“Возможности у меня большие, но…”
По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в решении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Эти задачи определены статусом классного руководителя.
Однако нельзя забывать о том, что семейное воспитание – дело личное, интимно-семейное Родители сами определяют судьбу своего ребенка, имеют полное право на собственную педагогическую позицию, свой стиль и тон взаимоотношений с ребенком, свое собственное отношение к педагогическим воздействиям общества и соответственно школы. Поэтому, в работе с родителями необходимо руководствоваться чувством педагогического такта, во взаимоотношениях с родителями учащихся выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи можно выделить пять основных функций классного руководителя:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой.
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
- корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
- взаимодействие с общественными организациями родителей.
Общий образовательный уровень родителей неуклонно растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции. На фоне этого исследования педагогов и психологов постоянно фиксируют низкий уровень психолого-педагогической культуры родителей и возрастающий интерес к ней в обществе. Поэтому задача классного руководителя тактично, грамотно, на высоком профессиональном уровне вести работу по психолого-педагогическому просвещению.
Школа дает знания только тем, кто согласен их взять.
Цель: установить причины низкой успеваемости учащихся и обсудить возможные пути решения этой проблемы.
План проведения
- Анализ схемы (Приложение 1).
- Анализ анкет учащихся.
- Теоретический блок.
- Рефлексия.
Актуализация:
Текущая успеваемость: “2” – 10 % от общего количества оценок, “3” – 60 %, “4 и 5” – 30 %.
1. Анализ схемы (Приложение 1).
Схема оформлена на доске. Последовательно отвечая на вопросы, каждый из родителей движется по своему пути, в зависимости от ответов. В итоге происходит осознание сложившейся ситуации и причины возникновения проблемы низкой успеваемости учащихся.
Родители делятся на группы в зависимости от местоположения на схеме. Командам предлагается выбрать наиболее понравившееся высказывание:
- Чтобы продвигаться, надо вертеться (Александр Ратнер).
- Легче идти вперед, чем в нужном направлении (Михаил Генин).
- Кто не знает, куда идет, вероятно, придет не туда (Лоренс Питер.)
- Без труда не вытащишь и рыбки из пруда (народная мудрость).
- Судьба желающего ведет, а нежелающего тащит.
- Дорогу осилит идущий (народная мудрость).
- Хочешь достичь цели – поступай как умелый стрелок (народная мудрость).
Каждая команда коллективно обсуждает проблему и определяет пути ее решения. После этого команды выступают и обмениваются мнениями. Команды-слушатели могут задать выступающим по два вопроса, тем самым организуется дискуссия. Время дискуссии лучше ограничивать, а также необходимо следить за тем, чтобы разговор "не уходил" в сторону.
2. Анализ анкет учащихся (Приложение 2).
Родителям предлагается обсудить результаты анкетирования учащихся (приложение – презентация “Результаты анкетирования_Возможности.ppt”), без указания имен и фамилий детей, тем самым, побуждая родителей обсудить с детьми сложившуюся ситуацию. Анонимность обсуждения, с одной стороны, позволяет родителей активно высказывать свою точку зрения, с другой – формирует доверительное отношение учащихся к классному руководителю.
3. Теоретический блок – Тезисы.
Отметка – валютная купюра на школьном и семейном рынках.
“Для того, чтобы просто существовать ребенку требуется четыре объятия в день, для нормального же развития – двенадцать” (амер. хирург Роберт Мак)
Для ответов трехлетних нужно терпение. Для ответов подростку – эрудиция. Ее недостаток – одна из причин ослабления духовных контактов “отцов” и “детей”.
26 % – хватает знаний, чтобы помогать детям в учебе
52 % – помогают понять международные события
63 % – разъясняют непонятные места в фильмах и книгах
73 % – могут помочь в анализе взаимоотношений с товарищами
15 % – ничего не могут из вышеперечисленного
Потребность в достижении цели – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своей цели. От этого зависит успех в жизнедеятельности.
4. Рефлексия.
Я могу (классный руководитель):
- Информировать детей обо всех изменениях в учебной деятельности.
- Контролировать успеваемость и посещаемость учебных занятий и своевременно информировать родителей.
- Помочь в разрешении конфликтных ситуаций с учителями и т.д.
Вы можете (родитель):
- Систематический контроль.
- Помочь в самоопределении ребенка.
- Контакт с учителями.
- Важно качество общения, а не количество.
Заключение:
Как поступает умелый стрелок из лука, если хочет поразить цель с первого раза?
Если он хочет поразить одним выстрелом цель, он прежде всего, не будет спешить и суетиться. Он осмотрится вокруг, позаботится о том, чтобы ничто ему не мешало.
Позаботится о том, чтобы стоять твердо, чтобы никто его не толкнул, не окликнул. И он не будет реагировать на каждое случайное движения, не выстрелит раньше, чем ясно увидит цель. Ведь стрела одна, а другой может не оказаться. Выстрелит между двумя удара своего сердца, чтобы даже собственное сердце не помешало ему. И стрела летит точно в цель, потому что все было сделано правильно. Потому что стреле просто некуда деваться.
Хотите достичь цели – поступайте как умелый стрелок.
“Считай несчастным тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию”
(Я.А.Каменский)