Подготовка к школе. Занятие по математике "Число и цифра 4"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Цели:

  • познакомить с числом и цифрой 4, используя отличительные признаки времен года.
  • развивать внимание, логическое мышление.
  • воспитывать аккуратность, усидчивость.

Ход занятия

Организационный момент.

Введение в тему занятия.

Учитель. -

Идёт четыре после трёх.
Поговорим о четырёх.
Четыре времени в году -
Я разговор о них веду.
Зима бела и холодна,
Пушистый снег несёт она.
Весна бросает в землю зёрна,
А лето трудится проворно.
За летом осень золотая
Несёт корзины урожая.

У. - О какой знаменитой четвёрке идёт речь? Вспомните сказки на каждое время года. Сегодня мы с вами побываем сразу в каждом времени года и сказке.

Развитие внимания.

У. -

Открываем календарь -
Начинается январь.
В январе, в январе
Много снегу на дворе.
Снег - на крыше, на крылечке.
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.

У. - Какая сказка вам вспоминается про зиму?

Дети. - "Морозко".

У. - Непременно зимой идёт снег. Состоит он из прекрасных и хрупких снежинок, говорят, что двух одинаковых снежинок не бывает. Давайте посмотрим на наши снежинки , может найдём?

Графический диктант.

У. - Много снега зимой, иногда и заблудиться можно, но наш карандаш всегда найдёт правильную дорожку. Возьмите карандаш и от указанной точки пойдём по белоснежному листу. 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вниз. 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево.

У. - Что вышло из-под следа карандаша? Раскрасьте цифру 4 цветом весны.

Логическая задача.

У. -

Вот пришла весна неспешно,
Не до сна теперь, конечно,
Мишке, ежику, еноту -
Нужно браться за работу
И готовить к лету норки,
На прогревшемся пригорке.

У. - Узнайте, кто, где построил себе домик.

Мишка построил себе домик не под цветком и не под листочком.

Ёжик построил норку не под грибком и не под цветочком.

Енот построил домик не под листочком и не под грибком.

Кто где построил себе домик? Нарисуй.

Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

При передвижении выполняются различные виды ходьбы. Дети передвигаются легко, бегом на месте, делая руками взмахи, повороты, имитируя движения крыльев бабочек, кружатся.

Пространственная ориентация.

У. -

Бабочка-красавица,
Очень мне уж нравится
Платьице твое!
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
"Пусть летит она, не трогай
Крылышки ее!"

У. - Вот бабочки летают над цветочками. И трудно уследить какая бабочка первая села, на какой цветок. Попробуем разобраться.

У. - В какое время года мы сейчас с вами попали?

Д. - Лето.

У. - Знаете ли вы сказки, действия которых происходят летом? Назовите их.

Д. - "Колобок", "Красная шапочка".

Задачи в стихах.

У. - Весёлые задачки загадаю вам, ребятки,

Будьте внимательны, отвечайте старательно.

Ответы показывайте на пальчиках или на наборном полотне.

1. Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
"Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит.
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!"

2. Ёж спросил ежа-соседа:
- Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме:
Видишь яблоки на мне.
Собираю их в лесу,
6 принёс да 3 несу.
Призадумался сосед:
Это много или нет?

У. - Ребята, все ли вы были внимательны? Скажите, в какое время года нас перенесли задачи? Почему вы так думаете?

Д. - Действия в задачах происходило осенью.

У. - А знаете ли вы сказки, действия которых происходит осенью?

Д. - "Репка", "Маша и Медведь".

Работа с числовым рядом.

У. -

Октябрь крадется по дорожкам,
Ступает тихо солнцу вслед.
Грибы и ягоды в лукошке.
И сентябрю он шлет привет!
Пусть грибник ужасно ловок,
Очень зорок. Ну и пусть.
Пусть отыщет без уловок,
Где в траве зарылся груздь.

У. - Посчитайте грибы на каждой картинке. Назовите грибы. Соедините линиями карточки с грибами и цифрами. Покажите карточку с цифрой к каждой картинке.

Состав числа 4.

У.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет.

О чём идёт речь в загадке?

Д. - О временах года.

У. - Сколько всего времён года? Назовите их. Дорисуйте в каждой группе столько предметов, чтобы их стало по четыре.

img6.gif (2013 bytes)

Рефлексия.

У. - Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и какие задания выполняли. Оцените свою работу. Было ли вам трудно выполнять задания, не интересно на уроке. Перед вами тучка. Она может быть грозной и пролиться проливным дождём. Если вам урок не понравился и многие задания не удавались сразу, нарисуйте капли дождя. А может тучка превратиться в лёгкое облачко и весело играть с солнышком. Если на уроке было интересно, и задания выполнили правильно.