Цели:
- изучение способа обработки соломки, освоение приемов выполнения аппликации из соломки
- ознакомление учащихся с историческим литературным прошлым, развитие речи, обогащение словарного запаса школьников.
Задачи:
- учебные: систематизация и обобщение знаний учащихся по обработке соломки;
- познавательные: активизация познавательной деятельности учащихся и формирование интереса к технологии обработки соломки;
- развивающие: освоение способов действия, умений и навыков, применение теоретических знаний при изготовлении аппликации;
- воспитательные: формирование потребности сознательного и творческого отношения к труду, трудолюбия, чувства личной ответственности за результаты труда;
- систематизировать знания учащихся по обработке соломки.
Технические средства обучения: компьютер с аудио-видео обеспечением, проектором с экраном /музыкальное оформление урока, иллюстративный и наглядный материал на электронном носителе, технологическая карта обработки/. Заготовки из соломки. Ножницы, техническое стекло, карандаш; Образец элемента изделия. Образцы готовых изделий: коллекция аппликаций.
Тип урока: комбинированный.
Оформление доски: Тема урока: “Экологически чистый вид рукоделия ”.
Материал: соломка, листы из соломки.
Новые термины и слова: жнец, сноп,
Сухие стебли злаковых растений, остающиеся после
обмолота.
Стебли злаковых растений на корню.
Структура урока: цель – мотив – содержание – средства – контроль.
Этапы урока:
1. Вводная часть:
- подготовка учащихся;
- постановка задачи;
2. Основная часть:
- сообщение технико-технологических сведений;
- беседа по безопасным приемам работы;
- вводный инструктаж по выполнению технологических операций;
3. Практическая работа:
- изготовление изделия;
- получение практических навыков и умений;
- контроль за соблюдением технологии;
- сборка изделия
4. Заключительная часть:
- демонстрация лучших работ;
- оценка проделанной работы;
- уборка рабочих мест и помещения;
- анализ работы учащихся
ХОД УРОКА
После звонка в класс приглашаются учащиеся. Звучит песня Яна Френкеля «Русское поле». На большом проекционном экране высвечиваются цветные изображения красот пшеничного поля
Учитель технологии:Урок у нас сегодня не совсем обычный. Это урок-дуэт, и вести мы его будем вдвоем – т.е. два учителя: литературы и технологии. (Идет представление учителей) На этом уроке мы познакомимся с поэзией посвященной хлебу, вспомним последовательность обработки соломки, продолжим выполнение аппликации.
Учитель технологии: В
декоративно-прикладном искусстве многих народов
мира встречаются изделия украшенные узорами,
которые составлены из кусочков соломенной ленты.
В 18-19 веках стало активно проявляться стремление
сельских жителей украсить свой быт
декоративными изделиями. Так возникло рукоделие
«аппликация из соломки». Этот материал не
требовал от крестьянина каких-либо
дополнительных затрат на заготовку или
приобретение (слайды).
После уборки урожая и обмолота зерна солома
всегда была в достатке.
Уж давно крестьянин
Ждал зимы и стужи,
И избу соломой
Он убрал снаружи.
Чтобы в избу ветер
Не проник сквозь щели,
Не надули б снега
Вьюги и метели.
– Это стихотворение написано И. Суриковым в конце прошлого века. (Слайды)
Учитель технологии: На протяжении двух уроков, вы будете работать в творческих мастерских, а все правильные ответы на вопросы будут оцениваться цветными флажками. В какой творческой группе будет больше флажков, та мастерская получит выше оценки, а сейчас выберите руководителя группы.
Оценивание устных ответов и практической работы мы доверили нашим экспертам из 11 «Б» класса:
Баровой Анастасии
Носыревой Веронике
Копаневой Анне
Учитель литературы:
1. Задание руководителям творческих мастерских:
«Дело мастера … (боится)»
«Рукам работа, душе – … (праздник)»
«Золотые руки, не знают … (скуки)»
«Не боги горшки … (обжигают)»
«Больше дела – меньше … (слов)»
«Глазам страшно, а руки … (делают)»
«Без труда нет … (плода)»
«Муравей не велик, а горы … (копает)»
«Клади картошку в окрошку, а любовь … ( в дело)»
«Не боги горшки … (обжигают)»
2. Домашнее задание: (зерно пшеницы)
Зерно пшеницы – это природная
кладовая белков, углеводов, жиров, витаминов,
минеральных солей, так необходимых нашему
организму. Они строят клетки, заставляют сердцу
радоваться жизни, глазам – зорче глядеть, мозгу
– интенсивно работать.
Зерно пшеницы в истинно талантливых руках
человека превращается в такой вкусный продукт,
без чего не может существовать ни один человек –
это хлеб. Каким только не бывает хлеб: чёрствым и
горячим, вкусным и горьким, холодным и добрым…
Хлеб – дар человеку, это творенье человека.
Мне хорошо, колосья раздвигая,
Прийти сюда вечернею порой.
Стеной стоит пшеница золотая
По сторонам тропинки полевой.
…
И хорошо мне здесь остановиться
И, глядя вдаль, послушать, подождать...
Шумит, шумит высокая пшеница,
И ей конца и края не видать.1947
М.В.Исаковский
Родина многих видов пшеницы – Закавказье, Турция, страны Ближнего Востока. А в Канаде начали сеять в 1812 году.
Пшеница древностью гордится –
Уж 10 тысяч лет пшенице.
Шумит в полях под синим небом,
И кормит всех нас белым хлебом.
– Много легенд сложено про пшеницу. Послушаем одну из них.
Царевна Пшеница
Прекрасная богиня плодородия Деметра, видя страдания людей, спустилась на Землю, взяла из рук воина копьё и провела борозду. Затем сняла с головы венок из колосьев и бросила несколько зёрен. И родилась, зазвенела пшеничная нива. Тёплый дождик поил их живой водой, солнышко отгоняло холодные ветры, а Деметра дарила чудотворную силу.
Домашнее задание: (о хлебе)
Вспомним немного историю хлеба:
Французский естествоиспытатель Анри Фарб с горечью восклицал: «История прославляет битвы, в которых мы погибаем, но избегаем разговора о вспаханных полях, политых потом и кровью хлеборобов, благодаря которым мы живём. Она знает имена королей и полководцев. Но ничего не знает о происхождении пшеницы… Она же играет значительно большую роль, нежели все битвы, вместе взятые».
«Даже глыба золота не заменит крошки хлеба», – правдивость этой народной мудрости не вызывает сомнений. Хлеб – это великодушный подарок природы, старейшая пища людей.
Хлеб не просто дар природы,
Хлеб – наш труд. Не забывай.
Береги же наш народный
Драгоценный каравай.
Великая Отечественная война. 125 г хлеба. Голод. Смерть детей и стариков. Дети войны знают цену хлеба. И мы должны беречь хлеб – этот самый ценный продукт на Земле.
Хлеб кормилец –
Пища наша,
Хлеб насущный –
Сила наша,
Молодецкая еда –
Говорил народ всегда.
Хлеб душистый, пропечённый,
С хрупкой спинкой золочёной.
Нам привычен и знаком,
К нам заходит в каждый дом.
Учитель: Вот интересные данные о хлебе.
1. В музее искусств Нью-Йорка есть круглый хлеб,
возраст которого 3400 лет. Был найден в западной
части Швейцарии при археологических раскопках
на дне высохшего озера. Это был самый древний
хлеб в Европе.
2. В Риме до сих пор сохранился 13-метровый
памятник Пекарю. Это памятник Марку Вергилию
Эврисаку, пекарю, предпринимателю. Сын греческих
эмигрантов, выходец из семьи мельников и пекарей,
он в 173 году до н.э. создал большую пекарню и
снабжал хлебом всю столицу.
3. С историей хлеба связано очень много обрядов,
традиций. В Польше при рождении девочки
закладывают тесто, замешанное на меду. Подобно
сыру, тесто зреет до дня её свадьбы.
4. В Словакии пряник, выпеченный из медового
теста, по народному обычаю преподносят невесте.
Она хранит его в сундуке и вручает в день свадьбы
своей дочери. А у нас в России дорогих гостей
встречают с хлебом солью.
Солома – пословицы и поговорки
- Утро вечера мудренее, трава соломы зеленее.
- По соломе жита не узнаешь.
- Лежит на соломе, а говорит, что с ковра.
- Соломиной не подопрешь хоромины.
- Сноп без перевясла – солома.
- По соломинке сноп, по снопишку – копнишка, из копен – стог.
Хлеб – пословицы и поговорки
- У кого хлебушко – у того и счастье .
- Хлеб не изба, а греет .
- Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
- Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит.
- Была бы голова на плечах, а хлеб будет.
- Без соли, без хлеба – половина обеда.
- Блюди хлеб про еду, а копейку про беду.
- Брось хлеб назади, очутится впереди.
- Береги хлеб в углу, а деньги – в узлу.
- Был бы хлеб, а мышки будут.
- Без хлеба куска везде тоска.
- Без закваски хлеба не месят.
- Без соли хлеб не еда.
- Без хлеба не обедают.
- Был бы хлеб, а у хлеба люди будут.
- Без хлеба и у воды худо жить.
- Земелька черная, а белый хлеб родит.
- Сей овес в грязь – будет овес князь, а рожь хоть в золу, да в пору.
– О растениях какого класса и семейства говорится в этом стихотворении?
Корни наши мочковаты,
Стебли полы, узловаты,
Листья тонки и узки,
На макушке колоски. (Злаковые)
– О каком растении говорится в данном стихотворении?
Суп и щи без нас не вкусны,
К хлебу тянется рука.
Мы ватрушки и печенье,
Торты, кексы и крупа. (Пшеница)
Учитель технологии: А сейчас просмотрите ролик и найдите в них неточности при обработке соломки
Задание творческой мастерской “Фауна”: определить технологическую последовательность изготовления аппликации:
- наклеить детали на основу в соответствии с эскизом.
- сделать эскиз
- варить
- завязать в пучки
- сбор соломы
- наклеить на кальку
- подобрать основу для аппликации
- наклеить детали на основу
- просушить солому
- вырезать «коленца»
- промыть солому
- эскиз разделить на элементы аппликации
- разрезать вдоль и проутюжить
Задание творческой мастерской “Флора”: определить технологическую последовательность изготовления аппликации:
- наклеить детали на основу в соответствии с эскизом.
- сделать эскиз
- варить
- завязать в пучки
- сбор соломы
- наклеить на кальку
- подобрать основу для аппликации
- наклеить детали на основу
- просушить солому
- вырезать «коленца»
- промыть солому
- эскиз разделить на элементы аппликации
- разрезать вдоль и проутюжить
Учитель технологии: Прежде чем начать практическую работу, необходимо повторить правила техники безопасности при работе.
Техника безопасности при выполнении аппликации из соломки
№ п\п | Содержание |
1. | Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте |
2. | Ножницы передавать в закрытом виде, кольцами вперед |
3. | Рабочее место должно быть накрыто клееночкой |
4. | На рабочем месте должны быть две тряпочки: сухая и влажная |
5. | При попадании клея на руки промыть под проточной водой |
6. | Быть осторожными при работе с острыми предметами |
7. | При травмировании обратиться в мед. пункт |
8. | По окончании работы тщательно убрать свое рабочее место |
Учитель технологии: Давайте вспомним какие существуют расположения соломки?
- долевое направление
- ёлочка
- веером
Оценивание работ мы доверили нашим экспертам из 11 «Б» класса:
Баровой Анастасии;
Носыревой Веронике;
Копаневой Анне.
Критерии оценки практической работы “Изготовление аппликации из Соломки” и устных ответов членов творческих мастерских (3 шт.)
Ф.И. | устные ответы | Практическая работа | общ. оцен. раб.маст-ой (кол-во, кач-во, дизайн) | |||||||
владение принципами научной организации труда (НОТ) | ||||||||||
количество правильных ответов | качество | выдвижение свежих идей, нов.технолог | ТБ | орг.раб. места | дизайн | норма времени | общий балл | |||
5(+) = 5 баллов | 1 | 1 | 0,5 | 0,5 | 1 | 1 | ||||
рук. мастерской |
||||||||||
Подготовка рабочего места:
Рабочий стол следует застелить чистой бумагой или клеёной и разложить на нём материалы и инструменты
Создание картины:
1. Создать эскиз будущей картины и нанести на
него направление бороздок продольных волокон,
так чтобы на элементах рисунка находящихся рядом
направление было различным Это будет оригинал,
т.е. то, что мы хотим видеть в конечном результате.
2. Скопировать эскиз на белую писчую бумагу, для
этого воспользуемся копировальной бумагой. Это
будет рабочая копия, её мы будем резать на
элементы для выкраивания из соломки.
3. Прорисовать карандашом на копии эскиза
направление продольных волокон на каждой детали
(от их расположения в общей композиции будет
зависеть игра света).
4. Подготовить основу картины: бархатную бумагу
подрезать по заданному размеру, наклеить её на
белый тесненный картон точно по середине, так
чтобы со всех сторон белый картон отступал
одинаковое расстояние. Прижать прессом и дать
возможность бархатной бумаге приклеиться.
5. Разрезать копию эскиза на детали. Каждая
деталь–это шаблон, его нужно в перевёрнутом виде
(чтобы потом изображение не получилось
зеркальным) разметить карандашом на изнаночной
стороне соломенного листа, так чтобы направление
волокон совпадали и на детали, и на соломенном
листе (см. рис.).
6. Вырезать размеченные детали из соломенного
листа точно по линиям разметки и разложить их на
бумажном оригинале для контроля и подгонки.
7. Для того чтобы выделить некоторые детали
цветом, их можно прижечь утюгом до получения
желаемого эффекта.
8. На некоторых деталях можно вырезать фрагменты
(например, окна).
9. Перед наклеиванием проверить точность форм и
размеров деталей. При необходимости подогнать.
10. Поочерёдно наклеивать на основу детали, встык
или на небольшом расстоянии (меньше миллиметра)
друг от друга, в соответствии с эскизом. Прижать
наклеенные детали прессом и подождать до полного
высыхания клея.
11. Для украшения картины можно добавить
несколько накладных деталей, сделанных из тонких
полос соломы. Например: забор, лучи солнца, тонкие
веточки растений и т.д.
12. Детали картины из соломки покрыть бесцветным
быстросохнущим лаком, после высыхания покрыть на
второй раз.
- Выполнение практической части проекта с учётом требований технологии и дизайна
- Самоконтроль качества выполнения
- Контроль учителем и корректировка
- Соблюдение правил техники безопасности
Создание аппликации по эскизу
- Вырезать размеченные детали из соломенного листа точно по линиям разметки и разложить их на бумажном оригинале для контроля и подгонки.
- Перед наклеиванием проверить точность форм и размеров деталей. При необходимости подогнать.
- Поочерёдно наклеивать на основу детали, встык или на небольшом расстоянии (меньше миллиметра) друг от друга, в соответствии с эскизом. Прижать наклеенные детали прессом и подождать до полного высыхания клея.
Подготовка к практической работе
Вводный инструктаж – 5 мин.
- Показ трудовых приёмов.
- Постановка задачи на урок
Самостоятельная работа учащихся
Текущий инструктаж – целевые обходы.
Первый обход: проверить организацию
рабочих мест и соблюдение правил безопасных
приёмов труда.
Второй обход: проверит правильность
выполнения трудовых приёмов м технологической
последовательности операций.
Третий обход: проверка качества
выполненной работы и осуществление учащимися
самоконтроля. Провести приёмку и оценку работ.
Выдать дополнительные задания наиболее
успевающим ученикам.
Заключительный инструктаж – 3 мин.
1. Анализ характерных ошибок и их причины.
2. Сообщение оценок работы каждого учащегося.
3. Уборка рабочих мест – 3 мин.
Соломка – красивый и долговечный материал. Работы из неё могут сохраняться долго, не меняя своего вида. Красить соломку не обязательно, она хороша сама по себе. Цвет её меняется в зависимости от того, как она расположена в работе – горизонтально или вертикально.
Для того чтобы соломка приобрела оттенки от золотистого до тёмно-коричневого, её “поджигают”. Термин “поджечь соломку” у флористов обозначает изменение цвета, искусственное затемнение соломки. Цвет соломки можно изменить, положив её на противень и поставив в горящий духовой шкаф, а также с помощью горячего утюга паяльника или электровыжигателя. В зависимости от времени (в минутах) она приобретает различные оттенки.
Дорогие гости, сегодня мы вспомним о русской старине, о том, как жили и не тужили наши деды. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, трудолюбием, а это очень важно. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага, чтобы не ушло все старое, доброе, что велось веками, мы должны продолжать с вами русские традиции.