Введение
Воздействие средств искусства на здоровье человека отмечали еще философы и врачеватели много столетий назад. В своих трудах они писали, что феномены искусства и культуры, интегрированные в образовательные процессы школы, напрямую влияют на здоровье учащихся и педагогов. В 20 веке появились такие понятия и направления работы, как “ библиотерапия”, “ музыкотерапия”, “изотерапия” и т. п. И хотя эти термины касаются в основном, лечебных процедур, значительная часть этих программ имеет профилактическую, коррекционную и развивающую направленность, что красной нитью проходит в системе Занкова. Ролевые игры и тренинги, хоровое пение- все это не лечебные, а образовательные формы работы, которые я с удовольствием использую.
С самых первых учебных дней в своем классе я организовываю хор. Мы разучиваем разные песни на разные темы. Каждый юный артист удивляет и меня, и товарищей своим талантом.
Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, а также служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал, способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося, и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих личностях. В современных условиях такая личность становится востребованной обществом на всех ступенях его развития.
К сожалению, творчеству в современном образовательном процессе отведено своеобразное место: место притягательного дополнения к обязательному содержанию. Творчество-удел дополнительного образования, специальных занятий. Это досадное заблуждение. Созидание нового – неотъемлемая часть человеческой жизни. Этому нужно специально учить, как учат детей навыкам письма, чтения, переработки информации, оперирования математическими символами.
На протяжении десятилетий отечественными и зарубежными психологами большое внимание уделяется выявлению механизмов творческой деятельности и творческого мышления. Показателем творческого развития является креативность. В психологических исследованиях под креативностью понимают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, оригинальных идей и нешаблонному их решению.
Проведение праздников помогают развивать множество способностей индивида: беглость мышления; гибкость мышления; оригинальность, любознательность; разработку гипотез; фантастичность; способность к анализу и синтезу.
В планировании, подготовке, проведении и подведении итогов любого мероприятия участвуют дети, учитель и родители. Мамы и папы помогают смастерить костюмы, оформить класс, готовят сладкие угощения.
На этих праздниках часто использую творческие задания, которые ребята и их родители с удовольствием выполняют: придумывают поздравления, сочиняют песни на известный мотив, придумывают скороговорки, отгадывают загадки и шарады, рисуют, ставят мини-спектакли.
В классе создается атмосфера творческого поиска: все чем- то увлечены, к чему- то готовятся, что- то обсуждают. На первых порах я являюсь инициатором. Мне действительно интересно с ними. Тоска и равнодушие- это не по мне, а дети, видя увлеченных людей рядом, заражаются атмосферой поиска и творчества.
Развитие креативности позволяет сохранить здоровье школьников: физиологическое, психологическое. Ведь творческий человек- это тот, который живет интересно, не останавливается на достигнутом. Для него каждый день неповторим: ведь неизвестно в какой миг придет новое открытие, которое, по мнению творческой личности, перевернет жизнь и его, и окружающих!
Цель: развитие чувства прекрасного, любви к родной природе, сплоченности, коллективизма.
Ход праздника
Звучит песенка “Северная азбука”
Мне подарили азбуку с картинками цветными
На ней озера синие и тучки голубые
И буквами огромными украшена она
И буквами огромными гордится вся страна
Припев:
Бу-бу-бу-бу-буровик
Га-га-га-га – газовик
У-у-у-у – Уренгой
Так и учим эти буквы мы с тобой
Вот тундра раскрасавица-осенняя пора
Над ней огромным заревом пылают факела.
Вот снежными дорогами машины вдаль летят
И красочную азбуку любой учить бы рад.
Стихотворение “Вот опять приходит осень”
Вот опять приходит осень,
Улетают к югу птицы.
Будто спрятав все вопросы,
Перевернуты страницы.
Но позвольте вам заметить
То, что лето подустало.
Кто же сможет нам ответить,
Почему тепла не стало?!
Почему деревья шепчут?
Почему грустят открыто?
Будто бросил кто-то жемчуг,
Брызнул краски из корыта.
Нарядилась в парчу, злато;
Все по-новому одето…
Величава и богата,
Осень шествует по свету.
Стихотворение “Отделился лист кленовый”
Отделился лист кленовый,
Красный, желтый и лиловый,
Задрожал и закружился,
Что-то с кленом не ужился.
Может, есть тому причина?
Почему же крошку сына
Отпускает клен так лихо…
Улетают дети тихо.
Только шепчут меж собою,
Может, делятся с тобою
О случившейся беде
И летят, звенят везде.
Дуб один еще держался,
Своим делом занимался.
У красавицы березы
Листья падали, как слезы.
Лес как будто растерялся,
Как жених все наряжался,
Украшал свои владенья,
Где же брал он вдохновенье?
Что-то здесь не так, сестрицы,
Расспрошу я у землицы,
Ведь она мудра и вечна,
Доброта в ней бесконечна.
Стихотворение “Осень”
Что за прелесть эта осень.
У березы может, спросим,
У журчащего ручья.
Она – наша и ничья.
Она – ветры, что бушуют,
Она-песни, что ликуют,
Она – дверца в холода,
Она – вечно молода.
Как художник наряжает, Как хозяйка провожает,
Как ребенок пошалит,
Осень – добрый Айболит!
“Песня первоклассника”
Вычислить путь звезды,
И развести сады,
И укротить тайфун,
Все может магия.
Есть у меня диплом,
Только вот дело в том,
Что всемогущий маг,
Лишь на бумаге я.
Припев:
Даром преподаватели
Время со мною тратили.
Даром со мною мучился
Самый искусный маг. Да-да-да.
Мудрых преподавателей
Слушал я невнимательно,
Все, что не задавали мне,
Делал я кое-как.
Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу,
С желтою полосой.
Вместо хвоста нога,
А на ноге – рога,
Я не хотел бы вновь
Встретиться с той козой.Припев.
Сделать хотел утюг,
Слон получился вдруг,
Крылья, как у пчелы,
Вместо ушей цветы.
Ночью мне снится сон:
Плачут коза и слон,
Плачут и говорят:
“Что с нами сделал ты?”
Стихотворение “Наступило бабье лето”
Наступило бабье лето,
Так в народе говорят.
Только бродит рядом где-то,
Примеряет свой наряд.
Та, что любит украшенье,
Как владычица Земли,
Приутихла на мгновенье,
Улетают журавли.
Они крыльями звенели,
Посылая нам привет,
Будто тихо песни пели
О любви – уж столько лет!
Вдруг хозяйка загрустила,
Вовсю плакать начала
Словно вожжи отпустила,
Не на шутку в плач вошла.
Но опомнилась. Устала.
Сколько дел ей завершить!
На душе теплее стало.
Надо дальше как-то жить.
Стихотворение “Ноябрь лукавит и чудит”
Ноябрь лукавит и чудит,
Дождит, смеется и грустит.
Затянет небо облаками
И трусит снежными руками:
Украсит лес, поляну, дом…
И словно праздник за окном.
Он обладал большим терпеньем.
Зима была его твореньем.
Он предан ей из года в год,
Тому свидетель весь народ.
Стихотворение “Осень”
Нынче осень отличилась;
По ночам немного злилась.
Днем как будто отступала,-
Все равно она страдала.
О покинутой листве,
О пожухлой враз траве.
Ветер, холод, листопад,
Пуст и гол вишневый сад.
Птицы где-то все в пути,-
Не увидеть, не найти.
Сил хватило б, дом далече…
Зажигайте тихо свечи.
Ибо осень – лишь в начале.
Показалось – закричали
Птицы в небе высоко:
-Улетаем, далеко!..
Дальше слышно: “Не грустите,
Только ждите, ждите, ждите…”
Исполняется песня “Клоун”
На цирковой арене под звуки трубачей
И на огромной сцене согреет теплом лучей
Он прыгает и веселит, но только гаснет свет-
Грустней, печальней клоуна на свете нет.
Припев:
Не обижайте клоуна, не дергайте за нос
Не обижайте клоуна не в шутку, не всерьез
Он плачет, а нам кажется, что горе – не беда,
Он падает, но боли не выдаст никогда.
Парик и нос с картошкой в гримерке на столе.
Как все же надоело все, но вновь “Парад-алле!”Припев.
Нам кажется, что радостней судьбы артиста нет.
Вам кажется, что здорово объехать целый свет,
Но слезы настоящие за сценой у него,
Как конфетти блестящие – а рядом никого.
Выходят ведущие.
Мальчик. Итак, к подъему настроения готовы?
Девочка. На старт! Внимание! Марш!
Мальчик. А начнем с безобидной шутки.
Девочка. Мы будем произносить предложения, а
вы после каждого предложения должны вставлять
фразу “И я тоже!” Согласны?
Мальчик. С утра мы решили пойти в цирк.
Девочка (указывая на мальчика). Миша
повязал новый галстук.
Мальчик (указывая на девочку). Маша надела
маленькое платьице с рюшечками.
Девочка. По дороге в цирк мы съели по
мороженому.
Мальчик. Выпили газированной воды.
Девочка. Сфотографировались у фонтана.
Мальчик. Купили билеты.
Девочка. Когда пудель прыгал через кошку,
Миша от смеха чуть не свалился с кресла.
Мальчик. Когда дрессировщик засунул голову в
пасть льву. Маша чуть не грохнулась в обморок.
Девочка. Тигр прыгал через горящий обруч.
Мальчик. Тюлени играли с мячом.
Девочка. Клоун гонялся за солнечным зайчиком.
Мальчик. Мы видели смешную обезьянку.
Девочка. Ну, вылитая макака!
Уходят. Появляется группа детей хулиганского вида (“синяки”, пистолеты, дырявая одежда, соответствующие прически), в руках микрофоны.
– Вас приветствует популярная группа “Криминальная компания”
Частушки – “Чернушки”
На большой сковороде
Жарится яичница.
Любит двоечника Вову
Машенька-отличница!
Я чернилами облил
Директора школы.
До чего же я люблю
Разные “приколы”.
Мне приятель удружил:
В школе мину заложил.
Я теперь довольная-
Сорвалась контрольная!
Чтобы шумом не мешать
В нашем доме жителям,
Мне папаша подарил
Пистолет с глушителем.
До свидания, ребята,
Должен торопиться я.
Завершаю петь частушки,
Все. Пришла милиция!
(Ю. Энтин)
Выходят ведущие.
Девочка. Какие отвратительные личности…
откуда они взялись? Мы их, кажется, не
приглашали…
Мальчик. Не приглашали. И личности,
действительно, отвратительные. Но, согласись,
Маша, мы тоже далеко не ангелы!
Девочка. Что ты имеешь в виду?
Мальчик. То, что в каждом из нас живет озорник
и шалун, проказник и хулиган.
Девочка. Ну, если только совсем чуть-чуть…
Мальчик. Разве у тебя никогда не возникало
желания слазать в чужой сад за яблоками или
подложить соседу по парте на стул кнопку?
Девочка. Ну…
Мальчик. Вот видишь…
Уходят. Звучат стихи.
Стихотворение “Когда уроки кончаются”
Когда конфеты кончаются,
Очень все огорчаются.
И когда апельсины кончаются-
Тоже все огорчаются.
А когда уроки кончаются-
Редко кто огорчается.
Скорей во дворе встречаются,
В доспехи свои облачаются.
Друг на друге скакать обучаются,
На качелях вовсю качаются…
В общем, много чего приключается,
Когда уроки кончаются.
(Ю. Шевчук)
Стихотворение “Подходящий угол”
За то,
Что спорили с Вовкой о том,
Сумеет ли бык
Совладать со слоном
И может ли рыба
Дышать под водой
С одною-единственной жаброй,
Нас в угол поставили:
Вовку в пустой,
Меня – в подходящий,
Со шваброй!Завидует Вовка,
А мне благодать!
Со шваброй в углу
Интересно стоять:
То палку
Потрогать рукою,
То в щетку
Потыкать ногою… А Вовка?
На Вовку мне больно смотреть:
Не знает, бедняга,
Куда себя деть, –
Один на один со стеною…
Пусть больше не спорят со мною!
(М. Яснов)
Стихотворение “Бант”
Вчера писали мы диктант,
Передо мной качался бант,
И думал я не о диктанте,
А думал я об этом банте.
И я писал не те слова,
И вместо “О” я ставил “А”,
А вместо “А” поставил “О”…
И было мне не до того!..
А впереди прилежный бант
Писал прилежно свой диктант,
Писал с нажимом и с наклоном,
Писал по всяким там законам!
И выводил он все на “пять”!
И мне хотелось его смять!
(Э. Мошковская)
Появляются ведущие.
Девочка. Ну, как настроение?
Мальчик. Поднимается потихоньку?
Девочка. Продолжаем подъем.
Песенка царевны
До чего же мы несчастливы царевны
Нам законом запрещается любить
В царских семьях-уж такой порядок древний
По расчету нужно замуж выходитьА я не хочу, не хочу по расчету
А я по любви, по любви хочу
Свободу, свободу, мне дайте свободу
Я птицею ввысь улечу!Нам царевнам жить приходится в неволе
Пропадают молодые годы зря
Нам все время надо думать о престоле
Выполняя волю батюшки царя.
Выходят ведущие.
Мальчик. У меня в руках разложены карточки. В
правой-начало предложений, в левой – их
продолжения.
Девочка. Если соединить любую карточку из
правой руки с любой карточкой из левой, то может
получиться такое…
Мальчик. Попробуем?
Из числа зрителей вызывается по одному желающему, составляют предложения и зачитывают их.
Карточки.
Начало фраз.
- В холодильнике мы не обнаружили ничего, кроме…
- На грязном автомобиле мальчишки нарисовали…
- Любимому классному руководителю мы на выпускном бале подарим…
- В цирке клоун при жонглировании использовал…
- Папа бережно достал из шкафчика…
- На обложке семейного фотоальбома изображено…
- На день рождения мне подарили видеокассету с фильмом под названием…
- Вместо рыбы на рыбалке нам почему-то на крючок все время попадались…
- С прогулки по роще мы вернулись, держа в руках полные охапки…
- Меня пригласили сниматься в рекламе, которая призывает покупать…
- Нашему классу как победителю в спортивных соревнованиях вручили…
- Рядом с нашим домом находится детский садик, который называется…
- 23 февраля мальчики получили от девочек…
- 8 марта девочки получили от мальчиков…
- На десерт в ресторане было подано…
Завершения
Розовый огурчик.
Солнечный зайчик.
Облетевший одуванчик.
Пустые консервные банки.
Котлета в сахарной пудре.
Фантики от шоколадных конфет.
Червивые яблоки.
Жук-навозник.
Мышиные хвостики.
Очки с разбитыми стеклами.
Прошлогодняя газета.
Палочка от эскимо.
Перегоревшая лампочка.
Хвостик от воздушного шарика.
Дырка от бублика.
Песенка “Ох, если бы сбылась моя мечта!”
Царевна:
Маленький домик
Русская печка
Пол деревянный
Лавка и свечка
Котик-мурлыка
Муж работящий
Нет его слаще…Припев:
Ох, если бы сбылась моя мечта!
Какая жизнь настала бы тогда!
Ох, если бы мечта сбылась,
Какая жизнь тогда бы началась!
Царь:
Я без поддержки
Как-нибудь сам уж
Лишь бы Забаву выгодно замуж!
Дом ее чтобы
Полная чаша
Вот оно счастье-
Зять мой – Полкаша!
Царевна:
Ох, если бы сбылась моя мечта!
Какая жизнь настала бы тогда!
Ох, если бы мечта сбылась,
Какая жизнь тогда бы началась!
Полкан:
Я коронован – рядом Забава
Новые земли, новая слава
Новые деньги, новые связи
В князи из грязи
Царевна:
Ох, если бы сбылась моя мечта!
Какая жизнь настала бы тогда!
Ох, если бы мечта сбылась,
Какая жизнь тогда бы началась!
Иван:
Маленький домик
Русская печка
Пол деревянный
Лавка и свечка
И ребятишек в доме орава
Вот оно – счастье!
Правда, Забава!
Припев:
Ох, если бы сбылась моя мечта!
Какая жизнь настала бы тогда!
Ох, если бы мечта сбылась,
Какая жизнь тогда бы началась!
Выходят ведущие.
Мальчик. Не успел начаться учебный год, а в
нашем классе произошел не один смешной случай.
Девочка. Например, такой.
Сценка “На перемене”
(Автор. Л.В. Мищенкова)
Действующие лица: Виталик, Маша, Даша, Андрей, Леша, Сергей, Антон, Юра, Наташа, Катя, Настя, Женя – одноклассники.
Звенит звонок с урока. Дети рассаживаются на стульях вдоль края сцены: кто с книжкой в руках, кто с играми, заводят между собой разговор.
Виталик. Все люди как люди: на перемене по
коридору носятся, одни мы, как ненормальные, в
классе сидим.
Маша. Так мы же сами себя наказали: плохо себя
вели, теперь целую неделю в классе сидим.
Кто-то чихает.
Даша. Что у нас сейчас будет?
Андрей. Математика.
Леша. Люблю математику… (Обращается к
Сергею.) А твой любимый предмет какой?
Сергей. А мой любимый предмет – телевизор!
Антон. А мой – магнитофон.
Юра. А мой-компьютер.
Наташа. А у тебя дома компьютер есть?
Юра. Есть
Наташа. Ты, наверное, программистом хочешь
стать?
Юра. Нет, врачом.
Наташа. Ха, у тебя же “тройка” по окружающему
миру!
Маша. Ну и что, Наташа, он ее исправит! А каким
врачом – хирургом?
Юра. Нет, зубным: у людей сердце одно, а зубов
– 32!
Кто-то чихает.
Маша. Помнишь, Катя, Как Людмила Владимировна
спрашивает Юру на уроке” Почему на зиму аисты
улетают в Африку?”
Катя. Помню, помню. Что ты тогда, Юра, сказал?
Юра. Понятное дело, негры тоже детей иметь
хотят.
Сергей. Виталик, а тебе вчера попало от
родителей за то, Что ты с урока ритмики домой
ушел?
Виталик. Да не то чтобы попало, но отношения
испортились. Представляете, я утром намекаю отцу:
“Пап, я видел во сне, что ты мне купил три порции
мороженого”. Обычно он намеки понимает, а тут
говорит: “Прекрасно, можешь оставить их себе!”
Антон. Ну, это еще ничего. А вот мне папа как-то
раз два подзатыльника дал.
Настя. За что?
Антон. Первый раз за то, что я показал дневник
с “двойками”. А второй – когда он увидел, что это
его старый дневник!
Настя. Ну, зачем же ты показывал? Сам виноват.
С родителями надо поосторожней. Они забыли, что
сами когда-то были детьми.
Катя. Сколько времени, Леш?
Леша. 10–20.
Катя. Значит, нам еще 10 минут загорать до
начала урока.
Даша. Людмила Владимировна сказала, что
сегодня продленки не будет..
Сергей. Плохо. Я не люблю делать уроки с
бабушкой. Людмила Владимировна сразу узнает ее
почерк.
Женя. Я однажды дома уроки делал. А когда сдал
тетрадь, Людмила Владимировна за голову
схватилась: “Просто невероятно, что один человек
может сделать столько ошибок!” А я говорю:
“Почему один? Вдвоем с папой!”
Кто-то чихает.
Антон. Я тоже однажды на продленку не пошел.
Так Людмила Владимировна спрашивает:
“Признайся, Антон, кто за тебя домашнее задание
сделал?”
А я отвечаю: “Не знаю, я вчера рано спать лег”.
Маша. Что мне больше всего в продленке
нравиться, так это чай пить.
Андрей. Да, здорово!
Маша. А мне мама дала серебряную ложечку и
говорит: “Отнеси в класс. Будешь чай пить, клади
ложечку в чашку. От нее, от серебра, гибнут все
микробы”.
А я говорю: “Мама, ты что, хочешь, чтобы я чай с
дохлыми микробами пила?”
Сергей. А я как-то кричу: “Людмила
Владимировна! У меня чай несладкий”. А она: “Ты
сахар размешал?” – “Размешал”. – “В какую
сторону?” – “Вправо”. – “Значит, сахар налево
ушел”
Антон чихает, вытирает нос рукавом.
Наташа. Антон, у тебя, случайно, нет носового
платка?
Антон. Есть, но извини, Наташа, я его никому не
одалживаю.
Маша. Слушай, Леш, все хочу у тебя спросить.
Когда я прохожу мимо твоих окон, иногда слышу, как
твоя кошка кричит, чуть ли не человеческим
голосом…
Леша. Это я ее мою.
Маша. Я тоже свою кошку мою, но она так не
кричит.
Леша. А ты ее выжимаешь?
Маша. Ну и живодер ты, Леша!
Леша. Сама ты живодерка! Зато у моей кошки нет
блох. А ты, Маша, лучше не забудь сказать маме, что
Людмила Владимировна ее вызывает в школу!
Маша. А я уже сказала, Леша! “Мама, – говорю, –
у нас сегодня сокращенное родительское
собрание”. А она спрашивает: “Как это –
сокращенное?”. А я отвечаю: “Очень просто:
Людмила Владимировна, ты, я и директор!
Звонок на урок.
Выходят ведущие.
Мальчик. Зрители буквально сияют улыбками!
Девочка. А это значит…
Мальчик. А это значит, что мы свою задачу
выполнили!
Поздравления именинников, вручение подарков.
Выходят все участники с воздушными шарами, у
некоторых клоунские носы и колпаки. Вместе со
зрителями исполняют
“Танец маленьких утят”.