Музыкальный образ. 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 6


Учебно-воспитательные задачи урока:

  • В различных формах и видах деятельности, с помощью разнообразных методов достичь осознанного восприятия произведений народной и профессиональной музыки, отражающих красоту природы, её влияние на человека.
  • Укрепить в сознании учащихся понимания огромной значимости музыкальной драматургии на примере произведений: "Гавот"; "Аксак - Кулан" (казахский народный кюй); "Эпизод нашествия" из 7 симфонии Д. Шостаковича.
  • Изучение творческого наследия казахского народа.
  • Вызвать эмоциональный отклик на разнохарактерные произведения.
  • Развивать слушательскую культуру у учащихся. Развивать эстетический вкус, эстетическое сознание и эстетическое воспитание.

Оборудование:

  • Звукозаписи: "Аксак - Кулан" (казахский народный кюй), "Эпизод нашествия" из 7 симфонии Д. Шостакович, "Гавот" (итальянская народная музыка)
  • Портрет Д. Шостаковича.
  • Орфей.
  • К. Кыстаубаев. Репродукция картины "Аксак - Кулан".

Тип урока - совершенствование ЗУН.

Вид урока - театрализованный.

Методы обучения - объяснительно-иллюстративный с элементами проблемно поисковой, творческой деятельностью, наглядный.

Ход урока

Вход в класс под песню В. Мурадели "Бухенвальдский набат". Начало урока с музыкального приветствия. На доске записана тема четверти: "Музыкальная драматургия" и тема урока "Музыкальный образ".

Наш урок не совсем обычный. Сегодня мне будут помогать вести его Таня, Иван и Лена.

Уже начался урок, а ребят ещё нет. (Дверь открывается, в класс входят помощники. Они увлечённо о чём-то спорят). А вот и они. Интересно, о чём идёт разговор? Давайте, послушаем.

Асель. Я совершенно уверена, что без музыки не может жить ни один человек!

Иван. А я?

Лена. Что, а ты?

Иван. Я же живу без неё. Я, если хочешь знать, терпеть не могу эту твою музыку! И как только по радио или телеку начинают передавать какую-то там симфонию или оперу, я просто вырубаю ящик.

Асель. А что ты про них знаешь?

Иван. Про кого?

Лена. Про оперы, симфонии?

Иван. Не знаю ничего и, главное, знать не хочу.

Асель. Вот это правильно. Понятно, во всяком случае. Тогда ответь ещё на один вопрос - можно ли любить или не любить то, чего не знаешь?

Иван. Нет. Нельзя любить или не любить то, чего не знаешь. Но опера:

Лена. Погоди, до оперы ещё доберёмся. Скажите, ребята, вы когда-нибудь что-нибудь напеваете "про себя", например, из песни, которую слышали? (Ответ учащихся).

Иван. Что-нибудь - это не музыка! Музыка - это когда оркестр, хор:

Асель Вот опять не знаешь, а говоришь! Музыка - это всё: журчание ручья, шелест листвы, пение птиц:

Иван. Никому эти твои журчания и шелесты не нужны. Будущее - это мир техники и точных наук.

Лена. И в мире техники и точных наук всегда была и будет музыка. Как ты относишься, например, к истории?

Иван. Хорошо отношусь. История - это наука о том, что было. Это что? (Таня показывает и крепит к доске рисунок).

Иван. Это что?

Асель Ты хочешь сказать - кто это? Отвечаю. Это один из героев древнегреческих мифов - Орфей (звучит "Гавот", на фоне музыки звучат слова учителя). <Рисунок 1>

:Однажды, к Орфею, пришли жители его родного города и сказали: "Орфей, ты слышал вести, которые принёс гонец? Лакодеяне в пятидесяти стадиях ходьбы от нашего города. Они несут нам смерть, разорение, голод, горе: Ты, только ты, сможешь спасти от разорения родной город. Ты ведь знаешь, Орфей, что взрослые мужчины ушли на войну, и город остался беззащитным. И только на тебя вся надежда". Отвечал Орфей: "Но что я могу сделать один с целым войском лакодеян? Ведь я стар и немощен, у меня нет не только меча или лука со стрелами - у меня нет даже щита, которым я мог бы укрыть хоть одного младенца. Всё моё богатство - это сладкозвучная кифара".

- Но зато ты играешь на ней несравненно, - возразили жители. - Вспомни, когда раздаются звуки твоей кифары, дикие звери становятся ручными:

- Но всё это не может служить защитой вам, дорогие мои сограждане, боюсь, я бессилен: и вас: ждёт смерть.

- Нет, нет. Мы просим тебя, Орфей, играй, играй, сколько сможешь. Если твоя игра будет как всегда прекрасна, валуны со всей округи соберутся послушать её и за ними спрячется всё население города:. И Орфей заиграл (звучит музыка). Его тесным кольцом окружили жители города. Огромные валуны прислушались к его игре и образовали высокую, неприступную для врага преграду (музыка звучит до конца).

Прошли годы, а великий подвиг Орфея, спасшего жизнь людей, остался в памяти человечества.

Слава великому искусству! Слава всепобеждающей силе музыки!

Иван. Ну, это мифы, выдумки:

Лена. Сказка ложь, да в ней намёк:

Иван. Я не добрый молодец, и мне, нужен урок, посерьёзней.

Асель Хорошо. Будь, по-твоему (звучит восточная мелодия).

Иван. Ну и что это?

Лена. Погоди. Послушай (звучит "Аксак - кулан")

":Дошло до меня, о великий царь:" Так начинаются все сказки Шахерезады. Так начнём и эту:(легенда изложена в форме спектакля).

У великого хана был сын. И вот, однажды, он поехал на охоту и погиб в жестокой схватке со зверем. Долгое время не решались передать эту ужасную весть хану. Но вот хан позвал визиря и спросил: "Где мой сын?" Визирь ответил: "О, солнце вселенной, успокой своё сердце. Пусть будет в твоей душе покой, как на озере, волны которого задремали после бури:"

"Где мой сын?" по твоим глазам я вижу, что произошла беда. Отвечай! Молчишь, собака?! Значит, и в самом деле с моим сыном произошла беда?! Говори же! Но знай, если ты раскроешь рот, чтобы сообщить дурную весть о сыне, я прикажу залить тебе в глотку расплавленный свинец:(музыка обрывается) Но, если ты не скажешь, сейчас же что случилось с моим сыном, я прикажу четвертовать тебя!" И тогда, визирь ответил: "О, мудрейший из мудрейших! О, светлейший из светлейших! О, светоч вселенной! Прикажи говорить домбре. "Пусть говорит домбра! - сказал хан (вновь звучит музыка) <Рисунок 5>.

img5.jpg (21644 bytes)

Асель. Вот, сейчас, музыка рассказывает о том, как охотники вместе с сыном хана поскакали на охоту. Слышишь, музыка звучит в ритме скачки:<Рисунок 2>

Иван. А это - схватка?! <Рисунок 3> Верно?

Асель Молодец!

Иван. В этой схватке погиб сын хана. <Рисунок 4>

Лена. Да. Это музыка оплакивает смелого и отважного охотника (музыка звучит до конца).

:И тогда хан сказал: "Залить домбру расплавленным свинцом за то, что принесла мне дурную весть о сыне!"

Иван. Домбру жалко:

Асель. И это всё, что ты можешь сказать?

Иван. А что ещё?

Асель. А то, что музыка в данном случае спасла жизнь ни в чём не повинного человека.

Иван. Так это мифы! Сказки!

Учитель. Ребята! Мы прослушали два произведения различные по характеру и жанру. И пришло время назвать тему нашего урока "Музыкальный образ". Скажите, какие образы возникли в вашем воображении при слушании? (Образ мира, спокойствия в первом. Образы скачки, cхватки, смерти - во втором). Молодцы! Возьмём ещё один пример (звучит фрагмент из симфонии №7 Д. Шостаковича). Это звучит музыка:

Лена (перебивает). Подождите, пожалуйста. Не называйте пока ни произведения, ни автора:

Учитель. Хорошо.

Асель. Узнаёшь?

Иван. Если честно - нет.

Учитель. Город был окружен. Каждый вечер на крышу одного из домов в каске пожарника и в огромных брезентовых рукавицах выходил человек и смотрел, чтобы на крышу этого дома не упала зажигательная бомба. А утром, после многочасового дежурства на крыше, он, возвратившись в свою маленькую квартирку, иззябший, голодный, вместо того чтобы отдохнуть, садился писать музыку: <Рисунок 6>

Иван. Он писал песню?

Учитель. Нет. Он писал симфонию.

Иван. Опять сказка.

Учитель. Нет. Это не сказка. Человек, о котором идёт речь, Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Шла война. Был август 1941 года. Он писал симфонию, которая будет называться "Ленинградская" (звучит "Эпизод нашествия"). Вот чёткие удары маленького барабанчика: Звуки возникают где-то там, в глубине оркестра.

А вот теперь, композитор, как бы наслаивает на эту ритмическую канву примитивно - убогую, лишённую живого дыхания, тему фашистского марша:

Иван. Это как в кинофильме "Чапаев"? психологическая атака?

Учитель. Совершенно верно. Без выстрела, без крика, под рокот маленького военного барабанчика, надвигаются на зрителей ряды белогвардейцев:

Шостакович использовал тот же приём, но музыкально обогатил его (музыка звучит громче).

Как писали впоследствии газеты: ":музыка Шостаковича, не произнося ни единого слова, заставила обнажёнными сердцами прикоснуться к обжигающему пламени войны, заставила ощутить свою причастность к общему человеческому делу борьбы с фашизмом (симфония звучит до конца). <Рисунок 6, 7>

Ребята! Сегодня на нашем уроке звучали разнохарактерные произведения, назовите их. Скажите, а какое произведение, и какого композитора напомнила вам 7-я симфония Д. Шостаковича? ( "Александр Невский" С. Прокофьев, "Ледовое побоище") Молодцы!

А, теперь, вспомните под какую песню вы входили в класс ("Бухенвальдский набат" В. Мурадели). Что общего с 7 симфонией? (тема войны). Так скажите, какие образы возникли в вашем воображении во время слушания? (ответ) Молодцы! Давайте, исполним песню. Пусть в песне прозвучит призыв борьбы за МИР на всей Земле.

Лена. Поняли теперь, что без музыки человек просто не может существовать?

Учитель. Не надо всех торопить. Заставить полюбить музыку нельзя. Но задуматься над тем, что мы сегодня обсуждали можно и нужно. А пока, в заключение я хочу прочитать вам стихотворение:

Когда простую песню слышишь,
Когда ты сам её поёшь, -
Одним дыханьем с нею дышишь
И в ногу вместе с ней идёшь.
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится, -
Повсюду МУЗЫКА слышна.

А домашнее задание у вас будет совсем простое:

  • попытайтесь изобразить в рисунках любой фрагмент из прослушанных вами сегодня музыкальных произведений.
  • подумайте, понятен ли нам мир чувств и переживаний, которые стремились передать композиторы в своих произведениях.