Пояснительная записка.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. Вопрос “Кем я буду?” задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Учащиеся, совершая первый профессиональный выбор, приобретают ценный личный опыт.
Программа по профориентации “Твой профессиональный выбор” призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период.
Программа предусматривает:
- Знакомство с миром профессий, с видами человеческого труда;
- Актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе как будущем профессионале;
- Знаний о том, что лежит в основе успешности любой профессиональной деятельности;
- Какую роль играет правильный выбор профессии для развития личности профессионала, для развития чувства собственного достоинства;
- Повышение уровня психологической компетентности учащихся;
- Расширение границ самовосприятия;
- Формирование адекватной самооценки;
- Рефлексивного отношения к своей деятельности;
- Пробуждение интереса к практической деятельности человека с целью “примеривания” на себя различных профессиональных ролей.
Кроме того, программа составлена с расчетом на то, что познавательная мотивация в этом возрасте напрямую связана с профессиональным самоопределением. А значит, взгляд на себя как на будущего профессионала поможет подросткам найти новый смысл в учебной деятельности.
Необходимость проведения профориентационной работы в школе связана с быстрыми темпами технического развития общества и с появлением новых профессий на рынке труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить, проблему профессионального выбора призвана данная программа.
На занятиях ребята получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях ученики получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии. Получат опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность и наличием ценностных установок. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит ученикам узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.
Программа включает в себя различные методы профориентационной работы: элементы профинформирования, профконсультации, профдиагностики и разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально – важных качеств.
Цель курса:
Подготовить учащихся к осознанному выбору профиля в обучении как первой ступеньки в выборе профессии с учетом своих индивидуальных качеств личности, общих и специальных способностей, а также профессиональных предпочтений.
Задачи курса:
- Повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
- Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
- Определение мотивации выбора и ее структуры;
- Определение выраженности и структуры способностей;
- Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.
Основные формы работы:
- Групповая;
- Индивидуальная;
- Работа в парах.
Методы работы:
- Беседа,
- Тестирование,
- Анкетирование,
- Диспут,
- Объяснение
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее количество часов по программе – 12. Возрастной уровень учащихся – от 14 до 17 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек.
Учащиеся должны знать:
- Правила выбора профессии;
- Основные понятия психических процессов и их виды;
- Уровень развития своих профессионально важных качеств;
- Сферы трудовой деятельности (классификация профессий);
- Значение правильного самоопределения для личности и общества.
Учащиеся должны уметь:
- Определять уровень развития личностных качеств, психологических свойств, коммуникативных, организаторских способностей;
- Осуществлять выбор профессии согласно выявленным качествам;
- Применять упражнения по развитию качеств личности;
- Проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Тематическое планирование занятий элективного курса: “Твой профессиональный выбор”
№ п/п | Тема занятий | Кол-во часов |
1. | Введение к курсу занятий. Понятие о профессии,
специальности и должности. Тест “Карта интересов”. |
1ч. |
2. | Классификация профессий. | 1ч. |
3. | Интересы и склонности. Дифференциально-диагностический опросник. Коммуникативно-организаторские способности. |
1ч. |
4. | Способности и профессиональная пригодность. Тесты Айзенка. |
1ч. |
5. | Характер и темперамент. Тест “Каков ваш характер”. |
1ч. |
6. | Внимание. Упражнения на внимание. |
1ч. |
7. | Память. Выявление индивидуальных особенностей памяти. |
1ч. |
8. | Мышление. Упражнения на развитие мышления. |
1ч. |
9. | Воображение.
Задания на воображение. |
1ч. |
10. | Координация движений. Упражнения на развитие координации движений. |
1ч. |
11. | Защита профессий. | 1ч. |
12. | Итоговое занятие. Методика определения профессиональных интересов и направленности личности. |
1ч. |
Итого: | 12 ч. |
Программа элективного курса (Приложение 1.)
Презентация элективного курса (Приложение 2.)