Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. “Островки” познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. Присоединяющиеся к действию образ-символ и слово позволяют ребенку перейти от внешнего, действенного экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению, рассуждению о возможных связях и отношениях вещей.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Меня, как педагога, заинтересовал один из типов детского исследования - путешествие по “реке времени”. А началось все с элементарного рассматривания книги Е. Пермяка “От костра до котла”. Множество вопросов и пока еще неумелого выражения детьми своей точки зрения послужило для меня поводом к изучению данной проблемы. Эта тема интересна еще и тем, что во время таких “путешествий” дети становятся более раскрепощенными в общении, внимательными, активными и любознательными. Осознавая важность выбранной мною темы, я изучила рекомендации Н.А. Коротковой в пособии “Организация воспитательно-образовательного процесса в старших группах детского сада” и пособие “Детское исследование как метод обучения старших дошкольников” А.И. Савенкова для более успешного применения их на практике. Подобрала художественную и методическую литературу, вместе с детьми изготовили панно “река времени” с символическими метками. Совместно с родителями организовали центры познавательной активности через макеты жилищ разных временных эпох и мини музеев.
Проблемная ситуация, “Путешествие необычного мальчика”, помогла мне уточнить знания детей с помощью вопросов.
- Как вы понимаете, что такое время? Как за ним можно понаблюдать?
- Что означают слова: древность, старина, настоящее и будущее время?
- Чем отличается современный человек от первобытного?
- Какими были условия жизни, одежда, обувь, образование, искусство в разные временные эпохи?
- Как менялись со временем занятия людей? (Профессии).
- Какие бытовые приборы облегчают жизнь современному человеку, как они выглядели в прошлом?
- Как менялось вооружение армии с древности до наших дней?
- Как менялся со временем способ передвижения людей?
- Что ты знаешь о доисторических животных?
- Как появились домашние животные?
- С помощью чего украшали наши предки свои праздники? Что делало их яркими и красивыми?
Это послужило не только выявить знания и интересы детей, но и узнать, как умеют дети делиться впечатлениями со сверстниками и взрослым в непринужденной форме.
Таким образом, занятия и беседы выстраивались так, чтобы дети закрепляли старые знания и получали новые, через следующие формы работы:
- Путешествие во времени через панно “река времени” с помощью символических меток.
- Совместное изготовление проектов и макетов.
- Коллекционирование и создание мини музеев, экспериментирование в живой и неживой природе.
- Через наблюдения и беседы, конструктивную, изобразительную и игровую деятельность.
Наш детский сад “Родничок” г. Павлово, при ознакомлении дошкольников с окружающей действительностью, работает по принципу комплексно-тематического подхода к организации ВОП. Поэтому темы, разработанные творческой группой в соответствии с содержанием и объемом знаний и представлений детей по программе “Развитие”, распределили на год.
На основании этого примерного распределения тем, мною разработан перспективный план для работы с детьми подготовительной группы по ознакомлению с окружающим с использованием технологии “Путешествие по реке времени”….
Он предполагает использование определенных методов и приемов работы с детьми в процессе совместной с ними деятельности, соблюдение требований в создании условий в предметно-развивающей среде и во взаимодействии с семьями воспитанников.
Применение этой технологии позволило разработать конспект открытого занятия по теме: “Путешествие в прошлое осветительных приборов” и принять участие в областном конкурсе “Разговор о правильном питании” с творческой работой при участии родителей “Кулинарное путешествие во времени”. (Приложение № 1 и № 2)
Подбор методов и приемов основывался на следующих принципах при ознакомлении детей с различными историческими эпохами:
- Принцип доступности, который предполагал отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.
- Принцип наглядности предусматривал подбор демонстрационного и раздаточного материала.
- Принцип эмоционального восприятия информации позволял использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Детям предлагался доступный, наглядный, эмоционально-насыщенный материал по 3-м эпохам.
-
Эпоха древнего мира более доступна и
увлекательна для понимания детей. Она яркая и
захватывающая. Необычные животные, внешний облик
и поведение древнего человека всецело
захватывают детское воображение.
- Эпоха Средних веков более сложная и непонятная для детей. Но множество вопросов, которые возникали во время “путешествия”, позволили познакомиться не только с замки, рыцарскими турнирами, но и с “зарождением” первого технического прогресса.
- Современный мир охватывает большую протяженность во времени, наблюдаются слишком стремительные изменения во всех областях общественной жизни, быстрый рост технического прогресса. В этом и заключается сложность: охватить все и выбрать доступное детям.
Порою, мы торопимся научить ребенка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое сами считаем наиболее важным. В итоге учебная деятельность превращается в скучную повинность. Стремясь сделать благое дело, мы, часто не обращая внимания на природную исследовательскую потребность ребенка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.
Поэтому нам взрослым, во-первых, надо стремиться к тому, чтобы организовывать занятия не в форме “урока”, а в форме партнерской деятельности взрослого с детьми, развертывающейся как исследование вещей и явлений окружающегося мира, доступное и привлекательное для детей, где последние получают возможность проявить собственную исследовательскую активность. Во-вторых, организовывать учебный процесс по модели личностно-ориентированного взаимодействия, учитывая, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны актуальные интересы детей.
Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, в своей работе я использовала следующие методы:
1. Словесный метод.
Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей.
Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
в) Составление и оформление макетов.
Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод.
Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод.
Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Одним из важнейших направлений воспитательно-образовательной деятельности, осуществляемой в группе, является работа с родителями. Они становятся непосредственными участниками педагогического процесса. Для этого необходимо:
- Заинтересовать родителей проблемой: “Ознакомление детей с окружающей действительностью с использованием технологии “река времени”.
- Продумать эффективные способы информирования и просвещения родителей.
- Привлекать родителей к сотрудничеству и участию в совместных мероприятиях, подготовке сообщений с детьми, изготовлению поделок и макетов.
Данный опыт работы показывает, что технология “путешествие по реке времени” дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно “река времени” способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Дети стали более открытыми, самостоятельными. Задают вопросы на интересующие их темы. Могут наблюдать, сопоставлять, анализировать, комбинировать. Применение технологии в практике будет, на мой взгляд, приносить ощутимые результаты в познавательном развитии старших дошкольников.