Литературное чтение. "Загадки разных народов"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Цели:

  • Обучающая - закрепить навыки различения авторских и народных загадок.
  • Развивающая - развивать связную устную речь, навык правильного осознанного чтения, познавательную активность, наблюдательность, логическое мышление.
  • Воспитательная - воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование:

  • Учебник "Литературное чтение". 2 класс. Автор В.Ю.Свиридова
  • Карточки для каждой группы.
  • Детские рисунки.
  • Пазлы.
  • Экран для отображения информации.
  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.

1. Проверка домашнего задания.

- На предыдущем уроке мы познакомились с народной сказкой "У страха глаза велики"

(на доске прикреплены рисунки детей к понравившемуся отрывку)

- Почему ты решил нарисовать именно это? Чем данный фрагмент тебя заинтересовал?

- Прочитай отрывок к нарисованному тобой сюжету.

2. Актуализация знаний.

На слайде две загадки: авторская и народная. Отгадайте. (Слайд 2)

- Почему вы отгадали сразу эту загадку?

- Чем похожи? (метафорой: свойства одного предмета переносятся на другой)

- Чем различаются? (в народных загадках отсутствует отгадка, зашифрованность знаний о природе и человеке, трудно отгадать, более древние; в авторских загадках явно присутствуют функции и назначения заданного предмета) (Слайд 3)

По мере ответов детей на экране появляются надписи, соответствующие типу загадки.

3.Новый материал.

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? (Слайд 4)

3. Работа в группах:

- Не только русский народ зашифровывал свои знания о природе и человеке в виде загадок.

Каждой группе распределяются загадки:

  • 1 группа - авторские и английские народны загадки;
  • 2 группа - авторские и немецкие народные загадки;
  • 3 группа - авторские и молдавские народные загадки;
  • 4 группа - авторские и кубинские народные загадки;
  • 5 группа: авторские и русские народные загадки.

- Пожалуйста, поделитесь с нами своими открытиями. (Дети выходят к доске и зачитывают загадки)

Карточка № 1. (Слайд 5)

Определите: где авторская, а где английская народная загадка.

Я раздобыл ее в лесу,
Искать ее устал,
И вот домой ее несу,
Поскольку не достал.

Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз?

Карточка № 2. ( Слайд 6)

Определите, где авторская, а где немецкая народная загадка.

В молодости зеленое носит,
В старости желтое.

Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке?

Карточка № 3. (Слайд 7)

Определите, где авторская, а где молдавская народная загадка.

В огороде старичок
Встал на грядке - и молчок.
Чуб зеленый, красный нос,
Да такой, что в землю врос.

Я бываю разная:
Черная и красная,
Грузовая, легковая,
Кто же я такая?

Карточка № 4.(Слайд 8)

Определите, где авторская, а где кубинская народная загадка.

Оно рычит, не уставая,
И вечно что-то пожирает,
И, солью блюда посыпая,
Водой их тут же запивает.

В школьной сумке я лежу
Как ты учишься - скажу.

Карточка № 5. (Слайд 9)

Определите, где авторская, а где русская народная загадка.

Крашеное коромысло
Через реку повисло.

Он и чертит, и рисует.
А сегодня вечерком
Он раскрасил мне альбом

- Что нового вы узнали о народных загадках? (другие народы так же их придумывали)

4. Работа с учебниками. С.51

- Что еще нового вы узнали о загадках разных народов? (Разные народы зашифровывали свои знания на одну и ту же тему)

5. Творческая работа.

- Каждая группа получает конверт с заданием: собрать пазлы с изображением различного животного (бабочки, петуха, дятла, лисицы, зайца) и придумать свою авторскую загадку, остальные пробуют ее отгадать.

6. Мини-соревнование.

- Кто больше отгадает загадок - тот победитель! (Слайды 10-24)

7. Итог урока.

- Вы получите карточки с заданием. Определите правильный ответ и обведите его в кружок.

Что характерно для авторской загадки?

Карточка. (Слайд 25)

Обведите нужный ответ

Выберите то, что характерно для авторских загадок и обведите в кружок.

А) Трудно отгадать;

Б) Легко отгадать;

В) Более древние;

Г) Более современные;

8. Рефлексия:

- Что интересного вы узнали на уроке?

- Какую работу вам особенно понравилось выполнять?

- Какой вопрос оказался для вас наиболее трудным?