С чего начинается музыка

Разделы: Музыка


Тип урока: Повторение и обобщение полученных знаний, урок-концерт.

Цель: Закрепить представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель); обобщить знания по теме, используя все три вида музыкальной деятельности на уроке (сочинение музыки, исполнение и слушание).

Оборудование:

  • Портрет В.А. Моцарта и другие иллюстрации о детстве композитора, карточки “Кто выступает в концертном зале?”, синтезатор (клавесин, труба), карточки “Сочини мелодию”.
  • Музыкальная фонотека: В.А.Моцарт “Соната № 3”, “Симфония № 40”, “Маленькая ночная музыка”, Ф. Шуберт “Вальс”, Г. Струве “Моя Россия”, “Добрый день!”, “Колючки”, “Как прекрасен этот мир”.

Методы обучения: Рассказ, беседа, показ иллюстраций, слушание музыки, сочинение мелодий, исполнение вокальных произведений, музыкальная игра.

Используемая методика:

Урок разработан в соответствии с программой четырехлетней начальной школы по музыке, созданной под руководством Д.Б. Кабалевского.
Программа предполагает использование самых разнообразных видов музыкальной деятельности на уроках музыки, направленных на творческое развитие детей.
Это слушание музыки и размышление о ней, получение музыкальных понятий и теоретических сведений, вокальная деятельность: хоровая и индивидуальная, музыкальные игры и рисование, разного рода импровизации.
Коллективное и индивидуальное творчество на уроке предоставляет широкие возможности для самопроявления и раскрытия творческих способностей каждого ребенка.
Воспитание на уроках музыки в школе не подразумевает воспитание музыканта. Данная программа нацелена прежде всего на воспитание человека музыкой.

Ход урока

I. Организационный момент.

На доске эпиграф:

Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поет волна,
Как дождь в окно твое стучится,-
Повсюду музыка слышна!”

Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на урок-концерт, который называется “С чего начинается музыка?”. Нам предстоит вспомнить тему и музыкальные произведения прошлых уроков. Так же вас ждут новые знания, увлекательные музыкальные игры и задания, и, конечно же, ваши любимые песни.

И так, мы начинаем!

Звучит “Что такое песня?” (Фрагмент новой песни исполняет ученица.)

“Что такое звуки? За окном – метель.
Что такое звуки? По весне – капель.
Это струны ливня, это первый гром.
Ничего нет в мире музыки чудесней,
Потому что музыка живет во всем!”

II. Развитие темы.

Действительно, музыка живет во всем: в журчании ручья, в весенней капели, в птичьих трелях, в раскатах грома и шуме дождя. Это музыка природы. Но есть и другая музыка, которая нас окружает – это музыка, созданная людьми.
Страшно представить, какой серой и унылой стала бы наша жизнь, если бы вдруг она исчезла.
Музыка – украшение любого праздника: без нее не обойтись на дне рождении дома или на Новогоднем празднике в школе. А, какими скучными и невеселыми стали бы ваши любимые мультфильмы и кинофильмы, если бы исчезла музыка.
Музыка становится частью нашей жизни, и мы порой ее не замечаем, как воздух, которым дышим. А, вот если бы она исчезла, все бы сразу это заметили.

Музыка нужна всем людям!

А, как же обойтись без музыки тем, кто сделал ее своей профессией, делом всей своей жизни. О ком идет речь?
Ребята, давайте вспомним, люди каких профессий связаны с музыкой?

Певцы, музыканты, композиторы!

Да, всем им нужна музыка, но у каждого своя задача.

С чего же начинается музыка? С кого начинается музыка?
С того, кто музыку сочиняет. Это – композитор. Он сочинил и записал ноты. Достаточно ли этого? Можем ли мы уже сказать, что произведение понравилось нам? Нет. Его еще нужно сыграть, спеть, т.е. исполнить.
И, тут на помощь композитору придут певцы и певицы, скрипачи и пианисты, школьный хор и даже оркестр! Они – исполнители!
Произведение написано, исполнено, но кого же не хватает? Для кого все это? Конечно же, для людей. Они – слушатели!
И, это тоже очень важно! Представьте, как было бы ужасно, если бы композиторы и музыканты сочиняли и исполняли бы музыку только для себя. И так, мы выяснили, что все звенья этой цепочки: композитор-исполнитель-слушатель, одинаково важны!

Звучит Ф. Шуберт “Вальс”.

Как же композитор становится композитором? Что для этого нужно? Какими способностями он должен обладать?
Обладать талантом, музыкальным слухом, уметь играть на каком-либо музыкальном инструменте, знать музыкальную грамоту.
Но, главное – любить музыку, много заниматься с малых лет, чтобы стать настоящим, великим композитором.
С одним из великих композиторов мы с вами уже знакомы. Кто это?
Правильно, австрийский композитор В.А. Моцарт (1756–1791 гг.) Жизнь его была короткой, но яркой. Создано огромное количество музыкальных произведений. Этого композитора давно нет в живых, но его музыка звучит и сегодня, продолжая радовать людей. Такого признания достоин только великий композитор!

Звучит В.А.Моцарт “Симфония № 40”.

Но все композиторы, прежде чем стать великими, тоже, как и вы, ребята, были детьми. Вам, наверняка, интересно узнать, какими они были в детстве? Сегодня я расскажу вам о детстве Моцарта. В истории музыки, как яркие звезды на небосклоне, появлялись удивительные музыканты. Таким чудо-ребенком (вундеркиндом) был Вольфганг Амадей Моцарт.
Будущий гений музыки родился 27 января в семье известного композитора, музыканта (органиста), Леопольда Моцарта. Повсюду в доме располагались музыкальные инструменты: скрипки, клавесины, флейты; лежали бумаги с нотной записью, звучала музыка. Так маленький Моцарт с первых дней жизни начал знакомиться с миром музыки. Музыкальное дарование отец заметил у мальчика в 3 года. Вольфганг часами не отходил от клавесина – наблюдал, как отец занимается с его старшей сестрой Анной, и тут же без ошибок все повторял. В 4 года начинает сочинять свой первый концерт для клавесина – такой трудный, что не всякий взрослый музыкант смог бы его сыграть сразу, без подготовки. К 6 годам мальчик мастерски, виртуозно играет на клавесине, сочиняет небольшие произведения. Отец даже не заметил, когда сын научился играть на скрипке, потому что делал это самостоятельно.
Даже детские игры доставляли Амадею удовольствие лишь в том случае, если они сопровождались музыкой.
Конечно, увлечение музыкой вытесняло интерес ко всем другим занятиям. Но однажды мальчика так увлекла арифметика, что он перестал заниматься даже музыкой. Моцарт мелом чертил цифры на столе, на стенах, на полу. Как и все дети, был шалуном и проказником.
А, вот забавный случай из его детства. Маленький Моцарт не любил духовые музыкальные инструменты, а трубу и вовсе боялся.

*** Звучит труба.

Когда она звучала одна, без участия других инструментов, мальчик бледнел и был близок к обмороку. Правда эта детская “болезнь” прошла к 10-и годам, и Моцарт даже полюбил духовые инструменты.
Мальчик продолжает заниматься музыкой, много времени проводит за клавесином. Родители даже просят сына больше отдыхать, чтобы тот сильно не переутомлялся.
Когда мальчику исполняется 7 лет, а его сестре – 12, отец решает познакомить Европу со своими одаренными детьми. Маленькие музыканты выступают во дворцах Австрии и Германии, им аплодируют Англия, Италия, Франция.

Звучит В.А.Моцарт “Соната № 3”.

Дети выступали вместе, исполняя на клавесине труднейшие пьесы в 4 руки. Но, конечно же, поразил своими уникальными способностями маленький Моцарт. Мальчик играет не только готовые произведения, но и сочиняет – импровизирует тут же, блестяще играет “с листа”, т.е. без подготовки, видя произведение впервые.
А, разве может играть музыкант, на закрытой платком клавиатуре?
Разве можно найти быстро и безошибочно на клавиатуре звук звенящего хрустального бокала?
Такие и другие сложные задания придумывают слушатели, но маленький Моцарт справляется с ними легко, с удовольствием, и не может понять, что же так восхищает и удивляет всех присутствующих.
Конечно, это удивительный чудо – ребенок, но он еще все же ребенок(!), и поэтому не знает, как звенят деньги, что такое бедность, как порой несправедливы люди и как изменчива слава.
Эти испытания еще ждут Моцарта в будущем, а пока он – маленький мальчик, в напудренном парике, в красивом камзоле, при шпаге, входит в огромный дворцовый зал, садится за клавесин и дарит свою музыку всем присутствующим.

Звучит В.А.Моцарт “Маленькая ночная музыка”.

Как композитор становится композитором, мы узнали: какими способностями он должен обладать, сколько учиться, трудиться и главное, очень любить музыку!
А, теперь и мы попробуем стать композиторами.
Ребята, вам было предложено сочинить мелодию к небольшим стихотворениям, дать им названия, и в результате этой работы должна была появиться на свет новая песенка. Послушаем, что у вас получилось. Творческая игра:

“Стань композитором и сочини мелодию”.

Итак, слушателями музыки вы были, кто такой композитор хорошо усвоили, и даже стали композиторами (невеликими, но все же стали)!
Мы подошли к следующей ступени музыки – исполнительству. Сейчас и мы будем исполнителями и все вместе, хором, исполним песню-приветствие.

Исполняется песня “Добрый день!”

А, сейчас еще одна исполнительница. Знакомьтесь: молодая, но талантливая пианистка. Она покажет нам свое мастерство игры на фортепиано и исполнит произведение (ученица класса – учащаяся музыкальной школы исполняет музыкальное произведение на фортепиано).

Звучит фортепианная пьеса.

Ребята, один из любимых видов нашей работы на уроке – это пение. Петь мы любим, а композиторы и поэты сочинили для нас очень много песен. Песни – разные по характеру: веселые и грустные, задорные и певучие, о школе, о дружбе, о маме, о Родине. Исполнять их тоже нужно по-разному.
У каждой песни есть вступление. Как вы думаете, для чего в песне музыкальное вступление? Вступление дает исполнителю нужный настрой на характер песни, готовит его к пению, позволяет начать пение вовремя.

Задание: Узнайте, пожалуйста, музыкальное вступление к какой песне сейчас прозвучит? Давайте споем эту песню.

Исполняется песня “Моя Россия” Г.Струве.

А, сейчас посмотрим, как вы усвоили такие понятия, как композитор – исполнитель – слушатель, каких музыкантов-исполнителей вы узнали, сможете ли вы их назвать.

Работа с карточками “Кто выступает в концертном зале?”

Определить всех исполнителей и подписать под каждым изображением правильный ответ.
Например, кто изображен на картинке № 2? Ответ: пианист.
Называем всех исполнителей.

Теперь другой вариант работы с этими же карточками.
Звучат музыкальные фрагменты (отрывки). Нужно определить по карточке, кто из исполнителей выступает.

а) пианист
б) гармонист
в) скрипач
г) ансамбль скрипачей, квартет
д) оркестр
е) певица (в исполнении учителя звучит отрывок из песни “Золушка”)

“Хоть поверьте – хоть проверьте, но вчера приснилось мне:
Будто принц ко мне примчался на серебряном коне.
И встречали нас танцоры, барабанщик и трубач,
Сорок восемь дирижеров и один седой скрипач”.

Осталась не озвученной еще одна картинка. Какая? Правильно, это школьный хор. Мы сами покажем, как он должен звучать. Все вместе, хором мы уже пели сегодня, а вот с солистом еще нет.
Я приглашаю на песню “Колючки” трех солистов, мальчиков, которые будут исполнять запев песни, а припев будем исполнять все вместе.

Звучит песня “Колючки” в исполнении солиста и хора.

III. Обобщение.

Ребята, подведем итог сегодняшнего урока и предыдущих уроков, на которых мы узнали, что

композитор – исполнитель – слушатель – это звенья одной цепи,

они неразрывно связаны между собой и одинаково важны,

ведь именно с них начинается музыка!

Мы давно знакомы с этими понятиями, просто мы не так часто называем себя исполнителями, музыкантами или слушателями, хотя музыку слушаем, поем песни на каждом уроке музыке и даже сочиняем!
Сегодня, ребята, вы побывали во всех трех ролях: слушали, пели, сочиняли.
О важности и значении музыки в нашей жизни тоже сказано не мало. Пусть теперь сама музыка расскажет, как прекрасен этот мир!

Исполняется песня “Как прекрасен этот мир”.