"Я горжусь тобой, Россия!"

Разделы: Внеклассная работа


1. Вступление.

Россия… Какая гамма чувств, сколько эмоций возникает у каждого из нас, когда мы слышим это слово.

Россия, необъятная, раскинувшаяся на седьмой части суши, богатейшая по своим природным ресурсам - и занимающая одно из последних мест по уровню жизни населения. Россия, многонациональная – и единая. Потерявшаяся во времени и непредсказуемая, суетливая и спокойная.

“Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить…”.

В нашей школе уже много лет работает школьное научное общество “Интеграл”. Каждый учебный год мы проводим школьные конференции, тематические и по защите рефератов и научно-исследовательских работ. Задумались мы над темой первой конференции и в этом учебном году. Примерная тема была намечена давно, ещё в прошлом учебном году, но было много сомнений: а сможем ли мы “поднять” её, и будет ли она интересна нашим школьникам?

Сейчас много говорят о современной молодёжи, называют её “потерянным поколением”, у которого нет ни идеалов, ни высоких стремлений, ни чувства патриотизма к своей Родине, к России. А так ли это? И мы решили провести исследование уровня патриотизма среди учащихся нашей школы.

Наша школа – не лицей, не гимназия - обычная, общеобразовательная, находится в небольшом подмосковном посёлке с красивым названием Лесной городок. Посёлок действительно со всех сторон окружён лесом, хотя в последние годы здесь появился целый комплекс многоэтажных домов. Школа в посёлке одна, но возраст у неё солидный: в 2007 году ей исполнилось 100 лет!

А не поговорить ли с ребятами о России, о любви к Родине, патриотизме? Мы провели среди учеников нашей школы анкетирование, где первыми вопросами были: “Как ты понимаешь слово “патриотизм”?” и “Считаешь ли ты себя патриотом России?” Результаты опроса показали: большинство наших ребят – истинные патриоты России. На вопрос: “считаешь ли ты себя патриотом России”, около 60% всех опрошенных ребят ответили утвердительно. Выявились даже наиболее патриотичные классы, ими оказались 2Б, 3Б, 8Б и 9А классы.

Около 14% опрошенных затруднились с ответом, 27 % написали, что не считают себя патриотами России.

Но тема общешкольной конференции была утверждена: “Я горжусь тобой, Россия!”

2. Наша анкета и статистика.

Сейчас в нашей школе учится 590 учеников, 23 класса. Мы провели опрос в 16 классах. Правда, немного помешало то, что во время опроса многие ребята отсутствовали в школе из-за болезни, был объявлен карантин, затянулись осенние каникулы.

Класс Всего учеников Приняли участие в опросе % принявших участие Да, я считаю себя патриотом России Нет, я не считаю себя патриотом России
25 21 84 19 – 90% 2
28 22 79 22 – 100% -
31 23 74 10 – 43% 12
27 19 70 8 – 42% 7
28 18 64 10 – 56% 7
25 25 100 14 – 56% 4
25 16 64 7 – 44% 9
29 13 45 8 – 62% 3
30 19 63 6 – 32% 5
25 23 92 12 – 52% 9
23 10 43 8 – 80% -
18 16 89 8 – 50% 6
27 18 67 14 – 78% 2
28 22 79 9 – 41% 8
10 15 12 73 9 – 75% 1
11 18 12 67 8 – 67% 3
Всего 402 289 72 172 – 59,5% 78 – 27%

Всего на вопросы анкеты ответили 289 человек, это 72 % от всего числа обучающихся в этих классах, что даёт нам право делать выводы и обобщения. Ответы были анонимные, хотя некоторые подписывали свои анкеты.

Анкета содержала 10 вопросов:

1. Как вы понимаете слово “патриотизм”?

2. Считаете ли вы себя патриотом России?

3. Если “да”, то в чём это проявляется? Если “нет”, то почему?

4. Возникало ли у вас чувство гордости за Россию? Если “да”, то в каких ситуациях?

5. Чем, на ваш взгляд, может гордиться Россия?

6. В какой стране мира, на ваш взгляд, патриотизм наиболее высок?

7. Назовите 5 человек, наиболее значимых в истории человечества:

8. Заменяете ли вы при разговоре русские слова иностранными?

9. Чем, на ваш взгляд, могут гордиться жители Лесного Городка?

10. Если бы вас избрали президентом России, какие три первых указа вы бы издали?

3. Что такое патриотизм?

Итак, что же такое “патриотизм”?

Словарь Даля даёт такое объяснение: “патриотизм - это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите”. Патриот - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник”.

В Википедии “патриот - это патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины”.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется.

Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из школьника, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.

С чего начинается Родина? С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной от дома до школьных дверей.
С березок, стоящих веками на взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками любимую землю свою.
Где наша Отчизна кончается? Гляди — не увидишь границ.
В полях горизонт раздвигается при вспышке далеких зарниц.
А ночью в морях ее синих баюкает звезды волна.
Нет края-конца у России, безбрежна, как песня, она.
Так что же такое ты, Родина? Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы, а глянешь — и сердце горит.
И, кажется: можешь с разбега взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба достать для родимой страны. Константин Ибряев.

Ответы порадовали – многие понимают, что такое патриотизм, и мы получили много интересных вариантов ответа на этот вопрос.

Вот ответы учащихся нашей школы на вопрос: “Что такое патриотизм?”.

Подавляющее большинство ответили:

- патриотизм - это, прежде всего, любовь и уважение к своей родине, готовность отдать за нее жизнь;

- это преданность своей Родине;

- это любить свою страну и защищать её;

- это гордость за успехи и достижения своей страны.

Но были и другие, не менее интересные и, на наш взгляд, не менее правильные ответы:

- это любовь к Родине, любовь к маме, любовь к природе (3 кл.);

- патриотизм – это уважение к государству, в котором ты живёшь, соблюдение чистоты и порядка (4 кл.);

- это когда кто-то живёт в России и даже не может без неё жить (6 кл.);

- это любовь к своей Родине как к родной маме (6 кл.);

- служение Родине, не предавая её (6 кл.);

- это состояние душевной гордости за свою страну, любовь к ней (7 кл.);

- когда человек сделает для своей страны всё и уважает её историю (8 кл.);

- это когда человек гордится своей страной и переживает за неё (8 кл.);

- это когда любишь свою Родину и сделаешь всё, чтобы она была лучше (9 кл.);

- чувство долга перед отечеством и любовь к стране (9 кл.);

- умение любить свою страну со всеми её недостатками и множеством положительных черт (9 кл.);

- патриотизм – это когда человек пойдёт за своей страной куда угодно, и когда страна пойдёт за ним куда угодно (9 кл.);

- вера в величие, силу страны (10 кл.);

- это готовность помогать своей стране в соблюдении традиций, порядка (11 кл.);

- это гордость за страну, за Отечество, это внутреннее душевное состояние, когда ты готов полностью отдать себя Родине, всё отдать для того, чтобы твоя страна могла двигаться вперёд, идти дальше, становиться лучше (11 кл.).

- Верить. Любить. Уважать. Подчиняться (9 кл.). - Лаконично и ёмко!

Видимо, не всем ученикам, особенно младших классов, было понятно это слово, и у некоторых ответов на этот вопрос вообще не было, но кто-то ответил, понимая его душой:

- это тот, кто не портит Россию, не рвёт клумбы (3 кл.);

- это тот, кто ухаживает за Россией (3 кл.);

- нельзя сорить и надо защищать Россию (3 кл.);

- это человек, который совершает хорошее дело, и оно запоминается всеми (6 кл.);

- это гордость за что-то родное, близких (7 кл.);

- это человек, знающий свою Родину, свой язык, свои обычаи (8 кл.);

- это верность взглядам и убеждениям (6 кл.);

- “Патриотизм, патриоты – это люди, которые экономят на деньгах и содержат Россию” - это ответ ученицы 5 класса. Может быть, дать прочитать его нашим олигархам?

А один ученик 4 класса так пояснил слово патриотизм:

- патриотизм – это главное достояние людей, живущих в России.

4. Считаешь ли ты себя патриотом России?

60 % положительных ответов на этот вопрос радуют, но 27 % отрицательных ответов – серьёзный повод для беспокойства. Правда, при более детальном изучении анкет эта цифра становится меньше.

Кто-то честно писал: “я не знаю этого слова”, “нет, потому что я неудачник”, “потому что патриот должен закончить училище”, “потому что я слушаю английские песни”, “мне другие страны нравятся больше”.

Некоторые из не считающих себя патриотами, отвечая на первый вопрос: “патриотизм – это готовность отдать жизнь за свою Родину; служение Родине; патриот – это человек, значимый для России”, дальше писали:

- “я ещё не готов к этому”;

- “я ещё ничего не сделал(а) для своей Родины”;

- “я не защищаю Россию, поэтому не могу считать себя патриотом”;

- “я не достаточно умная, я хорошистка”;

- “нет, потому что я простой ученик”;

- “потому что я плохо знаю историю России, некоторые обычаи”;

- “потому что я ещё никто и патриотом ближайшие лет 10, наверное, не буду”;

- “потому что сейчас я маленькая, на мой взгляд, и сейчас мне не в чем себя проявлять. Но когда я вырасту, я буду патриотом”.

За них можно не беспокоиться, скорее всего, из этих ребят вырастут настоящие патриоты нашей Родины.

Были такие ответы: “иногда да, иногда – нет”, “я не уверена в себе”. Что ж, следя за событиями в нашей стране, их можно понять. Не всё, что происходит в России, вызывает чувство гордости.

Есть и ещё одно объяснение части 27 % отрицательных ответов.

В нашей школе учится довольно много ребят разных национальностей из бывших республик СССР, а теперь других стран. Мы не подсчитывали, сколько именно, это тема отдельного серьёзного исследования, от 1-2 до 6-7 человек в каждом классе, они являются гражданами других стран, и именно многие из них дали отрицательный ответ на второй вопрос, объясняя свой ответ так:

– “Я патриот Армении”.

- “Потому что Россия не моя страна”.

- “Потому что я не родился в России”.

- “Я патриотка своей страны, но это не значит, что я не люблю Россию”.

- “И да и нет, потому что я не всю прожитую жизнь провела в России. Ну а пока я живу тут, я считаю себя патриоткой”.

- “Потому что я не русских корней, я просто временно проживаю на этой земле. Конечно, мне нравится жить тут, и я желаю всего хорошего этой стране. И неблагоприятное отношение русских людей мне не очень нравится”.

Но были и такие ответы:

- “мне нечем гордиться, поэтому нет”;

- “потому что я не так хорошо уважаю свою страну”;

- “Россия великая страна, но положение дел среди чиновников и властей никакого уважения не приносит, а только отталкивает, поэтому иногда хочется уехать в другое место”;

- “нет, потому что родина для меня ничего не сделала, и я не собираюсь всё отдавать ей”;

- “Россия сама себя уничтожит – таблетки, ядерные бомбы, соперничество с другими странами”. (7 кл.!)

С этими ответами можно не соглашаться, возражать, спорить с их авторами, но, несомненно, они заставляют серьёзно задуматься.

5. Если ты патриот России, то в чём это проявляется?

В чем же проявляется патриотизм наших ребят?

Вот некоторые из ответов:

- “Я испытываю гордость за свою страну” (4 кл.);

- “Я люблю Россию, ее природу, красивые города” (3 кл.);

- “Мы должны любить свою страну такой, какая она есть, и сохранять ее природу” (5 кл.);

- “Я люблю Россию и горжусь тем, что живу в самой большой и красивой стране в мире” (5 кл.);

- “Я считаю, что Россия самая лучшая страна” (5 кл.);

- “Когда я уехал в другую страну, мне было плохо в той стране” (5 кл.);

- “Я знаю очень много про нашу Родину, читаю журналы, хожу по музеям” (6 кл.);

- “Я очень люблю свою Родину и почитаю её” (6 кл.);

- “3 года я жила в (…) и не могла там жить, потому что хотела на родину” (6 кл.);

- “Я готов сделать все для страны” (6 кл.);

- “Мне хорошо в России, я не представляю жизни в другой стране” (8 кл.);

- “Я могу пойти на войну за свою страну Россию” (8 кл.);

- “Я готов её защищать” (9 кл.);

- “Я буду служить в русской армии” (10 кл.);

- “Я уважаю законы РФ” (9 кл.);

- “Не нарушаю правила, не говорю, что наша страна плохая” (9 кл.);

- “Я очень горжусь своей Родиной. Я рада, что родилась именно в России. Я буду жить и учиться здесь. И работать” (9 кл.);

- “Ярко это не проявляется, но я горжусь своей страной и уважаю её историю” (10 кл.);

- “Я горжусь нашей культурой, нашей историей, нашим народом, природой” (11 кл.);

- “Я еще ничего не сделал для своей страны, потому что я ещё недостаточно взрослый, но в будущем я надеюсь принести пользу государству” (8 кл.).

Есть и вполне конкретные дела:

- “Мой патриотизм заключается в том, что я стараюсь учиться, чтобы в будущем принести пользу своей стране” (6 кл.);

- “Я считаю себя патриотом России, потому что я поддерживаю чистоту в своем поселке, сажаю клумбы с цветами и ухаживаю за растениями” (6 кл.);

- “Нельзя бросать мусор на пол” (2 кл.);

- “Я стараюсь соблюдать чистоту и порядок в своей Родине” (6 кл.);

- “Я не бросаю мусор и делаю клумбы” (6 кл.);

- “Мы охраняем природу, мы не ломаем деревья” (7 кл.);

- “Я болею только за русские спортивные команды” (8 кл.);

- “Я не мусорю на улицах (всегда донесу мусор до помойки). Уступаю места в транспорте пожилым людям. За Родину я многое могу сделать” (9 кл.);

- “Я редко отзываюсь о стране плохо, всегда стараюсь её защищать, если кто-то на неё наезжает” (9 кл.);

- “Я занимаюсь спортом, и когда езжу на чемпионаты мира, я борюсь за страну, не только за себя, но и за страну, за которую я выступаю! Вся сборная думает так!” (9 кл.)

Может быть, не надо громких слов, а нужно просто делать то хорошее, нужное, что в твоих силах сделать сейчас? Может быть, это и есть истинный патриотизм?

6. Возникало ли у тебя чувство гордости за Россию? Если да, то, в каких ситуациях?

Чем, на ваш взгляд, может гордиться Россия?

Включая 4-й и 5-й вопросы в нашу анкету, мы рассчитывали на четвёртый получить более конкретные ответы, описание каких-то ситуаций, событий. Пятый вопрос, на наш взгляд, носил более “теоретический”, обобщающий характер. Но так как ответы на оба вопроса часто дублировали друг друга, то поговорим о них в одной главе.

Ответы мы получили очень разные, и все, несомненно, затрагивают частичку души в наших сердцах. Многие пишут о просторах России, её лесах, полях, красоте природы, достопримечательностях, музеях, памятниках, традициях, культуре, писателях, поэтах, художниках, учёных, просто людях России…

- “Мне не нужны особые достижения России в чем-либо. Она мне и без этого дорога”.

- “Красивейшая природа, богатство культурного наследия, великие ученые и культурные деятели, великое прошлое, настоящее и будущее – всё это просто не позволяет не любить свою Россию!”.

- “Я испытываю гордость за Россию, потому что это наша страна, а мы – непобедимый народ”.

- “Чувство гордости возникает за прекрасный русский народ”.

- “Наша страна очень красивая”;

- “Она очень красива, смела и сильна” (3 кл.);

- “Это родная страна” (4кл);

- “Тем, что просто она есть”; (5 кл.);

- “Садами, парками, школами, необычной красотой природы” (5 кл.);

- “Она красива языком, наукой, спортом и природой” (5 кл.);

- “Российский народ силён, умён, честен и готов помочь другой стране во время мирового кризиса” (5 кл.);

- “Конечно! В России столько памятников культуры, столько выдающихся личностей и много храбрых людей” (6 кл.);

- “Людьми! В России ещё есть хорошие люди, где-то, но есть! Конечно, то, что мы видим каждый день, вызывает у нас сомнения, но… В нашей стране всегда было много выдающихся учёных, космонавтов, поэтов. Россия может гордиться историей” (9 кл.)

Но некоторые ответы повторяются в очень многих анкетах. Очень многие (65) пишут о героизме советского народа, победе в Великой Отечественной войне, готовности народа защищать и отстоять свою Родину:

- “Героизм солдат на войне, готовность русского народа постоять за свою страну”.

- “Когда Россия победила Германию, и теперь остаются эти страны в хороших отношениях” (6 кл.);

- “Мой прадед воевал за Россию” (6 кл.);

- “Я испытываю чувство гордости 9 мая, когда проявляют почёт и уважение ветеранам” (7 кл.);

- “Когда рассказывают или показывают фильмы о войне 1941-1945 годов” (7 кл.);

- “Я испытываю чувство гордости на параде в честь победы в Великой Отечественной войне” (9 кл.);

- “Когда 9 мая ветераны стоят на трибуне” (11 кл.).

Многих (24) объединяет любовь к спорту и конкретно к футболу (21), желание увидеть российских спортсменов на пьедестале почёта, они гордятся нашими победами на олимпиадах:

- “достижения спорта, будущая олимпиада в городе Сочи”;

- “когда спортсмены выиграли” (2 кл.);

- “у нас в России самые лучшие спортсмены” (9 кл.);

- “да, когда Россия выиграла кубок по футболу” (2 кл.);

- “гордость возникала за нашу футбольную сборную на Еврокубке” (11 кл.).

Кто-то радуется нашим успехам на Евровидении (8), кто-то гордится самым красивым Кремлём (11), Собором Василия Блаженного, Красной площадью (8), 8 человек считают, что Россия может гордиться своим президентом, один – гимном.

Кто-то считает, что Россия может гордиться своими умами, учителями и учениками (10):

- “Когда слышишь русские имена в каких-то открытиях, важных для человека” (9 кл.).

- “Я почувствовал гордость за Россию, когда выяснилось, что американская система ПРО на многие десятилетия отстаёт от российской” (10 кл.);

- “Я не патриот России, потому что я не родился в России. Я горжусь образованием. Я гордо могу сказать, что мне повезло, я учусь в России” (7 кл.).

И лишь один из опрошенных гордится первым полётом в космос…

Нам есть чем гордиться. Можно долго говорить о великих достижениях русских ученых, о важности нашей победы в Великой Отечественной войне для всего мира, о высоком техническом прогрессе и наших достижениях в космосе, о неповторимой красоте природы и достопримечательностях нашей страны, о её необъятных просторах…

Но главная гордость России – это ее народ!

Вот какие слова написала девочка из 3-го класса:

- “Россия – это самая добрая страна в мире!”

7. В какой стране мира, на ваш взгляд, патриотизм наиболее высок?

Говоря о патриотизме в России, мы выяснить, а какие, по мнению ребят, самые патриотичные страны в мире? По результатам наших анкет получилось, что самая патриотичная страна, страна с самым высоким уровнем патриотизма – Россия.

На втором месте оказались страны Зарубежной Азии – Китай и Япония.

На третьем месте США, на четвертом - Англия.

Все остальные упомянутые в анкетах страны, были названы не более 2-х раз.

Это мнение наших школьников.

Нам было интересно сравнить результаты нашего исследования с официальными.

Национальный центр исследования общественного мнения при Чикагском университете (NORC) провел исследование национальной гордости в разных странах мира для поиска ответа на вопрос, в какой стране проживает самый патриотичный народ.

Респонденты должны были ответить на два вопроса: насколько сильно они гордятся тем, что живут в той или иной стране, и как они оценивают свою страну в сравнении с другими государствами мира. Среди предлагаемых в опросе утверждений содержались, в частности, и такие: “Я предпочитаю быть гражданином свой страны” или “Некоторые события, происходящие в моей стране, заставляют меня испытывать чувство стыда за то, что я в ней живу”. [1]

Первые 10 мест заняли следующие государства (в порядке убывания):

1. Самая патриотичная – Израиль (парламентская демократия).

2. Филиппины (республика).

3. Новая Зеландия (парламентская демократия).

4. Чили (республика).

5. Канада (конституционная монархия, парламентская демократия, федерация).

6. Австрия (федеральная республика).

7. ЮАР (республика).

8. Австралия (федеральная парламентская демократия).

9 и 10 места поделили между собой США (конституционная федеральная республика) и Венесуэла (федеральная республика).

А вот 10 стран, которые, по мнению граждан, проживающих в них, являются самыми непатриотичными:

1. Чешская Республика (парламентская демократия).

2. Швейцария (конфедерация).

3. Франция (республика).

4. Тайвань (многопартийная демократия).

5, 6 и 7 места разделили между собой Западная Германия (федеральная республика), Словакия (парламентская демократия) и Польша (республика).

8. Швеция (конституционная монархия).

9. Латвия (парламентская демократия).

10. Восточная Германия (федеральная республика).

Россия по этому опросу, видимо, находится где-то в середине списка.

8. Назовите 5 человек, наиболее значимых в истории человечества.

Мир не стоит на месте, цивилизация постоянно развивается. А кто из великих людей внёс наиболее значимый вклад в развитие науки, культуры, техники - в развитие мировой цивилизации? И насколько велик вклад наших соотечественников, по мнению учеников нашей школы?

Было предложено назвать 5 наиболее выдающихся людей, оставивших значимый след в истории человечества. Результаты порадовали, большинство ребят, не сговариваясь, отдали предпочтение русским деятелям, несмотря на то, что мы специально не уточнили в вопросе, кого мы имели в виду. Итак, “рейтинг популярности выдающихся людей нашей планеты” и ТОП-20 самых выдающихся людей, по мнению учащихся Лесногородской школы:

1 – Пушкин, его назвали более 60 % опрошенных!

2 – Путин

3 – Гагарин

4 – Петр 1

5 – Сталин

6 – Ленин

7 – Менделеев

8 – Жуков

9 – Юрий Долгорукий

10 – Эйнштейн

11 – Гоголь

12 – Ломоносов

13 – Кутузов

14 – Александр Невский

15 – Л. Н. Толстой

16 – Леонардо да Винчи

17– Сеченов

18 – Иисус Христос

19 – Ньютон

20 – Колумб

9. Заменяете ли вы при разговоре русские слова иностранными?

В результате опроса выяснилось, что более 38 % опрошенных активно используют иностранные слова в своей речи, 26 % используют от случая к случаю, около 36 % такие слова используют, но редко или совсем не используют.

Мы не придали большого значения этим результатам. В наше время не только молодёжь использует в своей речи заимствованные из других языков слова, этому способствует Интернет, музыка, поездки за рубеж и многое другое. Да и, если разбираться основательно, какие слова считать пришедшими из других языков? Русский язык впитал в себя очень много таких слов, которые сейчас мы считаем русскими.

Неожиданно вызвало серьёзное беспокойство совсем другое! Надо спасать русский язык от безграмотности. Даже в слове “Родина” многие истинные патриоты делали ошибки, не говоря уж о других, более сложных словах. “Да когда спарцмены выйграли” (2 кл.), “зато што унас много памятников” (3 кл.), “я за чесность” (4 кл.), “защищать бароца” (5 кл.), “потому что чувствую меня гордым” (6 кл.), “ну незнаю!” (7 кл.), “это предоность родене” (8 кл.), “готов её защещать” (9 кл.), “лесом, которого сдесь достаточно” (10 кл.), “вообщем множеством…” (11 кл.), и так далее…

А как хотелось бы, чтобы фраза из анкеты ученика 5 класса соответствовала действительности: “Потому что Россия самая грамотная страна!”

Потому что Россия “красива языком, наукой, спортом и природой!” (5 кл.).

10. Чем, на ваш взгляд, могут гордиться жители Лесного Городка?

Есть понятие “Родина” - это страна, в которой ты живёшь, гражданином которой ты являешься, чьи законы исполняешь. А есть понятие “малая родина” - место, где ты родился, откуда ты родом.

А как ребята относятся к своей “малой родине”, дорожат ли Лесным городком? Чем, по их мнению, могут гордиться жители Лесного городка?

Задавая этот вопрос, мы, конечно же, понимали, что далеко не все, отвечающие на вопросы анкеты, могут назвать Лесной городок своей малой родиной, и даже не все из них и сейчас живут в Лесном городке. И всё-таки, их объединяет очень важное общее – Лесногородская школа.

И, как оказалось, многие ребята дорожат поселком и школой. Почти в каждой анкете было написано, что в Лесном городке чистый воздух, очень тихо, спокойно и красиво. У нас замечательная школа, которой уже больше 100 лет, самые лучшие и добрые учителя, красивая игровая площадка в виде старого замка, большой лес и новые постройки, есть музыкальная школа, библиотека, что здесь есть дом, где жил Г.К. Жуков.

- “Школой, там занимаются танцами, учатся, есть тхэквондо и КИД” (4 кл.);

- “здесь 2 школы, 1 детский сад, а ещё грамотные люди” (5 кл.);

- “тем, что они живут не в большом городе, где много фабрик, а в тихом и спокойном посёлке” (5 кл.);

- “тем, что здесь очень красивое место, которое жители ещё больше украшают и следят за ним” (6 кл.);

- “тем, что инфраструктура посёлка укрепляется, развивается” (8 кл.);

- “в Лесном городке большинство людей, например, те, кто учился в этой школе, относятся друг к другу как к родственникам” (9 кл.);

- “прекраснейшими и талантливейшими людьми, которые живут здесь” (11 кл.).

Были и такие ответы: “президентом”, “своей сообразительностью”, “что все умелые”. Что ж, и это неплохо!

Хотя были и короткие ответы: “ничем”.

Понятие “патриотизм” многие часто отождествляют только с одной стороной: взять в руки оружие и защищать Родину. Но сводить всё только к этому неверно. Любой нормальный человек готов не только оружие в руки взять, но и готов любить и заботиться о своей семье, не допускать актов вандализма в своём дворе, посёлке. Он заберёт с собой мусор из леса, если приехал туда отдохнуть, он не бросит пакет мимо урны или на обочину, и это так просто! Ты истинный патриот, когда бережно относишься к своему посёлку и стране в целом.

Если скажут слово “родина”, сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот,
У реки берёзка-скромница и ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится свой лесногородский двор.
В лужах первые кораблики, где недавно был каток,
И большой соседней фабрики громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная, золотая целина...
Родина бывает разная, но у всех она - одна! Зинаида Александрова, Родина.

Надеемся, что автор стихов простит нас за то небольшое изменение, которое мы внесли в стихи, уж очень всё похоже на Лесной городок, даже про фабрику “Сортсемовощ” есть!

11. Если бы вас избрали президентом России, какие три первых указа вы бы издали?

Наш 10-й, последний, вопрос оказался самым трудным и самым интересным для ребят: им представилась возможность ощутить себя президентом России и почувствовать всю ответственность за судьбу огромной многонациональной страны. Несколько человек испугались ответственности и написали: “Я не хочу быть президентом”, кому-то вопрос показался слишком сложным, но остальные “принялись за работу”.

Какие же три первых указа издал бы наш новый президент? Что больше всего хотелось бы изменить ребятам в нашей стране? Какие проблемы беспокоят их сильнее всего?

Ниже приведен список наиболее часто встречающихся ответов на этот вопрос.

1. Экология – необходимо срочно улучшить экологическую обстановку в нашей стране (17% опрошенных).

2. Оказать помощь нуждающимся (15%).

3. Срочно ввести запрет на продажу алкоголя и табачной продукции, устранение наркомании (14%).

4. Повышение заработной платы и понижение цен на все типы товаров (12%).

5. Повышение пенсий (10%).

6. Строительство государственных учреждений (9%).

7. Решить жилищный вопрос, улучшить жилищные условия граждан России (7%).

8. Ужесточение ответственности перед законом (6%)

9. Ввести смертную казнь за особо тяжкие преступления (4%).

10. Ускорить развитие науки, вкладывать больше средств в научные исследования (3%).

Вот некоторые из ответов по классам. Мы старались не редактировать ответы, а давать их такими, какими они были, немного исправляя ошибки.

2 класс:

- чтобы была здоровая пища;

- было хорошее поведение;

- из Китая не привозили вещи;

- чтобы природу берегли;

- чтоб Россия была благородной;

- у каждого завода очистительные станции;

- в еду не добавляли примесей;

- чтобы люди друг другу помогали;

- чтобы бедных людей не обижали;

- уютную кровать, красивую комнату, красивый стол;

- не рубить леса;

- чтобы не происходили убийства;

- чтобы не было сигарет;

- убрать проституток (2 кл.!);

- быть президентом!

3 класс:

- навёл бы порядок с другими странами. Запретил бы установки, которые загрязняют воду и воздух;

- чтобы каждую зиму были включены батареи, чтобы бедные стали богатыми;

- пенсионерам и многодетным семьям дать жильё;

- всех бедных переселить в дома; усилить защиту России; усилить обучение в школе;

- я бы хотела увидеть президентов.

4 класс:

- убрать воров; сделать отель для бездомных собак и кошек;

- уважать друг друга;

- верить друг в друга; быть повежливей к людям; быть повнимательней на улице;

- чтобы преступников сажали в тюрьму;

- я бы установил в России порядок;

- не пить; не ругаться матом;

- убрать всех плохих; чтобы все были хорошими и умными, был закон;

- чтобы мамы не кидали детей на улице, как я смотрела по телевизору;

- понизить цены; повысить всем зарплату; вычистить реки;

- понизить цены на лекарства; построить больше школ; более строгие наказания; повысить рождаемость; повысить зарплату матерям-одиночкам.

5 классы:

- запретить продавать сигареты, наркотики, алкоголь;

- чтобы не было богатых и бедных людей;

- я бы приказал починить все дороги;

- чтобы все дети в столовой могли есть бесплатно; чтобы не было людей без определённого места жительства; построить в каждом населённом пункте школы и подремонтировать города;

- не воровать; не убивать; не убивать животных;

- избавила бы страну от алкоголя, от сигарет, сделала бы нашу страну благородной;

- убрать кризис; чтобы не было хулиганства;

- поблагодарить людей, которые помогают стране;

- убрать Дом-2 из телепередач;

- чтобы экскурсии в школах и всё обучение оплачивало государство;

- запретил бы курение во всей стране;

- чтобы ездили машины, которые собирают мусор; чтобы дети оставались при разводе родителей с мамой;

- чтобы к пожилым людям обращались с уважением;

- лечение в больницах было бы бесплатным;

- чтобы учителями были мужчины и женщины;

- я бы подарил подарки сиротам;

- не обижать слабых, малых, старых, немощных, а защищать их.

6 классы:

- отстранить плохих людей от власти;

- чтобы никогда не было кризиса;

- чтобы все относились ко всем хорошо; чтобы все относились к другим нациям хорошо;

- заставлять себя не мусорить, а то, что кинул, подобрать;

- чтобы на каждой улице России на каждом уголке были мусорные корзины;

- не воровать, не убивать;

- понизить плату за квартиры; выделить особые дома для нищих и нуждающихся;

- всеми силами избавляться от терроризма;

- из телевидения убрала бы ненужные программы; повысила бы пенсию бабушкам и дедушкам;

- повысить зарплату учителям и врачам;

- сажать преступника на всю его жизнь;

- чтобы люди были вежливы друг с другом;

- помогла бы чем-нибудь школе;

- чтобы милиция ловила маньяков, бандитов и воров;

- чтобы учёные разрабатывали новую технику и военные были более подготовленными;

- чтобы все учили русский язык;

- избавить Россию от преступников.

7 классы:

- жестоко наказывать преступников, совершивших тяжкие преступления;

- повысил бы зарплаты людям в 2 раза, а цены оставил те же;

- не разводить мужа и жену, если у них есть дети (но если есть уважительная причина, то можно и развести);

- инвалидам и пенсионерам предоставить полное бесплатное лечение;

- выделить деньги на детские сады;

- ужесточила бы наказание за коррупцию;

- запрет ввоза в страну импортных товаров;

- чтобы было побольше спортивных залов;

- маме подарил бы всё, что она бы захотела;

- вылечить бесплатно всех серьёзно больных;

- кто бросает своих детей, пусть платит много денег в детский дом.

8 классы:

- отменил бы ЕГЭ, так как все очень переживают из-за этого экзамена (4);

- ветеранам Отечественной войны выдать квартиры;

- начал бы заселение севера, это уменьшило бы число людей на юге и улучшило бы состояние жизни в Москве и во всей России;

- вернуть смертную казнь, потому что есть люди, заслуживающие это;

- большее значение уделять молодёжным движениям;

- чтобы в Лесном городке были нормальная больница, школа и всё остальное;

- сделать образование в институтах бесплатным; лечение в больницах тоже сделать бесплатным;

- изолировать наркоманов и алкоголиков от нормального общества;

- постарался бы попасть в один из детских домов и помочь детям;

- детям алкоголь не продавать;

- скажу, когда буду президентом! (Что ж, наша школа уже вырастила одного из действующих ныне министров!)

- довёл бы цивилизацию в самые отдалённые населённые пункты.

9 классы:

- создать больше мест, где дети могут заниматься своими увлечениями;

- проверить все школы на безопасность, выдать школам деньги на новое оборудование;

- чтобы абсолютно все (подчёркнуто в анкете) подчинялись закону и не было разделения по классам;

- люди не должны жить на улицах!

- навести порядок в экономике, вывести страну на новый уровень развития;

- не переводить часы;

- отменить ЕГЭ и сделать экзамены как раньше, отменить ГИА (4);

- хотелось бы, чтобы никто не курил, даже я!

- президентом я бы не захотела быть сама, но если бы так случилось, я бы увеличила зарплату учителям и повысила пенсию пенсионерам. Выделила бы некоторую сумму в фонд детских домов. Организовала бы по всей стране приюты для бездомных животных.

10 класс:

- развивал бы сельхозиндустрию;

- убрал бы ЕГЭ (3);

- ввести смертную казнь для маньяков и убийц (4); усиленно развивать медицину, науку, образование;

- бесплатное образование (4).

11 класс:

- отменила бы ЕГЭ (2) – это самое главное;

- лишила бы некоторых людей их должности; уменьшила бы цену за проезд;

- борьба с безработицей;

- решил бы вопрос с незаконной иммиграцией; наладил бы экономику;

- устранение бюрократии и олигархии;

- но самое главное – это идея. У нашего народа её попросту нет. Особенно это касается молодого поколения. На первом месте у них собственное благосостояние и стабильный заработок. Что касается пенсионеров, они разочарованы в государстве. Наш народ обесточен, и основная цель и задача – снова направить жизнь в своё русло.

Не всё ладно в нашей стране. Школа – это часть нашего государства, мы живём одной жизнью, видим, что происходит в стране, и далеко не всё нам нравится. Даже малышей беспокоят вполне серьёзные, взрослые проблемы. Многие ребята показали себя социально зрелыми гражданами своей страны. Они видят, сколько проблем у их родителей и пожилых людей, они хотят, чтобы везде было чисто, видят нищих и бомжей на улице, понимают, что алкоголизму, курению, наркомании надо срочно объявлять жесточайшую войну. Прозвучали и националистические нотки: “убрать всех нерусских из России”. Ребят беспокоит высокий уровень преступности в стране и вороватые чиновники, состояние науки и образования, и хочется, “чтобы абсолютно все подчинялись закону”.

А ещё хочется просто гордиться своей страной.

12. Заключение.

Конференция прошла 29 января 2010 года. Её началом было небольшое вступление и гимн России. Прозвучали результаты опроса, проникновенные стихи и песни о России. Нужно было видеть, с каким вниманием слушали ребята всё, что говорилось на ней.

Возможно, кто-то впервые задумался над такими привычными с детства и такими непростыми вопросами как любовь к родине, патриотизм, гражданин России, почувствовал ответственность за свою страну, почувствовал, как непросто быть президентом такой огромной многонациональной страны.

Целью нашей конференции было усилить патриотические настроения среди наших ребят, и, надеюсь, у нас это получилось. Мы изо всех сил старались удержаться от того, чтобы не соскользнуть на путь осуждения, перечисления всего того плохого, что есть сейчас в нашей стране. Но дети и сами видят всё, что в ней происходит.

Я не ждала чудес от анкет, и всё же некоторые выводы просто ранят. Помните? “Чем, на ваш взгляд, может гордиться Россия?” Наибольшее число - 65 человек - ответили: “героизмом советских солдат, победой в Великой отечественной войне”. Гордиться здесь, на мой взгляд, нечем. Можно быть благодарными, помнить, но не гордиться, уж очень горькая она была, победа, для нашей страны. А ещё я видела за границей, как живут побеждённые. Болезни и возраст не обойдут никого, но обеспеченная старость у них есть. И дети видят, как живут – выживают - наши ветераны и чувствуют фальшь лозунга “Никто не забыт, ничто не забыто”, когда о ветеранах вспоминают только 23 февраля и 9 мая.

21 человек гордится успехами нашей сборной третьим местом на Еврокубке по футболу... Они хотят гордиться успехами наших спортсменов на Олимпиадах…

1000 раз перебрав, пересмотрев, перелопатив все анкеты, я поняла, почувствовала, что, при всех отрицательных, негативных ответах, дети хотят гордиться своей страной, хотят быть патриотами своей Родины. И хотят, чтобы Родина гордилась ими.

Я специально не комментировала подробно ответы ребят, они и так достаточно красноречивы. Вспомним:

“Патриотизм – это когда человек пойдёт за своей страной куда угодно, и когда страна пойдёт за ним куда угодно”.

Я очень горжусь своей Родиной. Я рада, что родилась именно в России. Я буду жить и учиться здесь. И работать”.

Только не нужно забывать “поблагодарить людей, которые помогают стране”, испытывать чувство гордости за ветеранов не только “9 мая, когда проявляют почёт и уважение ветеранам”; “не обижать слабых, малых, старых, немощных, а защищать их”. И “чтоб Россия была благородной”, чтобы не было стыдно за мусор на улицах и чтобы спуски для колясок инвалидов были нормой, а не предметом гордости.

Помните? “В Лесном городке большинство людей, например, те, кто учился в этой школе, относятся друг к другу как к родственникам”, и как хотелось бы, чтобы эти слова можно было бы сказать обо всей нашей необъятной Родине. Ведь, как написала о России девочка из 3 класса: “Она красивая, у неё много достопримечательностей и она сильна защитой”.

На экране шли кадры красивейших видов природы России, а Людмила Зыкина пела песню о России, пела так, как петь могла она одна: “Как ты певуче красива в жемчуге утренних рос…”. Я повернулась к залу, чтобы сфотографировать ребят. И увидела множество глаз, они смотрели так, что у меня перехватило дыхание.

Время быстротечно. На смену старшему поколению придут сегодняшние школьники. И именно им предстоит сделать Россию лучше. Но для этого человек должен жить с чувством патриотизма в душе. Мир огромен, красив, но нет на свете лучше той земли, лучше той страны, в которой ты родился.

У России есть будущее, пока есть такие ответы:

“Патриотизм - это гордость за страну, за Отечество, это внутреннее душевное состояние, когда ты готов полностью отдать себя Родине, всё отдать для того, чтобы твоя страна могла двигаться вперёд, идти дальше, становиться лучше”.

“Возникает чувство гордости за упрямство, за готовность народа всё отдать Родине, хотя она для них не сделала ничего”.

“Я верю, в то, что великий народ в нужный момент не отвернётся от своей Родины, а подставит своё плечо и отстоит всё, что ему дорого”.

И тогда в следующий раз на вопрос: “Считаешь ли ты себя патриотом России?”, будет больше ответов, которые встречались сейчас: “Да!!!” И не будет вообще ответов: “Мне это не интересно…” И чтобы каждый живущий в России мог сказать словами поэтессы Надежды Митькиной: “Много стран, не перечесть, разных и красивых, для меня одна лишь есть, Родина – Россия!” [2].

И чтобы слова Людмилы Зыкиной дошли до каждого сердца: “Гимн благородству России всем поколениям петь!”

Мечтаю я, чтоб люди жили в мире,
Чтоб нефть и газ из недр родной Сибири,
Своим теплом всю землю обогрели.
И льдины растопить в сердцах сумели.
Чтоб равнодушье, ненависть, вражда –
Исчезли, а взамен любовь пришла.
Любовь к родным, к соседям, старикам,
Любовь к берёзам, птицам и цветам,
Любовь, чтобы вернуть в семью детей,
Любовь ко мне и Родине моей,
Любовь, чтоб честь Отчизны защищать,
Чтоб гимн России гордо исполнять!
Любовь, чтоб в сказку превратить тебя,
Мой край, родная русская земля. Надежда Митькина, Тюмень [2]

Урал и Камчатка, Сибирь и Москва – знакомые с самого детства слова.
Озёра здесь сини, в пуху тополя – Россия, Россия, ты юность моя!
Люблю я твоих городов голоса, и смех детворы, и влюблённых глаза.
Здесь лица родные и воздух родной, родная Россия, живу я тобой!
От крайних широт и до южных морей просторы великой России моей.
Жара здесь и холод, снега и дожди, но нет для меня лучше этой земли!
И если предложат гражданство сменить, чужую страну, как тебя, полюбить,
Отвечу: “Россия, ты – Родина-мать, ну как же я маму могу поменять? Надежда Митькина, Тюмень [2]

А закончили мы конференцию красивым танцем девочек из 9 класса под песню Софии Ротару:

Я, ты, он, она – вместе целая страна,
Большеглазых, озорных, чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых, в городах и сёлах…
Над тобою солнце светит, Родина моя,
Ты прекрасней всех на свете, Родина моя!

13. Тезисы.

Россия… Какая гамма чувств, сколько эмоций возникает у каждого из нас, когда мы слышим это слово.

Россия, необъятная, раскинувшаяся на седьмой части суши, богатейшая по своим природным ресурсам - и занимающая одно из последних мест по уровню жизни населения. Россия, многонациональная – и единая. Потерявшаяся во времени и непредсказуемая, суетливая и спокойная.

“Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить…”

Сейчас много говорят о современной молодёжи, называют её “потерянным поколением”, у которого нет ни идеалов, ни высоких стремлений, ни чувства патриотизма к своей Родине, к России. А так ли это? Мы провели исследование уровня патриотизма среди учащихся нашей школы. А попутно поговорили с ребятами о таких непростых вещах как любовь к Родине, что такое патриотизм, и даже предложили им почувствовать себя президентом великой многонациональной страны.

Первыми вопросами анкеты были: “Как ты понимаешь слово “патриотизм”?” и “Считаешь ли ты себя патриотом России?” Результаты опроса показали: большинство наших ребят – истинные патриоты России. На вопрос: “считаешь ли ты себя патриотом России”, около 60% всех опрошенных ребят ответили утвердительно. Около 13% опрошенных затруднились с ответом, 27 % написали, что не считают себя патриотами России.

А ещё мы поговорили о малой родине, в чём проявляется патриотизм, выяснили, какие проблемы беспокоят наших школьников.

Понятие “патриотизм” многие часто отождествляют только с одной стороной: взять в руки оружие и защищать Родину. Но сводить всё только к этому неверно. Любой нормальный человек готов любить и заботиться о своей семье, уважать ветеранов не только 9 мая, не допускать актов вандализма в своём дворе, посёлке. Он заберёт с собой мусор из леса, если приехал туда отдохнуть, он не бросит пакет мимо урны или на обочину, и это так просто! Ты истинный патриот, когда бережно относишься к своему посёлку и стране в целом.

Далеко не всё в нашей стране обстоит так хорошо, как хотелось бы. Школа – это часть нашего государства, мы живём одной жизнью, видим, что происходит в стране, и далеко не всё нам нравится. Даже малышей беспокоят вполне серьёзные, взрослые проблемы. Многие ребята показали себя социально зрелыми гражданами своей страны, отвечая на вопрос: “Если бы вас избрали президентом России, какие три первых указа вы бы издали?” Они видят, сколько проблем у их родителей и пожилых людей, они хотят, чтобы везде было чисто, видят нищих и бомжей на улице, понимают, что алкоголизму, курению, наркомании надо срочно объявлять жесточайшую войну. Их беспокоит высокий уровень преступности в стране и вороватые чиновники, состояние науки и образования, и хочется, “чтобы абсолютно все подчинялись закону”. Но наш опрос показал, что ребята хотят быть патриотами своей Родины, хотят гордиться своей страной, быть нужными ей и любить её, и хотят, чтобы Родина гордилась ими.

У России есть будущее, пока есть такие ответы: “Патриотизм – это когда человек пойдёт за своей страной куда угодно, и когда страна пойдёт за ним куда угодно”. “Я очень горжусь своей Родиной. Я рада, что родилась именно в России. Я буду жить и учиться здесь. И работать”. “Патриотизм - это гордость за страну, за Отечество, это внутреннее душевное состояние, когда ты готов полностью отдать себя Родине, всё отдать для того, чтобы твоя страна могла двигаться вперёд, идти дальше, становиться лучше”. “Я верю, в то, что великий народ в нужный момент не отвернётся от своей Родины, а подставит своё плечо и отстоит всё, что ему дорого”.

Только не нужно забывать “поблагодарить людей, которые помогают стране”, испытывать чувство гордости за ветеранов не только “9 мая, когда проявляют почёт и уважение ветеранам”, “не обижать слабых, малых, старых, немощных, а защищать их”, “чтоб Россия была благородной”, и чтобы не было стыдно за мусор на улицах.

Как хотелось бы, чтобы слова “в Лесном городке большинство людей, например, те, кто учился в этой школе, относятся друг к другу как к родственникам”, можно было бы сказать обо всей нашей необъятной Родине.

И тогда в следующий раз на вопрос: “Считаешь ли ты себя патриотом России?”, будет больше ответов, которые встречались сейчас: “Да!!!” И не будет вообще ответов: “Мне это не интересно…”

Всеми поступками, направленными на созидание, движет великое чувство – любовь, перерастающее из любви к матери в любовь к своей Родине. Время быстротечно. На смену старшему поколению непременно придут сегодняшние школьники. И именно молодёжи предстоит сделать Россию лучше. Для того чтобы приумножить богатства своего края, своей Родины, необходимо быть грамотным, высокообразованным человеком. А ещё человек должен жить с чувством патриотизма в душе. Мир огромен, красив, но нет на свете лучше той земли, лучше той страны, в которой ты родился.

И чтобы слова Людмилы Зыкиной дошли до каждого сердца: “Гимн благородству России всем поколениям петь!”

14. Источники материалов.

1. http://www.nashgorod.ru/news/news10226.html?print

2. http://hghltd.yandex.net/yandbtm?qtree

3. Стихи, Н. Н. Митькина (Петрова).