Цель: в ходе урока подвести обучающихся к выводу: слово – имя собственное.
Задачи:
- помочь учащимся в ходе исследования уточнить представления об имени собственном и правилах оформления предложений с именами собственными;
- формировать умения и навыки работы в сотрудничестве: умение слушать и слышать друг друга, делать выводы;
- сформировать понятие «Имя собственное»;
- способствовать различию имен собственных и слов-предметов;
- развивать аналитические способности, критического мышления, речь, память, внимание;
- продолжать развитие каллиграфических навыков;
- воспитывать аккуратность, наблюдательность, интерес к предмету.
Оборудование:
- таблица: «Знаю, хочу знать, узнал».
- текст (для каждого ученика).
- книжка «Айболит»,
- портрет К.И. Чуковского
- картинка-собака,
- раздаточный материал для учащихся,
- ключевые слова к теме урока.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
2. Вызов
На доске написаны слова: Кемерово, Томь, Оля, Дружок, Корней Иванович Чуковский, Космическая.
– Прочитайте. Что вы можете сказать про эти
слова? (Эти слова обозначают: название нашего
города, реки, имя девочки, кличку животного, Ф.И.О.
писателя, название улицы. Пишутся с большой
буквы.)
– Молодцы! Как вы думаете, в какую колонку мы
поместим всё, что вы сейчас сказали?
– В 1 колонку «ЗНАЮ».
ЗНАЮ
Имена людей, клички животных, названия
городов, рек, улиц пишутся с большой буквы.
Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы.
– У вас у каждого лежит листок на котором напечатан текст. Прочитайте, подчеркните самостоятельно слова ,которые обозначают имена.
Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. Доктор Айболит больше всех любил утку Кику, собаку Авву, свинку Хрю-Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу.
– Назовите слова-имена, которые вы подчеркнули.
(Имя доктора, клички животных.)
– Вам хотелось бы узнать, как в русском
языке называются эти слова? (Да.)
– В какую колонку мы поместим этот вопрос?
ХОЧУ ЗНАТЬ
– Как называются слова ,которые обозначают имена? Что оно обозначает?
3. Осмысление
(У каждого ученика – текст-правило)
– Прочитайте текст, подчеркните новое для вас слово (понятие).
Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей и океанов пишутся с большой буквы – всё это имена собственные.
– Какое новое (незнакомое) слово вы
подчеркнули? («Собственное»)
– Какое новое слово вы прочитали? (Собственные
имена.)
– Что оно обозначает? (Его имя. Имя человека,
животного или название другого предмета.)
– А теперь впишите собственные имена
людей и клички животных в табличку под
текстом.
– С какой буквы вы напишите имена
собственные?
Доктор___________, утка___________,собака__________,свинка_________________, попугай______________,сова______________.
У доски работает ученик. Вставляет слова: Айболит, Кика, Авва, Хрю-Хрю, Карудо, Бумба.
Проверка.
– Назови слова, которые вставила?
– Почему они написаны с заглавной буквы? (Собственные
имена.)
– Как в русском языке они называются?
Физминутка
4. Работа в парах
– На ваших столах лежат карточки. Внимательно прочитайте и стрелочками соедините слова, которые сочетаются друг с другом.
зелёный огонёк плюшевый Мишка
конь Огонёк друг мишка
– Расскажите, что у вас получилось.
– Почему вы так соединили слова?
– Как пишутся собственные имена?
5. Закрепление
Задание: написать своё имя, фамилию на листочке.
– С какой буквы напишите имя, фамилию?
6. Рефлексия
– Время нашего урока подходит к концу. Давайте
посмотрим на нашу таблицу.
– Что мы хотели узнать в начале урока? (Как
называются эти слова в русском языке)
– Мы узнали?
– Как называются слова-имена в русском языке? (Собственные.)
– Как пишутся собственные имена? (Пишутся с
большой буквы.)
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ ВСЕГДА ПИШУТСЯ С
БОЛЬШОЙ БУКВЫ ,чтобы всем было видно, что это
ИМЯ.
– Так в какую колонку мы это запишем?
ЗНАЕМ СОБСТВЕННЫЕ имена.
– Возьмите карандаш и нарисуйте «СОЛНЫШКО»,
если вы хорошо работали на уроке, а если вы
были неактивными на уроке нарисуйте
«тучку».
– Всем спасибо. Урок окончен.
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
Имя даётся при рождении. Пишется с
заглавной буквы. Личное название человека отвечает на вопрос «кто?» Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия городов, сёл, рек, морей, улиц пишутся с большой буквы. |
Как называются слова, которые обозначают имена? | Собственные имена. Имена людей, клички животных пишутся с большой буквы. |