Увлекательное путешествие по стране "Математика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Дать детям представление о том, что каждое последующее число образуется в результате увеличения числа на одну единицу.
  • Учить выкладывать цифры от 1 до 10; соотносить цифру и число предметов.
  • Учить различать и называть геометрические фигуры.
  • Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.

Логопедизация:

  • Закрепить умение правильного употребления в речи грамматических категорий:
  • образование прилагательных от существительных;
  • согласование числительных с существительными.
  • Побуждать детей совершенствовать синтаксическую сторону речи: составление сложноподчинённых предложений («Потому что»).

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
  • Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.
  • Воспитательные задачи:
  • Воспитание у детей:
  • активности;
  • самостоятельности;
  • инициативности.

Предварительная работа:

  • Устный счёт; счёт предметов в пределах 10 и обратно.
  • Нахождение геометрических форм в окружающей обстановке.
  • Чтение по слоговым таблицам на занятиях и в свободной деятельности, режимных моментах, прогулках.

Оборудование: наборы геометрических фигур и цифр на каждого ребёнка; мольберт-дерево; счётный материал (птицы, снежинки); слоговая таблица с цветными нитями.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Создадим хорошее настроение. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, гостям.

Садитесь. Руки?  (На месте)
Ноги?  (Вместе)
Локти?  (Прижали)
Спина?  (Прямая)

– Сегодня я приглашаю вас в новое, увлекательное путешествие по стране «Математика». Вы хотите там побывать? (Да)
– Жило-было на Севере печальное солнышко (На доску вывешивается изображение грустного солнышка). Из-за этого на улицах было темно, пасмурно и все грустили. Давайте сядем в поезд и отправимся к нему в гости. По дороге постараемся выполнить все задания, чтобы порадовать солнышко. Готовы?  (Да)

II. Основная часть

– Наш поезд уже отправляется… Путь, по которому мы поедем, узнаем, когда выполним задания. (К доске прикрепляются разноцветные геометрические фигуры: синий средний, жёлтый большой, оранжевый маленький треугольники, коричневый квадрат, зелёный большой прямоугольник, белый большой и красный маленький круги).                
– Посмотрите на эти геометрические фигуры. Сначала мы поедем по горам (треугольники обводятся указкой), потом по полям (показать квадрат и прямоугольник) и даже через озёра.
– Назовите, какие геометрические фигуры вы видите.
– Что меняется при переходе с одной местности на другую? (Цвет, форма)
– Назовите величину фигур. Какие они? (Маленькие и большие)
– Теперь проверим готовность к путешествию. Закройте глаза. (Большой и маленький треугольник меняются местами, квадрат убирается)
– Посмотрите, что изменилось? (Ответы детей)
– Правильно. Проверим ещё раз, какие вы внимательные. Закройте ещё раз глаза и посчитайте про себя до 5. (Убирается большой круг, возвращается на место квадрат)
– Что изменилось? (Ответы детей)
– Молодцы! Можем отправляться в путь…
– Вот и первая остановка. Она называется «Решай-ка». Будем учиться получать следующее по порядку число. (На мольберт-дерево прикрепляется 1 синичка)
– Сколько синичек сидит на дереве? (1)
– Сколько станет синичек, если прилетит ещё 1 синичка? (2)
– Как получилось число 2? (Один да один будет два. 1 + 1 = 2)
– Сколько станет синичек, если к 2 синичкам прилетит  ещё 1 синичка? (3) Почему? (2 + 1 = 3 или после двух идёт число 3)
– Прилетела ещё 1 птичка. Сколько стало? (4)
– Как получили число 4? (3 + 1 = 4)
– Стало больше или меньше синичек? На сколько больше? (На 1)
– Прилетела ещё 1 синичка. Сколько стало? (5)
– Как получили число 5? (4 + 1 = 5)
– Скажите, как же мы получаем новое, следующее по порядку число? Мы что делаем? (Каждый раз прибавляем по 1 синичке и число увеличивается на 1) Правильно.
– Послушайте правило:
Всегда, когда мы добавляем по 1 предмету их становится больше. Мы получаем новое, следующее по порядку число.
– Давайте все вместе повторим это правило.

III. Закрепление нового материала

– Давайте проверим ещё раз. Подул сильный ветер (Дети показывают, как качаются ветки деревьев). В воздухе закружились снежинки, они опустились к нам. (Выставляются 5 разноцветных снежинок).
– Сколько всего снежинок? (5) Как узнали?
– Как составлена группа из 5 снежинок?
– Скажите, которая по счёту последняя снежинка?
– Которая по счёту красная снежинка?
– А 4-я по счёту снежинка, какого цвета? Молодцы!  (Добавляется ещё 1 снежинка)
– Не считая, можно сказать, сколько стало снежинок? Почему?  (После 5 идёт 6.  5 да ещё 1 будет 6)
– Как мы получили 6 снежинок? (5 + 1 = 6)
– Если к 6 снежинкам я добавлю ещё 1 снежинку, сколько станет снежинок? Почему?
– Как получилось 7 снежинок?

IV. Самостоятельная работа за столами

– Положите перед собой карточки и математические наборы. Будьте внимательны!
– Сколько кругов надо положить на верхнюю полоску карточки, чтобы их было на 1 больше, чем снежинок?
– Почему надо положить 8 кругов? Положите... (Дети выкладывают круги слева – направо правой рукой по одному предмету)
– Сколько надо положить квадратов на вторую полоску, чтобы их было на 1 больше, чем кругов? Почему?
– Как сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну, по 9? (+1)
– Положите на нижнюю полоску столько треугольников, чтобы их было на 1 больше, чем квадратов.
– Сколько треугольников вы положили? Почему? (10)
– Как мы получили, не пересчитывая, число 10? (После 9 идёт число 10. 9 + 1 = 10)
– Молодцы справились с заданием.
– Скажите, как мы получаем новое, следующее по порядку число? (Ответы детей)
Правило: Добавляя каждый раз по 1 предмету, мы получаем новое, следующее по порядку число.

V. Физкультминутка

Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает снежок.
В стороны руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – это покажем,
Крылья сложили назад.

VI. – Наш поезд прибыл на следующую остановку: «Посчитай-ка». Надо срочно проверить, все ли вагоны на месте и расставить их в порядке возрастания от 1 до 10.

Задания:

1. Расставить все цифры по порядку.

Самостоятельная работа. Один ребёнок  у доски, остальные за столами.

2. Математическая разминка:

– Назовите и покажите соседей числа 6; 2; 10.
– Посчитайте от 2 до 7; от  6 до 9; от 10 до 8; от 7 до 2.
– Назовите число, которое стоит после 3; 5.
– Назовите последующее число за числом 4; 8.
– Назовите предыдущее число числу 3; 6.
– Сколько дней в неделе? Покажите цифру.
– Утром люди завтракают, а вечером?
– Днём на улице светло, а ночью?

VII. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»

VIII. – Впереди у нас ещё одна остановка «Распутай-ка». Здесь мы должны распутать разноцветные нити. Будьте внимательны.
– Надо проследить взглядом слева – направо, куда тянется каждая ниточка. Назвать буквы в начале и конце каждой ниточки. Прочитайте, какие слова здесь спрятались. (Дети по очереди с помощью указки читают слова)
– Молодцы! Справились и с этим заданием.
– А вот и конечная остановка. Поезд привёз нас обратно к солнышку.
– Посмотрите, как оно засияло! (Выставляется картинка с изображением улыбающегося солнышка).
– Закройте глаза. Улыбнитесь солнышку. Вот мы и снова в детском саду.
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Скажите, как можно получить новое, следующее по порядку число?

Вновь сияет всё вокруг
Вот и солнышко наш друг.
Правильно ответ нашли,
На переменку все пошли…