран, магнитофон, большой конверт, костюм зайца.
- Раздаточный материал: гуашь, салфетка, шприц, эскизы гроздьев рябины, изображения птиц прикрепленные на дерево.
Ход занятия
– Здравствуйте, дети!
– Дети, как называется село, в котором мы живем?
– Правильно, ребята, мы с вами живем в селе
Актаныш. Знаете, а скоро у нас в селе большой
праздник. Кто скажет какой?
– Молодцы! Правильно, нашему селу исполняется 300
лет, а району - 80 лет.
– Сейчас, давайте послушаем песню, посвящённую
нашему селу.
(Звучит аудиозапись песни “Улицы Актаныша”, слова Лилии Гыйлем, музыка Ильдара Шамсемухамметова.)
Лучами солнца
Актаныш озарен.
Гуляю по улицам,
Красотой удивлён.Красная рябина с одной стороны
Душистая липа с другой.
Липы и рябины, липы и рябины
Растут кругом.
– О чём поется в песне?
– Правильно, в песне поется о нашем любимом селе,
о его улицах, о рябинах, которые украшают их. Вот и
мы сегодня на занятии побеседуем о
красавице-рябине.
– Где растет рябина, где мы можем ее увидеть?
– Правильно, рябина растет в лесах, садах, возле
ваших домов, вокруг нашего детского сада, на
улицах нашего села.
– Сейчас, мы с вами сыграем в игру “Узнай
дерево”. Я буду называть приметы дерева, а вы по
описанию должны угадать его и найти его
изображение.
Демонстрируется 1-й слайд
– Это крепкое, могучее, устойчивое к морозам дерево с большой кроной.
(Дети называют и показывают дуб.)
2-й слайд
– Это очень красивое, белоствольное стройное дерево (дети называют и показывают березу)
3-й слайд
– Красивое, стройное дерево с оранжевыми или красными ягодами.
(Дети называют и показывают рябину.)
– Правильно, дети. Рябина отличается от других деревьев своими яркими плодами. Рябина украшает наши улицы круглый год. Вот почему их так много на улицах Актаныша.
– Молодцы! Вы хорошо справились со всеми заданиями. А теперь хотите послушать сказку о рябине?
4-й слайд.
Сказка о рябине
5-й слайд
Не в далекие времена, а в наши дни жила - была рябина. Весной она раскрывала зеленые листочки и распускала белые цветочки.
6-слайд
Всю лето рябина росла, набиралась сил, пила дождевую воду, грелась на солнышке. И через некоторое время на ней появились первые небольшие ягоды.
7-й слайд
Наконец наступила осень, и ягоды рябины
созрели. Рябина стала звать птиц:
– Прилетайте, отведайте мои ягоды.
А птицы отвечали: ей:
– Ёще рано.
8-й слайд
Вот опали листья, похолодало. Наша рябинушка
пригорюнилась:
– Никому не нужны мои ягоды.
Она вновь позвала птиц, но они опять не прилетели.
9-й слайд
Наступила зима, землю окутало снегом, все
насекомые попрятались. А рябина всё продолжала
ждать птиц. Наконец, в один прекрасный день птицы
прилетели. Они поклевали ее ягоды и сказали:
– Спасибо, Рябинушка, что сохранила для нас свои
ягоды. Зимой они ценнее и вкуснее.
10-й слайд
– Дети, о чем была сказка? Вам она понравилась? А что именно понравилось в сказке?
(Слышится стук в дверь. Входит заяц, держа в руках конверт.)
Заяц: Здравствуйте!
Воспитатель: Что случилось, заяц? Как ты здесь
оказался?
Заяц: Я вам принёс письмо от хозяина леса.
Воспитатель: Спасибо, заяц! (Воспитатель
читает письмо.)
– Здравствуйте, дети! В лесу моим лесным птицам нечего есть. Им нужна ваша помощь. Я каждый день наблюдал, как вы помогали птицам, кормили их. Помогите и моим птицам.
С уважением, Леший.
– Ну что, дети, поможем?
– Ты, заяц, иди и скажи лешему, что мы поможем его птицам, пусть скорей прилетают. (Заяц уходит.)
– Дети, сегодня мы с вами будем рисовать ягоды. Скажите, какого цвета плоды рябины? Какой формы?
– Сегодня мы с вами попробуем нарисовать рябину необычным способом, при помощи медицинского шприца (демонстрируется шприц)
– Для чего обычно используется шприцы?
– Да, верно для того, чтобы сделать укол, когда болеешь, но сегодня мы его будем использовать для рисования. Шприц обязательно должен быть чистым. И на будущее запомните, никогда нельзя пользоваться использованными шприцами.
– Посмотрите внимательно, как нужно рисовать:
Шприц состоит из двух частей: полости для гуаши и поршня. Во время рисования держим шприц тремя пальцами. Двумя пальцами держим за корпус, а большим пальцем надавливаем на поршень. Нажимаем осторожно. Если надавить сильно, гуашь растечется и получится неаккуратно. Аккуратно нажимаем на поршень, и получается круглая ровная ягодка, также - у другой веточки. Таким же способом заполняем все гроздь.
(Закрепление способов работы у доски с двумя детьми.)
Физкультминутка
(Воспитатель поочерёдно показывает, карточки со схематическими изображениями движений, дети выполняют.)
– А теперь, мои маленькие художники, приступим к работе.
(Работа за столами, воспитатель следит за детьми.)
– Заканчиваем работу. Посмотрите, пока вы рисовали, к нам из лесу прилетели птицы (рисунки вывешиваются на деревьях)
Анализ детских работ по форму и по цвету.
– Посмотрите, дети. Как довольны птицы и они благодарят вас. Мы с вами будем всегда заботиться о птицах, и помогать им в нелегкое для них холодное время. Ведь они наши друзья! А теперь, оставим птиц угощаться ягодами рябину, а сами понаблюдаем за ними со стороны.