Собирательные числительные в нашей речи. 11-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Цель урока: подготовить учащихся 11 класса к ЕГЭ по русскому языку с отражением морфологических норм литературного языка.

Задачи:

  • повторить тему “Собирательные числительные”;
  • познакомиться с нормами употребления собирательных числительных в речи, с их синтаксической ролью, способами их образования;
  • учиться правильно применять числительные в речи и выполнять задания, аналогичные заданиям ЕГЭ.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: семинар-практикум.

Структура: модель урока для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ.

Средства обучения: интерактивная доска, компьютеры.

Имеющиеся умения учащихся:

  • употреблять числительные двое, трое и др., числительные оба, обе в сочетании с существительными (на уровне 6 класса).

Умения, которые обучаемые приобретут в ходе данного урока:

  • уметь оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм, соблюдать нормы употребления форм слов.

Технологическая карта урока представлена в приложении (см. приложение 1).

Ход урока

I. Введение.

Учитель:

Книга жизни на моём столе –
Глубина и мудрость в каждом слове…
Двое жили на одной земле –
Братья не по духу, а по крови.
Оба стать героями могли.
Но один им был.
Другой – казался…
Двое оторвались от земли,
Но взлетел один.
Другой – остался.

(В.Т. Дорожкина)

И пройдут такие трое суток,
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

(Б. Пастернак)

Учитель: Уважаемые ребята, вы заметили, что с точки зрения грамматики, эти стихотворения объединяют собирательные числительные. Мастера слова сумели показать нам, как эта часть речи благозвучна и значима в раскрытии смысла поэтического текста.

II. Учитель: Cегодня тема нашего урока “Собирательные числительные в нашей речи”. (Открываем презентацию 1. Слайд 1)

Кто-то из великих сказал: “Хочешь понравиться – умей владеть родным языком”. (Слайд 2)

Цель урока: научиться грамотно употреблять собирательные числительные в речи. Вам предстоит сдача ЕГЭ по русскому языку и знание этой темы поможет вам справиться с заданиями, связанными с нарушением морфологических норм и не допускать грамматических ошибок.

Задачи:

повторить всё, что мы знаем о собирательных числительных;

познакомиться с правилами сочетания собирательных числительных с именами существительными;

учиться выполнять задания, связанные с нарушением морфологических норм и помнить правила употребления собирательных числительных в речи.

III. Проверка начальных знаний и владения базовыми умениями по данной теме у учащихся.

Учащимся представляется презентация по теме “Собирательные числительные”. (Презентация 2). Данная презентация поможет обучающимся вспомнить пройденный материал, закрепить его, узнать что-то новое для себя, что пригодится в дальнейшем при сдачи ЕГЭ по русскому языку.

IV. Изучение “нового” материала.

Лабораторная работа в парах. (Презентация 1. Слайд 3)

Задания и инструкцию по их выполнению (см. в приложении 2).

В итоге данной работы должна получиться таблица о сочетаемости и несочетаемости собирательных числительных с именами существительными. (Слайд 4)

VI. Подведение итогов работы по предложенному исследованию (Слайд 5)

Таблица “Собирательные числительные”.

сочетаются

не сочетаются

с сущ. м. и общ. рода, называющими лиц

двое друзей

трое сирот

с им. сущ. женского рода

четыре ученицы (но не четверо учениц)

с сущ., имеющими только форму мн. ч.

двое суток

с названиями животных

три волка (но не трое волков)

с суш. дети ребята, люди

шестеро ребят

 
с личными местоимениями

нас было пятеро

 
с названиями детёнышей животных

семеро щенят

 
с названиями парных предметов

трое рукавиц

двое сапог

 

VII. Закрепление знаний, умений и навыков. (Практическая работа, тестирование)

Учитель: Сегодня мы говорим о "коварной" части речи — имени числительном. Почему "коварной"? Да потому что с ней связан целый ряд грамматических и стилистических ошибок в нашей речи. Вот, уважаемые ребята, несколько предложений, в которых пропущены числительные, вам нужно вставить одно из предложенных числительных, не забывая при этом дописать окончания у существительных. Попробуйте, проверьте свою грамотность.

Задания.

  1. Насыпь возводилась с помощью (двоих, двух) бульдозер….
  2. (Шесть, шестеро) девушек поступили на курсы секретарей.
  3. Недоставало (четыре, четверо) нож.. и (три, трое) щипц.. .
  4. (Четверо, четыре) сут.. продолжалась метель.
  5. По (оба, обе) сторонам улицы устроены газоны.
  6. Город расположен на (оба, обе) берегах реки.
  7. У (оба, обе) сестёр были одинаковые платья.
  8. Мы гордилис ь(оба, обе) братьями.

Лингвистическая задача. (Слайд 6)

А теперь решите такую лингвистическую задачу с 22 сутками. Все обстоит благополучно, пока перед нами сочетания 20 (двадцать) суток, 21 (двадцать одни) сутки. Но стоит добавить еще одни сутки, и мы окажемся в трудном положении. Как же сочетать числительное 22 и существительное “сутки”?

Тестирование

Учащимся предлагается занять свои места за компьютером, где каждому ученику предстоит выполнить тест по изучаемой теме.

(Тесты прилагаются). (См. приложение 3)

VIII. Рефлексия. Осмысление результатов работы. (Слайд 7)

Книга жизни на моём столе –
Глубина и мудрость в каждом слове…
Двое жили на одной земле –
Братья не по духу, а по крови.
Оба стать героями могли.
Но один им был.
Другой – казался…
Двое оторвались от земли,
Но взлетел один.
Другой – остался.

(В.Т. Дорожкина)

И пройдут такие трое суток,
И столкнут в такую пустоту,
Что за этот страшный промежуток
Я до воскресенья дорасту.

(Б.Пастернак)

Учитель: Ребята, прочитайте, пожалуйста, строчки из первого стихотворения, в которых есть собирательные числительные. Скажите, в какой форме они здесь использованы? А Б.Пастернак, какое использовал правило в употреблении собирательного числительного?

Итак, урок подошёл к концу, подведём итоги. (Слайд 8)

Что сегодня повторили?

  • Повторили тему “Собирательные числительные”.

Какое исследование проводили?

  • Исследовали употребление собирательных числительных с именами существительными.

Какие задания мы выполняли?

  • Выполняли задания, связанные с нарушением морфологических норм, аналогичных тестовым заданиям в формате ЕГЭ.

IX. Домашнее задание. (Слайд 9)

Первый уровень: Тестовые задания типа А и В в формате ЕГЭ.

Второй уровень: Составить для всего класса задания, содержащие заведомые ошибки по изученной теме.

Оценивание.

Оценивание ваших знаний будет осуществляться следующим образом: заполните оценочный листок. (См. приложение 4)

Литература

  1. Булатова О.С. Искусство современного урока. - М., 2006.
  2. Векслер С.И. Современные требования к уроку. - М., 1985.
  3. Гершунский Б.С Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. - М., 1997.
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М, 1999.