Участники: ученики 5 “Б”-го класса, их мамы, классный руководитель.
Цели:
1) познакомить детей с новым праздником;
2) способствовать воспитанию у учащихся чувства любви и уважения к родным и близким людям;
3) содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;
4) продолжать “строить” дружеские “мосты” между детским и родительским сообществами.
Подготовительная работа
I. Проведение опроса среди учащихся “Чем я хочу быть похожим (ей) на свою маму?”
II. Написание мини-сочинения “Расскажу о маме” (домашнее задание).
III. Выполнение на уроке ИЗО рисунков “Моя мама”.
IV. Оформление фотостенда “Наши мамы”.
V. Сбор материалов (произведений художественной литературы, публикаций в газетах и журналах, репродукций картин, аудиокассет, грамзаписей) по теме классного часа
VI. Организационная встреча с мамами учащихся.
VII. Составление совместно с активом класса сценарного плана классного часа.
VIII. Изготовление на уроках труда подарков для мам.
IX. Приглашение мам на классный час.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) фотостенд “Наши мамы”;
б) выставка рисунков “Моя мама”;
в) на классной доске написаны название классного часа и следующая фраза: “Для меня мама...”
Ход проведения
I. Вступительное слово классного руководителя:
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые родители! Как хорошо, что все мы собрались в нашей гостиной. Рассаживайтесь поудобнее, постарайтесь отдохнуть. Я надеюсь, что мы с удовольствием проведем время пашей встречи. А разговор сегодня поведем о самых дорогих, любимых и единственных — наших мамах. Всех женщин, девочек, бабушек, мам поздравляют обычно весной — 8 Марта. Но недавно в России появился новый праздник — День матери.
Мама — такое маленькое, но очень емкое слово; как много оно вмещает в себя.
Хвала матери, хвала матери — матери хвала!
Глаза ее прекрасные чисты,
Пусть в сердце нежные всегда живут слова,
Достойные великой красоты.
(О. Соловьева “Хвала матери”)
Ребята, а с каким другим словом сочетается у вас слово “мама”? Какой образ возникает у вас при упоминании слова “Мама”?
Я возьму сейчас сердечко, которое будет помогать нам сегодня, и попробую первой продолжить следующую фразу: для меня мама — это…
II. Вслед за учителем учащиеся по очереди продолжают данную фразу, а один из родителей кратко записывает мнение каждого ребенка на доске.
III. Классный руководитель:
Уважаемые мамы! Готовясь к нашей встрече, мы выяснили, что одни ребята хотят быть похожими на вас по внешнему виду, другие — по характеру, а третьи — по способностям и умениям. Я думаю, вам будет интересно узнать, чем хотят быть похожими на вас ваши дети.
Начнем мы рассказ с тех, кто хочет быть похожим на свою маму по внешнему виду. К ним относятся Денис Гаганов, Лена Ларичкина, Даша Тамахина, Илья Никитин.
Первой начну я. Мою маму зовут Алевтина Ивановна Леонова. Ее знают многие из вас, потому что она работает продавцом в центральном магазине нашего поселка. Она у меня очень живая, всегда улыбающаяся, зеленоглазая женщина, энергичная, веселая, добрая. Любит носить одежду красного тона. Я очень похожа на нее.
IV. Дети поочередно рассказывают о своих мамах, показывая их фотографии на фотостенде.
V. Классный руководитель предлагает провести игру, в которой будут участвовать две команды — команда учащихся и команда их мам.
Участники игры в течение одной минуты пишут на листочках ласковые слова, которыми дети называют своих мам, а затем оглашают подготовленный перечень слов.
Учитель благодарит участников игры и обращает внимание на то, что мамам было приятно услышать ласковые слова в свой адрес, а детям — их произнести.
VI. Учитель называет тех детей, которые хотят быть похожими на своих мам по характеру. К таким учащимся относятся Настя Каган, Катя Паршина, Юля Мелешина, Руслан Темиргалиев, Женя Клевцов. Каждый из них кратко рассказывает о своей маме и о черте ее характера, которую больше всего ценит.
VII. Классный руководитель:
Русская женщина — это женщина-мать. Она сильна волевая, добрая, нежная. В большинстве российских семей всего один или два ребенка. Гораздо меньше в России семей, в которых живут и воспитываются трое, четверо и более детей. Такие семьи называют многодетными. В нашей гимназии учатся дети из 19 многодетных семей. В нашем классе учится Маша Королева, родители которой воспитывают троих детей. Сегодня у нас в гостя мама Маши — Марина Валентиновна.
Учитель задает вопросы Марине Валентиновне:
- Как зовут ваших детей?
- Трое — это трудно?
- Как отнеслись ваши сыновья к рождению девочки?
- Что вам больше всего нравится в вашей дочери? После ответов мамы на вопросы ее дочь Маша рассказывает о том, почему она хочет быть похожей на свою маму.
VIII. Классный руководитель предлагает Саше Климину, Кирилиной Марии, Балюк Тарасу, Анне Масятовой ответить на вопрос, почему они выбрали способности и умения своих мам в качестве главных качеств для подражания. По очереди эти учащиеся высказывают свои мнения. Учитель благодарит учащихся за ответы, а мам — за то, что ими можно гордиться и восхищаться.
IX. Классный руководитель:
Во все века любовь к своим матерям вдохновляла поэтов, художников, композиторов на создание величайших произведений. Среди них картина В.Л. Боровиковского “Портрет неизвестной с ребенком”. (Звучит музыка). Дорогие ребята! Уважаемые мамы! Предлагаю побеседовать с этим портретом, что-то спросить или сказать людям, изображенным на картине.
X. Классный руководитель:
На улице зима. Лежит белый снег. Морозно. А мы с ребятами хотим, чтобы в вашей душе и вашем доме, дорогие мамы, было всегда тепло, спокойно и комфортно.
Дети читают стихи и дарят мамам подарки.
Первый ученик:
Люблю тебя, мама,
За что, я не знаю.
Наверно, за то, что
Дышу и мечтаю.
И радуюсь солнцу,
И светлому дню —
За это тебя я,
Родная, люблю.
За небо, за ветер,
За воздух вокруг.
Люблю тебя, мама,
Ты — лучший мой друг.
Второй ученик:
Ни устали не зная,
Ни покоя, каждый час,
День и ночь родная мама
Все тревожится о нас.
Нас баюкала, кормила,
У кроватки пела нам.
Первой нас она учила
Добрым, радостным словам,
Сколько ночек не спалось ей,
Если вдруг болели мы.
Сколько плакать довелось ей
В комнатушке среди тьмы.
Третий ученик:
Кто кручинится, когда мы
Опечалены подчас.
Сколько радости у мамы,
Если кто-то хвалит нас.
Сколько мук ей было с нам и
И наград не надо ей,
Об одном мечтают мамы —
О любви своих детей.
Учащиеся произносят хором: “Мы вас любим!”
XI. Выступают с ответным словом мамы. Они исполняют песню своей молодости и дарят детям сувениры.
XII. Заключительное слово Классного руководителя: Наша встреча в гостиной подошла к концу. Я думаю, мы интересно провели время и много нового узнали о свои мамах. Давайте вернемся к начальной фразе: для меня мама... Может быть, у кого из вас возникло желание добавить к ранее произнесенным другие слова о маме.
(Пауза). Пусть этот новый праздник “День матери” станет для всех нас дорогим и желанным. А дарить подарки, улыбки, радовать своих мам можно и нужно ежедневно. Всем спасибо!
Литература
1. Воспитателю о работе с семьёй /Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 1989.
2. Калейдоскоп родительски собраний. Вып. I / Под peд. Е.Н.Степанова. М., 2001.
3. Курносова Л.А. День семьи “Мама, папа, я — дружная семья!” // Классный руководитель. 1999. № 2.