Коррекционно-воспитательные задачи:
- Дать детям представление о том, что каждое последующее число образуется в результате увеличения числа на одну единицу.
- Учить выкладывать цифры от 1 до 10; соотносить цифру и число предметов.
- Учить различать и называть геометрические фигуры.
- Закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах 10.
Логопедизация:
- Закрепить умение правильного употребления в речи грамматических категорий:
- образование прилагательных от существительных;
- согласование числительных с существительными.
- Побуждать детей совершенствовать синтаксическую сторону речи: составление сложноподчинённых предложений («Потому что»).
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности.
- Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления.
- Воспитательные задачи:
- Воспитание у детей:
- активности;
- самостоятельности;
- инициативности.
Предварительная работа:
- Устный счёт; счёт предметов в пределах 10 и обратно.
- Нахождение геометрических форм в окружающей обстановке.
- Чтение по слоговым таблицам на занятиях и в свободной деятельности, режимных моментах, прогулках.
Оборудование: наборы геометрических фигур и цифр на каждого ребёнка; мольберт-дерево; счётный материал (птицы, снежинки); слоговая таблица с цветными нитями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
– Создадим хорошее настроение. Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу, гостям.
Садитесь. Руки? (На месте)
Ноги? (Вместе)
Локти? (Прижали)
Спина? (Прямая)
– Сегодня я приглашаю вас в новое,
увлекательное путешествие по стране
«Математика». Вы хотите там побывать? (Да)
– Жило-было на Севере печальное солнышко (На
доску вывешивается изображение грустного
солнышка). Из-за этого на улицах было темно,
пасмурно и все грустили. Давайте сядем в поезд и
отправимся к нему в гости. По дороге постараемся
выполнить все задания, чтобы порадовать
солнышко. Готовы? (Да)
II. Основная часть
– Наш поезд уже отправляется… Путь, по
которому мы поедем, узнаем, когда выполним
задания. (К доске прикрепляются разноцветные
геометрические фигуры: синий средний, жёлтый
большой, оранжевый маленький треугольники,
коричневый квадрат, зелёный большой
прямоугольник, белый большой и красный маленький
круги).
– Посмотрите на эти геометрические фигуры.
Сначала мы поедем по горам (треугольники
обводятся указкой), потом по полям (показать
квадрат и прямоугольник) и даже через озёра.
– Назовите, какие геометрические фигуры вы
видите.
– Что меняется при переходе с одной местности на
другую? (Цвет, форма)
– Назовите величину фигур. Какие они? (Маленькие
и большие)
– Теперь проверим готовность к путешествию.
Закройте глаза. (Большой и маленький
треугольник меняются местами, квадрат убирается)
– Посмотрите, что изменилось? (Ответы детей)
– Правильно. Проверим ещё раз, какие вы
внимательные. Закройте ещё раз глаза и
посчитайте про себя до 5. (Убирается большой
круг, возвращается на место квадрат)
– Что изменилось? (Ответы детей)
– Молодцы! Можем отправляться в путь…
– Вот и первая остановка. Она
называется «Решай-ка». Будем учиться
получать следующее по порядку число. (На
мольберт-дерево прикрепляется 1 синичка)
– Сколько синичек сидит на дереве? (1)
– Сколько станет синичек, если прилетит ещё 1
синичка? (2)
– Как получилось число 2? (Один да один будет
два. 1 + 1 = 2)
– Сколько станет синичек, если к 2 синичкам
прилетит ещё 1 синичка? (3) Почему? (2 + 1 = 3
или после двух идёт число 3)
– Прилетела ещё 1 птичка. Сколько стало? (4)
– Как получили число 4? (3 + 1 = 4)
– Стало больше или меньше синичек? На сколько
больше? (На 1)
– Прилетела ещё 1 синичка. Сколько стало? (5)
– Как получили число 5? (4 + 1 = 5)
– Скажите, как же мы получаем новое, следующее по
порядку число? Мы что делаем? (Каждый раз
прибавляем по 1 синичке и число увеличивается на
1) Правильно.
– Послушайте правило:
Всегда, когда мы добавляем по 1 предмету их
становится больше. Мы получаем новое, следующее
по порядку число.
– Давайте все вместе повторим это правило.
III. Закрепление нового материала
– Давайте проверим ещё раз. Подул сильный ветер
(Дети показывают, как качаются ветки деревьев).
В воздухе закружились снежинки, они опустились к
нам. (Выставляются 5 разноцветных снежинок).
– Сколько всего снежинок? (5) Как узнали?
– Как составлена группа из 5 снежинок?
– Скажите, которая по счёту последняя снежинка?
– Которая по счёту красная снежинка?
– А 4-я по счёту снежинка, какого цвета?
Молодцы! (Добавляется ещё 1 снежинка)
– Не считая, можно сказать, сколько стало
снежинок? Почему? (После 5 идёт 6. 5 да ещё 1
будет 6)
– Как мы получили 6 снежинок? (5 + 1 = 6)
– Если к 6 снежинкам я добавлю ещё 1 снежинку,
сколько станет снежинок? Почему?
– Как получилось 7 снежинок?
IV. Самостоятельная работа за столами
– Положите перед собой карточки и
математические наборы. Будьте внимательны!
– Сколько кругов надо положить на верхнюю
полоску карточки, чтобы их было на 1 больше, чем
снежинок?
– Почему надо положить 8 кругов? Положите... (Дети
выкладывают круги слева – направо правой рукой
по одному предмету)
– Сколько надо положить квадратов на вторую
полоску, чтобы их было на 1 больше, чем кругов?
Почему?
– Как сделать, чтобы кругов и квадратов было
поровну, по 9? (+1)
– Положите на нижнюю полоску столько
треугольников, чтобы их было на 1 больше, чем
квадратов.
– Сколько треугольников вы положили? Почему? (10)
– Как мы получили, не пересчитывая, число 10? (После
9 идёт число 10. 9 + 1 = 10)
– Молодцы справились с заданием.
– Скажите, как мы получаем новое, следующее по
порядку число? (Ответы детей)
Правило: Добавляя каждый раз по 1 предмету, мы
получаем новое, следующее по порядку число.
V. Физкультминутка
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает снежок.
В стороны руки – плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – это покажем,
Крылья сложили назад.
VI. – Наш поезд прибыл на следующую остановку: «Посчитай-ка». Надо срочно проверить, все ли вагоны на месте и расставить их в порядке возрастания от 1 до 10.
Задания:
1. Расставить все цифры по порядку.
Самостоятельная работа. Один ребёнок у доски, остальные за столами.
2. Математическая разминка:
– Назовите и покажите соседей числа 6; 2; 10.
– Посчитайте от 2 до 7; от 6 до 9; от 10 до 8; от 7 до
2.
– Назовите число, которое стоит после 3; 5.
– Назовите последующее число за числом 4; 8.
– Назовите предыдущее число числу 3; 6.
– Сколько дней в неделе? Покажите цифру.
– Утром люди завтракают, а вечером?
– Днём на улице светло, а ночью?
VII. Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики»
VIII. – Впереди у нас ещё одна остановка
«Распутай-ка». Здесь мы должны распутать
разноцветные нити. Будьте внимательны.
– Надо проследить взглядом слева – направо, куда
тянется каждая ниточка. Назвать буквы в начале и
конце каждой ниточки. Прочитайте, какие слова
здесь спрятались. (Дети по очереди с помощью
указки читают слова)
– Молодцы! Справились и с этим заданием.
– А вот и конечная остановка. Поезд привёз нас
обратно к солнышку.
– Посмотрите, как оно засияло! (Выставляется
картинка с изображением улыбающегося солнышка).
– Закройте глаза. Улыбнитесь солнышку. Вот мы и
снова в детском саду.
– Какое задание вам понравилось больше всего?
– Скажите, как можно получить новое, следующее по
порядку число?
Вновь сияет всё вокруг
Вот и солнышко наш друг.
Правильно ответ нашли,
На переменку все пошли…