Дидактическое панно "Божья коровка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Методическое описание дидактического панно «Божьи коровки»

Дидактическое панно позволяет решать задачи речевого и сенсорно-перцептивного развития детей раннего возраста:

  • развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);
  • формирование представлений о количестве (много – мало, один – много, большие – маленькие);
  • знакомство с цветом;
  • развитие общей и мелкой моторики, формирование различных операциональных умений (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками);
  • расширение и обогащения словарного запаса.

Рекомендации.

Дидактическое панно можно использовать:

  • в игровой деятельности детей раннего возраста – предметно-игрового манипулирование
  • в продуктивной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов

Оборудование и материалы: панно изготовлено из ковролина в виде жучка – «божья коровка» и прочно крепиться на стене в группе на уровне роста детей (можно использовать готовые коврики). Дополнительно изготавливаются атрибуты – мешочки в форме цветов, бантиков, кружочков разного цвета и разнообрзных по фактуре материалов. Они наполняются различными материалами: мелкая галька, древесная стружка, поролон, крупа, холофайбер, синтепон, пенопластовые шарики, мишура. Для обыгрывания и сюрпризных моментов изготавливаются мешочки из плотного прозрачного полиэтилена, в которые помещаются разные привлекательные предметы-игрушки: крупные цветные бусы, шарики, предметные картинки и т.п.

Атрибуты так же могут иметь плоскостную форму и различную текстуру (фетр, мех, драп и др.).

С обратной стороны атрибутов пришивается текстильная лента – «липучка».

Примеры дидактических игр и упражнений с панно

Дидактическое упражнение «Найди такой же»

Цель: закрепить умения соотносить предметы по цвету.

Материал: мешочки в форме бантиков красные и синие, сшиты из креп-сатина, наполненные мелкими пенопластовыми шариками.

Ход игры: педагог обращает внимание на жучков «Божьих коровок», крылышки, которых украшены бантиками, рассматривает и их вместе с детьми. Педагог поясняет, что у каждого жучка свой бантик у одного – синий, другого красный.
Обращает внимание детей на то, что на столе еще лежат красные и синие бантики, предлагает выбрать для жучка с красным бантиком – красные, для жучка с синим бантиком – синие.

В ходе игры педагог следит за тем, чтобы дети не торопились, а сначала внимательно посмотрели и нашли глазами бантик нужного цвета.
Дети вместе с воспитателем любуются красивыми жучками.

Дидактическое упражнение: «Большие и маленькие»

Цель: научить детей различать предметы по величине

Материал: круги большего и маленького размера одного цвета, изготовлены из плотной ткани (фетра, драпа) или клеенки.

Для усложненного варианта игры можно использовать круги разного размера и цвета.

Ход игры: Педагог рассматривает вместе с детьми цветные круги на столе, берет кружочек большого размера и предлагает детям выбрать все большие круги и подарить их жучку («украсим крылышки»), затем все маленькие круги и подарить их другому жучку.

Дидактическое упражнение: «Круг, квадрат»

Цель: научить детей различать предметы по форме.

Материал: плоскостные квадраты и круги из плотного фетра

Ход игры: педагог показывает круги и квадраты, произвольно перемешивая их на столике. Объясняет детям, что у него есть разные фигуры: «Вот такая – это квадрат, и такая – это круг». Закрепляет на спинке у одного жучка квадрат, у другого – круг.
Накладывая, оставшиеся фигуры друг на друга, педагог учит детей приемам сравнения. Затем предлагает самостоятельно, закреплять фигуры на панно.
Аналогично можно проводить игру и с другими геометрическими фигурами.

Занятие для детей третьего года жизни «Украсим крылышки жучка цветами»

Программные задачи:

  • формирование представлений о количестве один – много
  • знакомство с цветом
  • развитие общей и мелкой моторики, формирование различных операциональных умений (пальцевой захват мелких и крупных деталей, удерживание деталей, обучение действия двумя руками)

Материал:

  • атрибуты в форме цветов, наполненные синтепоном, изготовлены из креп-сатина разного цвета (красные, синие, желтые, зеленые). На каждый цветок нашиты крупные пуговицы
  • серединка цветов – кружок с прорезью для пуговицы

ХОД ЗАНЯТИЯ

Сюрпризный момент: в группе появляется кукла Катя с корзиной, в которой находятся цветочки и кружочки.

Воспитатель: Дети, посмотрите, кто к нам пришёл сегодня в гости – кукла Катя (Дети здороваются с ней). Она принесла с собой корзинку. Посмотрите что в корзинке?
– Цветы и круги. Воспитатель достает из корзины атрибуты.
– А цветочки наши необычные с пуговицами.
– Какого цвета круги? (Ответы детей)
Круги – это серединки для цветов.
– Как вы думаете, для какого цветочка этот круг? (Показывает кружочек, например синего цвета, если дети затрудняются ответить, воспитатель подсказывает)
– А давайте с вами подберем к цветам подходящий по цвету круг – серединку и пристегнем его пуговичкой. (Дети пристегивают серединки к цветам)
Посмотрите, какие красивые цветочки у нас получились. Дети рассматривают.
– Катя предлагает, помочь украсить цветами крылышки жучкам. Дети прикрепляют цветы на панно.

Аналогичные вопросы и действия можно проводить с другими предметами. Кукла благодарит детей за помощь и прощается.