Элективный курс "Твой профессиональный выбор"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – это выбор будущей профессии. Вопрос “Кем я буду?” задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Учащиеся, совершая первый профессиональный выбор, приобретают ценный личный опыт.

Программа по профориентации “Твой профессиональный выбор” призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период.

Программа предусматривает:

  1. Знакомство с миром профессий, с видами человеческого труда;
  2. Актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе как будущем профессионале;
  3. Знаний о том, что лежит в основе успешности любой профессиональной деятельности;
  4. Какую роль играет правильный выбор профессии для развития личности профессионала, для развития чувства собственного достоинства;
  5. Повышение уровня психологической компетентности учащихся;
  6. Расширение границ самовосприятия;
  7. Формирование адекватной самооценки;
  8. Рефлексивного отношения к своей деятельности;
  9. Пробуждение интереса к практической деятельности человека с целью “примеривания” на себя различных профессиональных ролей.

Кроме того, программа составлена с расчетом на то, что познавательная мотивация в этом возрасте напрямую связана с профессиональным самоопределением. А значит, взгляд на себя как на будущего профессионала поможет подросткам найти новый смысл в учебной деятельности.

Необходимость проведения профориентационной работы в школе связана с быстрыми темпами технического развития общества и с появлением новых профессий на рынке труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить, проблему профессионального выбора призвана данная программа.

На занятиях ребята получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях ученики получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии. Получат опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность и наличием ценностных установок. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит ученикам узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.

Программа включает в себя различные методы профориентационной работы: элементы профинформирования, профконсультации, профдиагностики и разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально – важных качеств.

Цель курса:

Подготовить учащихся к осознанному выбору профиля в обучении как первой ступеньки в выборе профессии с учетом своих индивидуальных качеств личности, общих и специальных способностей, а также профессиональных предпочтений.

Задачи курса:

  • Повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
  • Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики;
  • Определение мотивации выбора и ее структуры;
  • Определение выраженности и структуры способностей;
  • Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
  • Определение степени соответствия “профиля личности” и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся.

Основные формы работы:

  • Групповая;
  • Индивидуальная;
  • Работа в парах.

Методы работы:

  • Беседа,
  • Тестирование,
  • Анкетирование,
  • Диспут,
  • Объяснение

Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Общее количество часов по программе – 12. Возрастной уровень учащихся – от 14 до 17 лет. Количество обучающихся в группе – 15 человек.

Учащиеся должны знать:

  1. Правила выбора профессии;
  2. Основные понятия психических процессов и их виды;
  3. Уровень развития своих профессионально важных качеств;
  4. Сферы трудовой деятельности (классификация профессий);
  5. Значение правильного самоопределения для личности и общества.

Учащиеся должны уметь:

  1. Определять уровень развития личностных качеств, психологических свойств, коммуникативных, организаторских способностей;
  2. Осуществлять выбор профессии согласно выявленным качествам;
  3. Применять упражнения по развитию качеств личности;
  4. Проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.

Тематическое планирование занятий элективного курса: “Твой профессиональный выбор”

№ п/п Тема занятий Кол-во
часов
1. Введение к курсу занятий. Понятие о профессии, специальности и должности.

Тест “Карта интересов”.

1ч.
2. Классификация профессий. 1ч.
3. Интересы и склонности.

Дифференциально-диагностический опросник. Коммуникативно-организаторские способности.

1ч.
4. Способности и профессиональная пригодность.

Тесты Айзенка.

1ч.
5. Характер и темперамент.

Тест “Каков ваш характер”.

1ч.
6. Внимание.

Упражнения на внимание.

1ч.
7. Память.

Выявление индивидуальных особенностей памяти.

1ч.
8. Мышление.

Упражнения на развитие мышления.

1ч.
9. Воображение.

Задания на воображение.

1ч.
10. Координация движений.

Упражнения на развитие координации движений.

1ч.
11. Защита профессий. 1ч.
12. Итоговое занятие.

Методика определения профессиональных интересов и направленности личности.

1ч.
  Итого: 12 ч. 

Программа элективного курса (Приложение 1.)

Презентация элективного курса (Приложение 2.)