Данный урок рассматривается в системе уроков «Порядок действий. Скобки», «Числовые выражения», «Сравнение выражений», «Периметр многоугольника», поэтому особое место на данном уроке отводится повторению материала предыдущих уроков (выражение, значение выражения, порядок действий в выражениях со скобками), актуализируются знания, необходимые для введения понятия «периметр многоугольников» (ломаная линия, длина ломаной).
Особое место на уроке отводится вопросам: «Что учились делать, выполняя это задание? Что повторяли, выполняя это задание?» Это дает возможность детям осознавать важность происходящего на уроке, приводит к пониманию того, что они активные участники учебного процесса, ответы на эти вопросы способствуют формированию грамотной математической речи, что, несомненно, пригодится в дальнейшем. Ну, а если во время урока учитель несколько раз задаст подобные вопросы, то даже и дети, которые испытывают трудности в обучении, сумеют ответить на вопрос: «Что же сегодня нового было на уроке». Постепенно у учащихся формируется навык рефлексии своей деятельности на уроке.
Подобная работа – одна из возможностей формирования универсальных учебных действий. Понятие «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащихся (а также связанных с ними навыков учебной работы), которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Цели урока:
- изучение приема сравнения выражений;
- знакомство с новым способом записи решения задачи;
- закрепление знаний нумерации чисел, измерения длины отрезков, навыка сложения и вычитания чисел в пределах 20;
- развитие математической речи, умения делать выводы.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Устный счёт
а)
- Посчитайте от … до …
- Назовите предыдущее (последующее) число числа …
- Назовите число, которое стоит справа (слева) от …
- Увеличьте (уменьшите) число … на …
- На сколько число … больше (меньше) числа …
- Чему равна разность (сумма) чисел … и …
– Что повторили, выполняя эти задания?
б) – А теперь поупражняемся в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 20. (Приложение 1)
(Дети решают столбики примеров в двух вариантах, а затем идет проверка)
– Что повторили, выполняя это задание? Где это может пригодится?
3. Актуализация знаний
– Возьмите из конверта карточку. Рассмотрите
задания.
– Назовите геометрические фигуры, которые
нарисованы. (Ломаные линии)
– Из скольких отрезков состоит первая ломаная
линия? Вторая?
– Сравните длину ломаных «на глаз». (Ответы
детей)
– Как проверить наши предположения? (Измерить,
сложить части)
– Давайте это и сделаем. Измерьте длины частей и
запишите выражения ниже.
4. Новая тема
– По выражениям, можно сравнить длины ломаных? (Нет)
– Что же ещё нужно сделать? (Найти значения
выражений)
– Вычислите значения выражений и ответы
запишите ниже.
– Сравните длины. Какова длина первой ломаной? (…второй?)
– Поставьте нужный знак.
– Что сравнивали перед этим? (Выражения).
Поставьте знак.
– Что учились делать? (Сравнивать ломаные)
– С помощью чего сравнили ломаные? (С помощью
выражений). Как? (Нашли значения выражений)
– А что ещё можно сравнивать? (Ответы детей)
– Хорошо. Я вам предлагаю следующую ситуацию:
(Приложение 3 желательно,
чтобы изображение было на доске)
«Таня и Света очень бережливые девочки. Однажды
они решили сравнить свои сбережения».
– Рассмотрите содержимое «кошельков».
– Как же сравнить девочкам сбережения? (Посчитать)
– Составьте выражения и запишите.
– Что ещё необходимо сделать? (Решить)
– Запишите значения выражений ниже и сравните.
Учитель показывает указкой значения
выражений и спрашивает
– Что здесь сравнили? (Числа)
Учитель показывает указкой выражения
и спрашивает
– Что здесь сравнивали? (Выражения).
Сравните и поставьте нужный знак.
5. Сообщение темы урока
– Что учились делать? (Сравнивать длины
ломаных, деньги…)
– С помощью чего сравнили длины ломаных, деньги? (С
помощью выражений)
– Кто догадался, какова же тема урока? (Сравнение
выражений)
– Запишите в тетрадь число и тему урока.
– Что же необходимо сделать, чтобы сравнить
выражения? (Найти значение выражений, решить)
6. Первичное закрепление
– Откройте учебник на с. 35 № 1. (Приложение
4)
– Прочитайте. Какое задание будем выполнять? (Сравнивать
выражения)
– Рассмотрите первый рисунок. Какое выражение
подойдёт к треугольникам? (1 + 4 ) Почему?
– Как можно по-другому прочитать это выражение? (Сумма
чисел 1 и 4)
– Какое выражение подойдёт к кружкам? (5 – 2 ).
Почему?
– Как можно по-другому прочитать это выражение? (Разность
чисел 5 и 2)
– Что же будем сравнивать? (Выражения, сумму и
разность – это важнее!)
– Запишите это в тетрадь. Что нужно сделать,
чтобы сравнить выражения? (Решить)
– Находим значения выражений и сравниваем их
значения.
У доски дети выполняют это задание с
комментированием. Аналогично выполняется
задание до конца
– Что вы сейчас учились делать, выполняя это
задание?
7. Решение задачи
– А сейчас настало время потренироваться в
решении задач.
– С. 35 № 3 (Приложение 5)
Дети сначала читают задачу про себя, затем
идет беседа по содержанию задачи и определению
ключевых слов для краткой записи. Составление
краткой записи выполняется с комментированием.
Задача
Утром – 6
л
Вечером – на 2 л больше? |
? |
– Во сколько действий решается эта задача? Что узнаем в первом действии? Во втором?
- 6 + 2 = 8 (л) – вечером.
- 6 + 8 = 14 (л)
– Решение этой задачи можно записать по –
другому : выражением. Во сколько действий решили
эту задачу? (В два)
– Назовите первое действие. Запишем это.
– Назовите второе действие. Как это записать? (Поставить
скобки) Чем помогут скобки? (Первое
действие выполняется в скобках, а второе за
скобками)
(6 + 2 ) + 6 = 14 (л) или 6 + (6 + 2) =14 (л)
Ответ: 14 литров.
8. Итог урока
– Что нового узнали на уроке? (Ответы детей)
– Что учились сегодня делать? (Ответы детей)
– Что повторили на уроке? (Ответы детей)
9. Домашнее задание