Цели:
- Обучающая - закрепить навыки различения авторских и народных загадок.
- Развивающая - развивать связную устную речь, навык правильного осознанного чтения, познавательную активность, наблюдательность, логическое мышление.
- Воспитательная - воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование:
- Учебник "Литературное чтение". 2 класс. Автор В.Ю.Свиридова
- Карточки для каждой группы.
- Детские рисунки.
- Пазлы.
- Экран для отображения информации.
- Компьютер.
- Мультимедийный проектор.
1. Проверка домашнего задания.
- На предыдущем уроке мы познакомились с народной сказкой "У страха глаза велики"
(на доске прикреплены рисунки детей к понравившемуся отрывку)
- Почему ты решил нарисовать именно это? Чем данный фрагмент тебя заинтересовал?
- Прочитай отрывок к нарисованному тобой сюжету.
2. Актуализация знаний.
На слайде две загадки: авторская и народная. Отгадайте. (Слайд 2)
- Почему вы отгадали сразу эту загадку?
- Чем похожи? (метафорой: свойства одного предмета переносятся на другой)
- Чем различаются? (в народных загадках отсутствует отгадка, зашифрованность знаний о природе и человеке, трудно отгадать, более древние; в авторских загадках явно присутствуют функции и назначения заданного предмета) (Слайд 3)
По мере ответов детей на экране появляются надписи, соответствующие типу загадки.
3.Новый материал.
- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 4)
3. Работа в группах:
- Не только русский народ зашифровывал свои знания о природе и человеке в виде загадок.
Каждой группе распределяются загадки:
- 1 группа - авторские и английские народны загадки;
- 2 группа - авторские и немецкие народные загадки;
- 3 группа - авторские и молдавские народные загадки;
- 4 группа - авторские и кубинские народные загадки;
- 5 группа: авторские и русские народные загадки.
- Пожалуйста, поделитесь с нами своими открытиями. (Дети выходят к доске и зачитывают загадки)
Карточка № 1. (Слайд 5)
Определите: где авторская, а где английская народная загадка.
Я раздобыл ее в лесу,
Искать ее устал,
И вот домой ее несу,
Поскольку не достал.Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?
Карточка № 2. ( Слайд 6)
Определите, где авторская, а где немецкая народная загадка.
В молодости зеленое носит,
В старости желтое.Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?
Карточка № 3. (Слайд 7)
Определите, где авторская, а где молдавская народная загадка.
В огороде старичок
Встал на грядке - и молчок.
Чуб зеленый, красный нос,
Да такой, что в землю врос.Я бываю разная:
Черная и красная,
Грузовая, легковая,
Кто же я такая?
Карточка № 4.(Слайд 8)
Определите, где авторская, а где кубинская народная загадка.
Оно рычит, не уставая,
И вечно что-то пожирает,
И, солью блюда посыпая,
Водой их тут же запивает.В школьной сумке я лежу
Как ты учишься - скажу.
Карточка № 5. (Слайд 9)
Определите, где авторская, а где русская народная загадка.
Крашеное коромысло
Через реку повисло.Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом
- Что нового вы узнали о народных загадках? (другие народы так же их придумывали)
4. Работа с учебниками. С.51
- Что еще нового вы узнали о загадках разных народов? (Разные народы зашифровывали свои знания на одну и ту же тему)
5. Творческая работа.
- Каждая группа получает конверт с заданием: собрать пазлы с изображением различного животного (бабочки, петуха, дятла, лисицы, зайца) и придумать свою авторскую загадку, остальные пробуют ее отгадать.
6. Мини-соревнование.
- Кто больше отгадает загадок - тот победитель! (Слайды 10-24)
7. Итог урока.
- Вы получите карточки с заданием. Определите правильный ответ и обведите его в кружок.
Что характерно для авторской загадки?
Карточка. (Слайд 25)
Обведите нужный ответ
Выберите то, что характерно для авторских загадок и обведите в кружок.
А) Трудно отгадать;
Б) Легко отгадать;
В) Более древние;
Г) Более современные;
8. Рефлексия:
- Что интересного вы узнали на уроке?
- Какую работу вам особенно понравилось выполнять?
- Какой вопрос оказался для вас наиболее трудным?