Тип урока: бинарный урок-обобщение.
Форма урока: творческая мастерская.
Цель урока: обобщить знания о своеобразии языков искусств и их роли в жизни людей.
Задачи:
1. Рассмотреть виды искусств и особенности их языка.
2. В практической работе на примере изображения животных учиться применять образный язык изобразительного искусства.
3. Формировать нравственное отношение к животным.
Зрительный ряд: электронная презентация "Язык искусства", видеофрагмент "Умирающий лебедь" в исполнении А. Павловой. (При отсутствии оборудования работы художников: И.Шишкин "Утро в сосновом лесу", В.Серов "Квартет", Е.Чарушин "Медведица" (автолитография), Б. Воробьев "Миша" (скульптура) и др. произведения живописи, графики, скульптуры по выбору учителя).
Музыкальный ряд: Камиль Сен-Санс "Лебедь", Петр Ильич Чайковский "Времена года".
Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук, колонки для воспроизведения музыкальных фрагментов с компьютера или ноутбука или магнитофон с записями, карточки-тесты, изображения животных (скульптура, живопись, графика).
Оборудование для учащихся:
- для первой группы "художники-графики": графические материалы (карандаши, мелки, уголь и т.д.),
- для второй группы "художники-живописцы": живописные материалы (тонированная бумага, акварель, гуашь),
- для третьей группы "художники-скульпторы": материалы для создания объемных работ (пластилин, бумага и ножницы или др. по выбору учителя).
План урока:
- Презентация (12-13 мин.)
- Релаксация (1 мин.)
- Практическое задание (1-2 мин.)
- Практическая работа (20 мин.)
- Тестовое задание (1-2 мин.)
- Выставка работ. Итоги урока.(2 мин)
Ход урока
Слайд № 2. Язык искусства
Урок-обобщение по теме: "Виды изобразительного искусства и основы их образного языка"
Приветствие учителя, сообщение темы и цели урока.
Слайд № 3. Изображения животных в разных видах изобразительного искусства
(Может быть представлен видеофрагмент с изображениями животных в изобразительном искусстве).
Учитель: Жизнь человека неразрывно связана с животными. С древних времен он изучал их повадки, на них охотился, пытался приручить, понять их язык, подражал им и даже их обожествлял. Образы животных можно встретить в разных видах искусства.
Слайд № 4. Портрет композитора К. Сен-Санса
Учитель предлагает прослушать музыкальный фрагмент из произведения Камиля Сен-Санса "Лебедь" и ответить на вопрос, чей образ воплощен в произведении.
Учитель: Французский композитор 19-20 вв. Камиль Сен-Санс рассказал в своем произведении трогательную историю о прекрасной птице. На сцене многих театров мира неоднократно исполнялась хореографическая композиция "Умирающий лебедь". (На экране появляется фотоизображение Анны Павловой в образе лебедя или можно показать видеофрагмент). Когда Сен-Санс увидел балерину Анну Павлову, танцующую его "Лебедя", он добился встречи с ней, чтобы сказать: "Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!"
Слайд № 5. Заголовок: Семья искусств.
(Представлены временные искусства: музыка, цирк, театр, литература, кино и пространственные (пластичные) искусства)
Учитель: В большой семье современных искусств, кроме музыки, и изобразительного искусства существуют, как вы знаете, и другие виды искусств. Все искусства можно поделить на две группы: временные и пространственные (по щелчку появляются заголовки временные и пространственные). Какие искусства мы можем отнести к временным? (Ответы детей). (Театр, цирк, музыка, литература, кино). Все эти искусства мы можем воспринимать в течение определенного времени. Искусства пространственные - это искусства, существующие в определенном пространстве, связанные с определенной средой, обликом людей и предметов. Эти искусства называют еще пластическими.
Слайд № 6. Заголовок: Пространственные искусства.
(Представлены конструктивные искусства (дизайн, архитектура), декоративные искусства (декоративно-прикладное), изобразительные искусства (скульптура, живопись, графика)
Учитель: Пространственные или пластические искусства делятся в свою очередь также на несколько групп, которые вам знакомы: конструктивные искусства (дизайн, архитектура), декоративные искусства (или декоративно-прикладное искусство), изобразительные искусства.
Учитель предлагает назвать виды изобразительного искусства. (Ответы детей: скульптура, живопись, графика). (На экране появляются эти понятия).
Слайд № 7. Заголовок: Язык искусств (представлены изображения, отражающие разные виды искусств: музыку, танец, литературу, изобразительное искусство)
Учитель: Каждый вид искусства, как и наша речь, жесты имеет свой язык. Давайте вспомним, на каком языке "говорят" разные виды искусств, представленные на слайде? (Ответы детей: язык музыки: звук, мелодия, ритм и т.д; язык танца: движение, пластика, мимика и т.д; язык литературы: слово, письменная речь и т.д; язык изображения: линия, пятно, цвет и т.д.) Современный, образованный человек должен владеть, самыми разными языками. Ни для кого не секрет, что знание разговорного языка и письменной речи других народов помогает в международном общении. С древних времен в таком общении помогал язык жестов, или владение искусством пантомимы. Проведем эксперимент.
Слайд № 8. Заголовок: Угадай значение
(На слайде появляются слова Bar, вeer (слово "медведь" на немецком и английском языках, по усмотрению учителя это могут быть другие языки, желательно первое слово на языке который не изучали учащиеся). Учитель предлагает назвать значение слов. Если учащиеся затрудняются, то им предлагается угадать значение слов в пантомиме. (По предварительной просьбе учителя ученик изображает медведя).
Учитель: Какого животного вы узнали? (Ответы детей). Ребята, а ведь пантомима и надпись назвали нам одного и того же животного. (На слайде изображение медведя и слово "медведь" на трех языках: немецком, английском, русском). Человек, хорошо знающий иностранные языки, не задумываясь, понял бы значения этих слов.
Слайд № 9. Репродукции работ: "Утро в сосновом лесу" (И.Шишкин), "Квартет" (В.Серов), "Медведица" (Е.Чарушин) и фото со скульптуры "Миша" (Б. Воробьев)
(Фамилии художников закрыты ребусами, которые необходимо будет разгадать).
Учитель: Посмотрите внимательно и ответьте, что объединяет эти работы? (Ответы детей: везде изображен медведь). Образ медведя можно часто встретить в искусстве, много сказок связано с этим животным, древние славяне преклонялись перед его силой и считали даже его своим предком. Изображения медведя можно встретить на гербах некоторых российских городов и на эмблемах партий (например, Единая Россия"). А теперь скажите, какие виды изобразительного искусства представлены на слайде? (Ответы детей: живопись, скульптура, графика). Каждый художник в своей работе использовал разные художественные средства или поведал свой "рассказ" на разных языках изобразительного искусства. (Детям предлагается разгадать имена известных художников). Кто знает, как называют художников, изображающих животных? (Ответы детей: анималисты). Как вы думаете, от какого слова произошло слово анималист? (Ответы детей. Учитель уточняет происхождение слова "анималист" от латинского cлова "аnimal", которое в английском языке читается как "энимал" и обозначает "животное"). Правда, не всех художников, чьи картины представлены на экране, можно назвать художниками-анималистами. Например, Шишкина и Серова. (Учитель предлагает прослушать справку об этих художниках).
Ученик 1: Иван Иванович Шишкин - русский художник-пейзажист 19 века, прославился как певец леса. Картину "Утро в сосновом лесу", находящуюся в Третьяковской галерее, Шишкин создал вместе с другом, художником Константином Савицким. Савицкий изобразил на переднем плане картины медведицу с тремя медвежатами, играющими на упавших гнилых деревьях. (Также Савицкий написал на картине туман справа.)
Слайд "№ 10. Репродукции: И. Крамской. Портрет И.И. Шишкина, И.И. Шишкин "Рожь" (ГТГ), В.А.Серов "Автопортрет", "Девочка с персиками" (ГТГ)
Ученик 2: Валентин Серов - русский художник начала 20 века. Своим творчеством больше известен как художник-портретист, хотя изображал и животных, он также любил писать пейзажи. Одна из его знаменитых картин "Девочка с персиками" представлена в Третьяковской галерее.
Учитель: Художники Борис Воробьев и Евгений Чарушин были настоящими любителями животных и посвятили свои произведения братьям меньшим. (Работы Б. Воробьева есть во многих музеях).
Слайд № 11. Портрет Е. Чарушина и его работы.
Ученик 3: Евгений Чарушин - художник-график, в середине 20 в. оформлял детские книги, автором многих из них являлся и. сам.
Учитель: А сейчас я предлагаю вам совершить путешествие по видам изобразительного искусства.
Слайд № 12. Заголовок: Скульптура. Подзаголовок: виды скульптуры
(Представлены скульптурные работы: барельеф, горельеф, круглая скульптура).
Учитель: Остановка "Скульптура". У каждого вида искусства свои материалы, свои способы изображения и свой язык. Назовите виды скульптуры. (Ответы детей: "Рельеф (горельеф, барельеф), круглая скульптура"). Чем отличается круглая скульптура от рельефа? (Ответы детей: "Можно обойти со всех сторон"). А горельеф от барельефа? (Ответы детей: "Более высокий рельеф").
Слайд № 13. Заголовок: Скульптура. Подзаголовок: материалы скульптуры. (Представлены скульптурные работы из разных материалов).
Учитель: Назовите материалы скульптуры. (Ответы детей: "Дерево, гипс, глина, камень, металл, песок, др.)
Слайд № 14. Заголовок: Скульптура. Подзаголовок: основные способы создания. (Представлены различные процессы создания скульптур).
Учитель: Какими способами создается скульптура? (Ответы детей: отсекание, вырезание, отливка, чеканка, лепка, др.)
Слайд № 15. Заголовок: Скульптура. Подзаголовок: язык скульптуры. (Представлены скульптурные работы разных форм и фактур)
Учитель: Что является языком скульптуры? (Ответы детей: "Объем, фактура, пластичность").
Слайд "№ 16. Заголовок: Живопись. Подзаголовок: живописные материалы (Изображения различных живописных материалов).
Учитель: Остановка "Живопись". Назовите живописные материалы (Ответы детей: "Гуашь, темпера, акварель, масляные краски, акриловые, витражные и др.).
Слайд "№ 17. Заголовок: Живопись. Подзаголовок: язык живописи. Представлены живописные произведения в разных техниках, колоритах (теплый, холодный, контраст, т.д).
Учитель: Какие понятия, как вы думаете, относятся к языку живописи? (Ответы детей: "Цвет, колорит, мазок, цветовые нюансы или оттенки"). Как вы понимаете слово "колорит"? (Ответы детей: "Сочетание цветов"). А как вы понимаете слово "нюансы"? (Ответы детей: "Ближайшие цветовые оттенки").
Слайд 18. Заголовок: Графика. Подзаголовок: графические материалы. (Представлены произведения художников (или одного известного художника), выполненные различными графическими материалами).
Учитель: Остановка "Графика". Назовите известные вам графические материалы. (Ответы детей: тушь и перо, уголь, сангина, карандаши простые, карандаши цветные, разнообразные ручки, фломастеры, пастель, др.).
Слайд 19. Заголовок: Графика. Подзаголовок: виды графики. (Представлены разные образцы графических изображений)
Учитель: Назовите известные вам виды графических изображений. (Ответы детей). (Демонстрируются разные виды графических изображений.)
Слайд 20. Заголовок: Графика. Подзаголовок: виды гравюры. (Представлены изображения гравюрного искусства).
Учитель: Современным художникам известны различные печатные техники или виды гравюры: линогравюра (с линолеума), ксилография (с деревянной основы), офорт (с металлической основы), литография (с каменной основы), Некоторые из этих техник родились еще в Средние века.
Слайд № 21. Заголовок: Графика. Подзаголовок: язык графики. (Представлены графические работы с ярко выраженным языком графики: линия, штрихи, пятно, тон)
Учитель: У огромного разнообразия графических изображений есть общий язык. Что относится к языку графики? (Ответы детей). Язык графики - это линия, штрих, тон, пятно.
На слайде № 22 учащиеся рассматривают изображения разных животных, на слайде 23 - животных, занесенных в Красную книгу. Учитель трем группам (скульпторы, живописцы, графики) предлагает изобразить разных животных с помощью имеющихся у них материалов.
Релаксация. Учитель предлагает учащимся закрыть глаза и представить себя в образе того животного которое хотели бы они изобразить. Каждая команда должна показать выразительность образа, независимо от материала, который имеется. (Более подробно с анималистическим жанром учащиеся будут знакомиться в 4 четверти, поэтому для активизации работы и облегчения задания, учащимся можно предложить шаблоны, заготовки с изображением животных).
Самостоятельная работа учащихся.
(Музыкальным фоном для практической части урока могут звучать мелодии из произведения Петра Чайковского "Времена года").
Учитель обходит, помогает, подсказывает. За 5-7 минут предлагает завершить работу и самим оценить свои работы. После выполнения практической работы учащимся предлагается соединить стрелками виды искусства и термины, характерные для этих видов, являющихся "языком" искусств, в карточках-тестах (приложение 1). Во время выполнения учащимися тестового задания, учитель создает мини-выставку работ учащихся на доске или специальном стенде. На слайде № 25 демонстрируются правильные ответы. Методом самоконтроля ученики исправляют свои ошибки. Учитель просит поднять руки тех, кто все верно ответил, определяя уровень знаний учащихся.
Учитель: Сегодня мы обобщали свои знания о разнообразии языков и их роли в жизни людей и в искусстве, а также закрепляли знания об особенностях образного языка видов изобразительного искусства. Я хочу спросить вас: "Насколько важно слушателю, читателю, зрителю, знать язык искусств, может быть достаточно того чтобы этими знаниями владели композитор, писатель, художник?" (Ответы детей: "Современному образованному человеку необходимо владеть самыми разными языками: иностранными, языками жестов, взглядов, телодвижений, и, конечно же, понимать язык искусств". "Если каждый, и читатель, и слушатель, и зритель будет знать язык искусства, то тогда он лучше поймет смысл самого произведения"). Сегодня вы, побывав в роли художников, выполнили изображения животных в разных видах изобразительного искусства. Посмотрите: используя разные материалы, способы изображения, говоря на трех разных языках, вы все пытались передать характерные особенности животных. (Учитель анализирует работы и предлагает ученику или ученице прочитать со слайда или подготовленное заранее стихотворение, посвященное животным).
Слайд № 26.
Текст:
Давайте будем к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица,
Чтоб доверяли повсюду нам
Как самым верным своим друзьям!
Учитель благодарит учащихся за работу. И просит привести в порядок рабочие места.
Используемая литература.
- Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. Изобразительное искусство. 6 кл. М. Просвещение. 2009
- Прете М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. М. Советский художник. 1985