Особенности психоэмоционального развития подростка

Разделы: Школьная психологическая служба


Социальная ситуация развития подростка

Возраст, о котором пойдёт речь, редко привлекает специальное внимание исследователей. Его считают одним из самых стабильных периодов жизни человека – никаких (или почти никаких) новых проблем взрослые не замечают в своих отношениях с детьми, возможно, поэтому «отдыхают» от родительских и учительских забот, общаясь с ребятами от десяти до двенадцати.

В отечественной возрастной психологии исследуемый возраст приходится на период младшего подросткового возраста. Так или иначе школа является важнейшим социальным пространством (кроме семьи и соседей), где разворачиваются жизненные события ребёнка, в которых он решает свои важнейшие проблемы развития.

Считается, что самой главной среди них является установление и осуществление социальных связеи. Решение именно этой задачи предполагает переживание себя как владельца тайны собственного Я (непрозрачного для других). Границы собственного психологического пространства ребёнок начинает охранять усиленно с применением самых разнообразных средств, выглядящих для наблюдателя как появление скрытности, как бы подтекста в отношениях ребёнка с другими людьми. Одновременно это связано со структурированием своего психологического пространства – дети заводят разного рода тайники, укромные местечки, записные книжки, коллекции (для себя). Они украшают (как умеют) свои личные предметы – велосипеды, тетради, книги, кровать и тому подобное. Часто это выглядит, как порча или пачканье, так как далеко от эстетического совершенства. Таким образом дети обозначают принадлежность вещи, она приобретает как бы более личные свойства, становится своей. Именно вещь имеет сначала для ребёнка свойства тайны, только ему известной. Такая «тайная» вещь обозначает степень дозволенности воздействия другого. Границы психологического пространства становятся осязаемыми, даже случайное разрушение их вызывает у ребёнка бурю чувств. Похоже, что так рождается новое с социальных связях. Они начинают регулироваться осознанной мерой воздействия, а это и возможность сказать «нельзя» другому человеку, и демонстрация себя «ненастоящего», когда можно притвориться, выдумать или, как говорят, манипулировать не только другими, но и собой.

Дети в этом возрасте могут выдумывать собственную биографию, особенно когда знакомятся с новыми для себя людьми, и это знакомство не может перерасти в длительное. Это особая форма лжи, которая не связана ни с какими наказаниями или просто последствиями. Обычно о её существовании родители знают редко, только в ретроспективном анализе взрослый человек может найти факты такого поведения в «конце детства» (10-12 лет).  Это один из вариантов, как называют его дети, белой лжи. Часто его содержание навеяно вероятными семейными тайнами – происхождением, степенью родства, близостью к авторитетным лицам и тому подобное. Эти выдуманные факты собственной биографии ребёнок может «опробовать» и в общении со сверстниками, но обычно они не встречают у них большого интереса. Это явление должно быть очень важным, хотя оно, к сожалению, мало исследовано в специальной литературе. Можно полагать, что достаточно высокая степень его распространения говорит о необходимости таких «проб себя» как момента в развитии ребёнка. В дополнение этому явлению как ещё одну грань «проб себя» можно исследовать и смену читательских интересов детей. В конце детства их больше привлекает литература о сверстниках, и их реальной жизни, о возможных событиях и приключениях. В психической реальности ребёнка появляются условия для осуществления режиссёрского воздействия на собственную жизнь.

Ребёнок пробует свои возможности изменения в отношениях с другими людьми, ориентируясь на содержание своей Я-концепции и концепции  другого человека, где появляется важнейшее образование – единица измерения отношений, мера правuльностu, как назвала её г. с. Абрамова. (1) Зарождается эта единица в переживании воздействия другого человека на предметные границы психологического пространства  ( «Ты сломал мою игрушку», «Ты испортил мой рисунок», «Ты выбросила мои палки») и связана с переживанием боли или отрицательных чувств, основанных на потере предметом части его свойства. Предмет, на который оказано другим человеком деструктивное воздействие, становиться ущербным неправильным.

Младшие подростки часто производят впечатление педантов, они очень переживают, если известная им правильность нарушается, особенно в отношении их самих, например, проявляется, по их мнению, несправедливость.

Мера правильности связана с осознанием детьми того факта, что отношения между людьми строятся на основе норм. Эти нормы чужды самому человеку, их надо освоить, для того чтобы другие люди не причиняли боль, разрушая границы психологического пространства. Мера правильности, требование соблюдать её – основа развития морального сознания ребёнка, направленного на сохранение и развитие границ психологического пространства за счёт укрепления его непрозрачности для других. Обида детей этого возраста на взрослых почти всегда связана с тем, что они нарушают границы психологического пространства, делают явным для дру.гих тайное Я ребёнка. Тяжело наблюдать состояние ребёнка, которого мать стыдит перед всем классом за то, что он прогулял школу. Мать считает, что она поступает правильно, но никто не узнает по-настоящему, какой страх перед контрольной остановил десятилетнего парнишку перед дверями школы. Он боялся быть плохим учеником, боялся быть «неправильным учеником», он честно боялся, он честно строил свои отношения со  взрослыми как правильный (хороший) мальчик, но не получилось.

Современный психолог Лоренц Колберг исследовал отношение детей к моральным дилеммам. Ребёнок ставился в ситуацию воображаемой моральной дилеммы, участником которой он не был, но мог оценить положение человека, для которого следование правильным нормам вступало в противовес с интересами других людей. Детям нужно было оценить конкретный поступок человека как хороший или плохой.

Многие психологи используют результаты, полученные Л. Колбергом для изучения особенностей морального развития конкретного ребёнка, ориентируясь на содержание этапов развития, описанных им. Они приведены в таблице, учитывая приблизительность возрастных границ.

Уровень

Возраст, лет

Что значит себя правильно вести

Почему надо вести себя правильно

0 4 Вести  себя,  как хочется. Справедливо то, что я  делаю Чтобы получать награды и избегать наказаний.
1 5-6 Делать, что велят взрослые Чтобы избегать неприятностей
2 6-8 Вести себя с другими соответственно тому, как они относятся ко мне Чтобы не упускать своего
3 8-12 Отвечать ожиданиям других; доставлять другим радость Чтобы другие хорошо обо мне думали, и сам я хорошо о себе
думал
4 12-… Удовлетворять общественным требованиям Чтобы способствовать стабильности общества, быть хорошим гражданином

Для детей в младшем подростковом возрасте преобладает тенденция «отвечать ожиданиям других». Готовность отвечать на воздействие других сочетается с необходимостью защищать границы своего психологического пространства, чтобы сохранять своё Я. Это одно из главных противоречий этого периода, которое разрешается созданием, освоением меры правильности (то есть оправданной, обоснованной, нужной) в регуляции отношений других к Я и Я к самому себе.)

В русле разрешения основного противоречия этого возраста, через воплощение переживаемой меры правильности в свои возможности по устройству жизни ребёнок овладевает важнейшим человеческим качеством ­трудолюбием. Трудолюбие – это не волевое качество, оно одно из базисных, интегральных свойств человека, которое связано с восприятием жизни как осуществимой в соответствии с собственными усилиями по её организации, то есть в трудолюбии проявляется то отношение к жизни, которое можно было бы выразить так: «Это моя жизнь».

В это время все трудовые навыки ребёнка включаются в его психологическое пространство как устойчивые элементы, организующие его, так как все его навыки связываются с переживаниями целесообразности потраченных усилий по организации своего Я. В это время современный ребёнок в очень быстром темпе может овладеть многими «взрослыми» навыками, связанными с работой на машинах (компьютер, автомобиль и тому подобное), работой с инструментами, то есть орудиями труда. Именно их свойства, как бы воплощают возможные конечные цели действия, что делает инициативы ребёнка, применяющего эти инструменты, вполне конкретными
и осуществимыми.

В современных условиях эта потенциальная готовность детей к устройству жизни реализуется в условиях, когда сама социальная действительность очень сложна и понятие обустроенной жизни становится весьма неопределённым.

Это порождает для подростков очень сложную проблему построения меры правильности в оценке и понимании социальных отношений. Умелость ребёнка, разворачивающаяся в предметной деятельности, необязательно проявляется в социальных отношениях или в школе.

Развитие интеллекта в подростковом возрасте

Школа в современной культуре становится особым инструментом со своими целями и задачами, она становится той школой в школе, которую приходится осваивать по специфическим законам, часто выглядящим вполне фантастически (1).
Вооружённый воображением и способностью действовать по правилам (по образцу взрослых отношений), ребёнок находится в школе. Воображение помогает ему действовать.
Школьное детство – это ступень в формировании индивидуальности ребёнка. Содержание её кратко можно представить следующим образом: научиться соотносить общие и частные, родовые и видовые свойства предметов, вещей и явлений, отношений людей, научиться организовывать своё поведение в соответствии с этими свойствами.
Требования, правила в отношениях с другими людьми, нормы предметных действий раскрывают закономерности объектов. Мир упорядочен системой научных знаний и понятий, которыми ребёнку надо овладеть.

Суждения ребёнка основаны на житейском опыте, выражены в словах как средствах мышления. Научный тип мышления, который ребёнок при обретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром. Понятие числа, слова, литературного образа и так далее, действия со свойствами объективного мира, которые составляют основу научного мышления, делают доступными непосредственному опыту ребёнка такие стороны действительности, которые были недоступны ему в личном опыте.

Вместе со знаниями в жизнь ребёнка входят книги – учебники. Работа с ними – это одно из первых действий по овладению навыками самообразования
Под  руководством учителя школьник учится работать над текстом, так же, как учится понимать учебную задачу, учится проверять свою· работу по образцу, учится правильно её оценивать.

В жизнь ребёнка входит диалог не только с учителем, но и с научным текстом. Особенность такого диалога в том, что он формирует у ребёнка научную картину мира – открывает перед ним объективно существующие закономерности, которые постепенно становятся элементами его мышления. Наряду с усвоением содержания системы научных понятий ребёнок овладевает способами организации учебного труда.

Действия планирования, контроля, оценки приобретают иное содержание, так как действие в системе научных понятий предполагает чёткое выделение взаимосвязанных отдельных своих этапов. Что я делаю? Как я делаю? Почему я делаю так, а не иначе? В ответах на такие вопросы о собственных действиях и рождается рефлексия качественно новое свойство человеческой психики.

Младший подросток начинает ориентироваться на общекультурные образцы действия, которыми он овладевает в диалоге со взрослыми. Диалог обязательно предполагает взаимопонимание, возможность и необходимость принятия точки зрения другого человека. В этом смысле общение младшего подростка с учителем открывает для него новые формы сотрудничества с другими. Уже к шестому классу школьник может осуществлять контроль не только за своей работой, но и за работой одноклассников, может выполнять учебную работу самостоятельно или в паре с товарищем. Новые типы сотрудничества с другими людьми совершенствуют и систему нравственных оценок ребёнка, вносят в неё новое качество – оценку затраченного труда, как своего усилия, так и усилия других. Результатом учебного труда является научное мышление.

Специфика учения состоит в том, что оно по природе своей произвольно, то есть не определяется внешними, ситуативными свойствами вещей. При решении, например, задачи о количестве яблок для ситуации учения   совершенно не важно – вкусные эти яблоки или нет, какого они цвета. Для того чтобы выделить существенные свойства и отношения вещей, ребёнку надо учиться ставить перед собой учебную задачу (что я должен делать?), находить способы её решения (как и с помощью чего я могу её решить?), оценивать себя (что я умею делать?), контролировать себя (правильно ли я делаю?). Всё это постепенно формируется в учебной деятельности ребёнка. Но без помощи взрослых ребёнок не научится управлять собой.

Когда ребёнок сам научится ставить перед собой цель учебного действия и находить средства для её достижения, его поведение получает характеристики подлинной произвольности.

Произвольность поведения, управление своими психическими процессами, внутренний план действий будут определяться содержанием взаимоотношений и взаимодействий ребёнка со взрослыми как носителем общественно значимых способов действия и подлинно нравственных отношений.

Взрослый поспособствует развитию индивидуальности ребёнка, если сформирует у него теоретический, научный тип мышления, позволяющий обращать внимание на самые существенные связи и отношения окружающего мира. Но далеко не всегда в своей работе учителя и родители выполняют такие требования, необходимые для полного психического развития подроста. И «мы часто видим, как учащиеся, переходя из класса в класс, всё больше тяготеют бременем учения, как многие из них избегают его», – пишет известный педагог Ш.А. Амонашвили.

Чтобы помочь детям в учении, надо чётко представить, что важнейший компонент научного мышления, которым ребёнок овладевает в школе, – не только выделять существенное в окружающем мире, но и способность обосновать, оценить, проконтролировать свои действия, свой выбор того или иного способа действия. Это значит, что при оценке результатов учения взрослые должны исходить из особых критериев, которые отражают подлинные показатели развития ребёнка, а не успешность в исполнении тех или иных частных, пусть и достаточно сложных, действий.

Если есть в семье младший подросток, как спрашивают его о школьных делах: какую отметку он сегодня получил или чему он сегодня научился. Разница в вопросах отражает и суть проблемы снижения интереса к учению в младшем подростковом возрасте. В вопросе об оценке невольно придаётся значение только результату, и оценкой меряются способности, трудолюбие и другие качества школьника. Результат учения очень важен, но он не выражается только в оценке. Он выражается в реальных знаниях и умениях ребёнка. Возникает трудность в том, что родители, часто не осознавая этого, подстраивают своё отношение к ребёнку в соответствии с его школьными успехами. Успешность ребёнка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, реальной помощью и поддержкой родителей, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки или бессмысленными усилиями по переписыванию несколько раз домашних заданий.

Чтобы изменить отношение к успехам и неудачам ребёнка в учении, надо понять, чем они вызваны. Может на пути его стоит идол, который, по словам Сухомлинского, подстерегает ребёнка в школе. Идол – это оценка. Оценка часто приобретает большое значение в жизни ребёнка. Со стороны взрослого она должна предполагать прежде всего такие критерии, которые известны самому ребёнку. Тогда оценка становится содержательной, и ребёнок учится оценивать своё продвижение в усвоении материала. Самообучение будет поощрять ребёнка к дальнейшему обучению. Родители в этом отношении могут многое сделать для своих детей, если постараются сами увидеть содержательную сторону оценки и научить этому видению ребёнка, а не ориентироваться слепо на социальное значение оценок.

Современные исследования показывают, что ребёнок не может постоянно находиться в ситуации потребления готового знания. Он хочет и умеет  научить его. Быть активным, самостоятельным в учебно-познавательно деятельности. Он выступает и формируется в ней как личность. Чтобы такое происходило, чтобы ребёнок был так же жаден до знаний, как и в до­школьном возрасте, так же стремился действовать, как взрослый, родители должны всеми способами поощрять его в учёбе, приветствуя наималейшие успехи и не акцентируя внимания на временных неудачах. Сделать это бывает порой не просто, требуется совместная работа учителя и родителей. Но она тем более оправдывает себя, что цель её всегда благородна: создание благоприятных условий для развития личности. Прийти в школу не только по требованию учителя, не только с претензиями на его «необъективность», но прийти к нему как к единомышленнику, как к человеку, который заинтересован в развитии вашего ребёнка, – это те новые для родителей отношения, возникающие с поступлением ребёнка в школу. Осуществление их бывает не менее сложно, чем перестройка представлений о самом ребёнке, да и своих методах воспитания. Но их необходимо построить достойным образом, так как и вы, и учителя являетесь для ребёнка представителями мира взрослых, куда он так стремиться попасть.

У  младшего подростка ещё только формируются общие способы ориентировки в существенных свойствах вещей и явлений. Он ещё только учится отличать случайное и закономерное во всех областях человеческой жизни, только вырабатывает критерии оценки себя и других. Он ещё только учится действовать с позиций своей оценки, произвольно выбирая способ поведения. Если взрослые не дадут ему настоящих, содержательных оценок он заменит их фетишами и идолами, которые закрывают сущность вещей и человеческих отношений. Не видя, не зная, не имея оснований для  свободного выбора и оценки, он пойдёт на поводу случайных свойств вещей. на поводу стереотипов и шаблонов.