Задачи урока: познакомить учащихся с двумя новыми способами образования слов приставочно-суффиксальным и способом сложения двух основ, закрепить в результате выполнения творческих заданий способы приставочный и суффиксальный, познакомить с соединительными гласными о и е.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1. Оргмомент. Сообщение учебной задачи.
- Сегодня на уроке познакомимся с двумя новыми способами образования слов, узнаем, что такое соединительные гласные, попробуем составлять сложные слова, повторим изученные способы образования слов.
2. Повтроение пройденного.
- Какие способы образования слов вы знаете? (Приставочный, суффиксальный)
(Слайд 1)
Образуйте слова от корня - ход приставочным способом.
(Слайд 2)
Перед вами стихотворение про ежика, вставьте за место пропущенных слов слова, образованные суффиксальным способом. Запишите его в тетрадь. Вспомните правила записывания стихов. Каждая строчка с заглавной буквы и с новой строки.
- Какие слова вы вставили (еж, ежиха, ежик).
- Как еще можно назвать детеныша ежика? (Ежонок)
- Какая часть слова вам помогла образовать это слова (суффикс -онок-).
- Назовите детенышей зверей.
(Слайд 3)
Выпишите в тетрадь из стихотворения слова родственные слову снег, образованные суффиксальным способом.
(Слайд 4)
Давайте проверим себя. Все слова вы нашли. Какое слово вызвало сомнение? (Снегири)
3. Объяснение нового материала.
- Помимо изученных ранее способов существуют еще два, о которых мы дальше и поведем разговор.
(Слайд 5)
Были в России времена, когда люди пили чай из стаканов, но горячий чай, налитый в стакан обжигал руки. Для этого был изобретен такой предмет-подстаканник. Какие части слова образовали его (приставка и суффикс).
- Раньше не было электричество, люди пользовались свечками для освещения своих комнат, чтобы снизить пожары от падающих свечек, пришлось изобрести такой прибор, который вы видите перед глазами - подсвечник, который придал устойчивость свечке. Какие части слова образовали это слово (приставка и суффикс).
- Части слова, участвующие в образовании слов и дали название способу образования - приставочно-суффиксального.
(Слайд 6)
Запишите в тетради слова, образованные этим способом – игра, с которой играют на столе, как назовем часы, которые носим на руке, которые висят на стене, как называется улица на берегу реки. Давайте проверим, что вы записали, разберите слова по соству. (Настольная, наручные, набережная)
- Скажите, почему разные корни в словах берег - береж. Что произошло с корнем? (Чередование г/ж)
(Cлайд 8)
Я думаю, что самым интересным способом является способ сложения 2 основ. Давайте посмотрим, как он происходит, складываются 2 слова или два корня, или две основы. Чтобы сложить 2 корня в одно есть 2 помощницы – гласные О и Е.
(Cлайд 9)
Образуй слова с корнем вод- (вода).
Человек, работающий в воде (вод +о + лазить)
Водная природная емкость (вод+0+ ёмкость)
Здание, которое качает воду (вод+о+качка)
Вращение воды на реке, озере (вод+о+ ворот)
Растение растущее в воде (вод+о+росль)
Высокая вода на реке (пол+о+водье)
Падение воды с высоты (вод+о+ падать)
Созвездие, знак зодиака (вод+ о+лей)
(Слайд 10)
Проверим себя. Какая гласная помогла вам? (О)
- Как назовем овощи, растущие под землей? (Корнеплоды)
- В словах корнеплод, змеелов работает гласная е.
- Иногда бывают слова, где складывается и 3 корня (Слайд 12)
Водогрязелечебница. В этом слове обе гласные приняли участие в образовании о и е.
А теперь расчертите тетрадный лист на 2 столбика. В первый запишите слова, которые вы соедините при помощи соединительной гласной о, в другой – Е.
(Слайд 13)
Пеш….ход сам….лет
Пищ…варение рыб….лов
Птиц…лов звук….запись
Солнц…пек верт…лет
Сердц….биение снег…уборка
Ча….питие аэр…вокзал
Пул…мет пар…воз
- Давайте задумаемся, от каких слов образовались эти сложные слова.
(Ходить пешком, переварить пищу, ловить птиц, сам летит, возит от пара…
Выполним задание в печатной тетради, вставим соединительную гласную в предложенные слова.
Проверим, какими гласными вы воспользовались (о, е).
4. Подведем итог.
Какие способы образования слов в русском языке вы знаете теперь? Сколько их? (Слайд 14). Значение каких слов для вас было новым?
5. Рефлексия.
- Заполните таблицу, лежащую на парте, что узнал нового?
- Понятно ли было на уроке?
- Интересно ли было?
- Могу ли я применять полученные знания на практике?
- Что осталось не понятным?