Методическое описание дидактического панно «Божьи коровки»
Дидактическое панно позволяет решать задачи речевого и сенсорно-перцептивного развития детей раннего возраста:
- развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);
- формирование представлений о количестве (много – мало, один – много, большие – маленькие);
- знакомство с цветом;
- развитие общей и мелкой моторики, формирование различных операциональных умений (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);
- расширение и обогащения словарного запаса.
Рекомендации.
Дидактическое панно можно использовать:
- в игровой деятельности детей раннего возраста – предметно-игрового манипулирование
- в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов
Оборудование и материалы: панно изготовлено из ковролина в виде жучка – «божья коровка» и прочно крепиться на стене в группе на уровне роста детей (можно использовать готовые коврики). Дополнительно изготавливаются атрибуты – мешочки в форме цветов, бантиков, кружочков разного цвета и разнообрзных по фактуре материалов. Они наполняются различными материалами: мелкая галька, древесная стружка, поролон, крупа, холофайбер, синтепон, пенопластовые шарики, мишура. Для обыгрывания и сюрпризных моментов изготавливаются мешочки из плотного прозрачного полиэтилена, в которые помещаются разные привлекательные предметы-игрушки: крупные цветные бусы, шарики, предметные картинки и т.п.
Атрибуты так же могут иметь плоскостную форму и различную текстуру (фетр, мех, драп и др.).
С обратной стороны атрибутов пришивается текстильная лента – «липучка».
Примеры дидактических игр и упражнений с панно
Дидактическое упражнение «Найди такой же»
Цель: закрепить умения соотносить предметы по цвету.
Материал: мешочки в форме бантиков красные и синие, сшиты из креп-сатина, наполненные мелкими пенопластовыми шариками.
Ход игры: педагог обращает внимание на
жучков «Божьих коровок», крылышки, которых
украшены бантиками, рассматривает и их вместе с
детьми. Педагог поясняет, что у каждого жучка
свой бантик у одного – синий, другого красный.
Обращает внимание детей на то, что на столе еще
лежат красные и синие бантики, предлагает
выбрать для жучка с красным бантиком – красные,
для жучка с синим бантиком – синие.
В ходе игры педагог следит за тем, чтобы дети не
торопились, а сначала внимательно посмотрели и
нашли глазами бантик нужного цвета.
Дети вместе с воспитателем любуются красивыми
жучками.
Дидактическое упражнение: «Большие и маленькие»
Цель: научить детей различать предметы по величине
Материал: круги большего и маленького размера одного цвета, изготовлены из плотной ткани (фетра, драпа) или клеенки.
Для усложненного варианта игры можно использовать круги разного размера и цвета.
Ход игры: Педагог рассматривает вместе с детьми цветные круги на столе, берет кружочек большого размера и предлагает детям выбрать все большие круги и подарить их жучку («украсим крылышки»), затем все маленькие круги и подарить их другому жучку.
Дидактическое упражнение: «Круг, квадрат»
Цель: научить детей различать предметы по форме.
Материал: плоскостные квадраты и круги из плотного фетра
Ход игры: педагог показывает круги и
квадраты, произвольно перемешивая их на столике.
Объясняет детям, что у него есть разные фигуры:
«Вот такая – это квадрат, и такая – это круг».
Закрепляет на спинке у одного жучка квадрат, у
другого – круг.
Накладывая, оставшиеся фигуры друг на друга,
педагог учит детей приемам сравнения. Затем
предлагает самостоятельно, закреплять фигуры на
панно.
Аналогично можно проводить игру и с другими
геометрическими фигурами.
Занятие для детей третьего года жизни «Украсим крылышки жучка цветами»
Программные задачи:
- формирование представлений о количестве один – много
- знакомство с цветом
- развитие общей и мелкой моторики, формирование различных операциональных умений (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками)
Материал:
- атрибуты в форме цветов, наполненные синтепоном, изготовлены из креп-сатина разного цвета (красные, синие, желтые, зеленые). На каждый цветок нашиты крупные пуговицы
- серединка цветов – кружок с прорезью для пуговицы
ХОД ЗАНЯТИЯ
Сюрпризный момент: в группе появляется кукла Катя с корзиной, в которой находятся цветочки и кружочки.
Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к
нам пришёл сегодня в гости – кукла Катя (Дети
здороваются с ней). Она принесла с собой
корзинку. Посмотрите что в корзинке?
– Цветы и круги. Воспитатель достает из
корзины атрибуты.
– А цветочки наши необычные с пуговицами.
– Какого цвета круги? (Ответы детей)
– Круги – это серединки для цветов.
– Как вы думаете, для какого цветочка этот круг? (Показывает
кружочек, например синего цвета, если дети
затрудняются ответить, воспитатель
подсказывает)
– А давайте с вами подберем к цветам подходящий
по цвету круг – серединку и пристегнем его
пуговичкой. (Дети пристегивают серединки к
цветам)
– Посмотрите, какие красивые цветочки у нас
получились. Дети рассматривают.
– Катя предлагает, помочь украсить цветами
крылышки жучкам. Дети прикрепляют цветы на
панно.
Аналогичные вопросы и действия можно проводить с другими предметами. Кукла благодарит детей за помощь и прощается.