Цели урока:
1. Познакомить с поэтическим произведением С. Есенина “С добрым утром!”
2. Учить чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения
3. Развивать умение высказывать свои мысли.
4. Учить анализировать поэтическое произведение
5. Развивать эмоционально-чувственное отношение к поэзии, эстетические чувства.
6. Воспитывать любовь к природе, Родине, своему краю.
Оборудование:
1. Карточки для групповой работы.
2. Портрет С.Есенина
3. Карточки со словарными словами
4. Аудиозапись музыки Э.Грига “Утро”
5. Караоке “Отговорила роща золотая”.
Ход урока
1. Психологический настрой.
Ребята, у нас сейчас урок литературы. Улыбнитесь друг другу, мысленно пожелаем всем удачи. Что ожидаете от урока?
Я желаю удачи и хорошей работы.
2. Проверка домашнего задания.
Как называется раздел литературы, который мы изучаем?
(Такой незнакомый знакомый мир)
Почему он так называется?
(Мир, который нас окружает, кажется нам понятным и обыкновенным, но на самом деле – сложный, таит много тайн и неожиданностей)
Почему в этом разделе так много поэтических произведений?
(Поэт открывает нам ту картину, мимо которой мы ходим каждый день, не замечая ее)
Прочитаем выразительно стих К.Бальмонта “Гномы”
Прочитайте слова, которые “переворачивают” смысл стихотворения.
Как называется прием, на котором держится смысл стихотворения? (Контраст)
Почему оно называется “Гномы”, а не “Кроты”?
(Поэт в самом заурядном явлении может увидеть чудо, оно – о внутреннем мире поэта, о мире его фантазии, воображения)
Как можно было по-другому назвать этот стих?
(Сказка под ногами, Подземные короли, Чудеса под землей)
Что такое фантазия? (Cпособность глядя на одинаковое - видеть разное, глядя на незаметное- обнаруживать замечательное)
3. Актуализация знаний.
Ребята, сегодня мы познакомимся с замечательным русским поэтом С.А.Есениным, который обладал уникальной способностью видеть красоту окружающего мира в самых, казалось обыкновенных предметах и явлениях.
Несколько ребят к сегодняшнему уроку подготовили биографию поэта. Им сейчас предоставим слово.
Дети рассказывают биографию С. Есенина.
Мало кто знает, но в нашем Мелеузовском районе была такая деревня Веровка, в которой жил
поэт, близкий друг и родственник С.Есенина Василий Наседкин. Мама и сестра С.Есенина приезжали в эту деревню, мечтал сюда приехать и Есенин, но его планам не суждено было сбыться.
Встречались ли вы с произведениями С.Есенина?
А сейчас послушайте стихи в исполнении своих одноклассников и скажите, что их объединяет?
Чтение наизусть стихов:
“Поет зима, аукает..”, “Нивы сжаты..”, “Пороша”, “Береза”.
Что объединяет эти стихи? (Они о природе)
С.Есенин горячо любил природу, свою родину и смог всю свою любовь отразить в стихах.
4. Работа над темой урока.
Ребята, на улице почти зима, сегодня последний день осени. Закройте глазки произнесите шепотом “лето”.
Откройте глаза, скажите, что вы себе представили?
Вот сегодня вместе с С.Есениным мы отправимся в гости к лету.
Какое будет приветствие, если мы отправимся в гости утром? (С добрым утром!)
Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, так и называется “С добрым утром!”.
Интересно, к кому обращено приветствие к поэту или к кому-то еще?
Можно ли сказать о настроении этого стиха, не читая его?
Так ли это на самом деле, мы узнаем, когда прочитаем стихотворение.
5. Работа над текстом стихотворения.
Прочитайте стих про себя.
А сейчас прочитает нам это стих наизусть подготовленный ученик (сюрприз).
Взволновало ли вас это стихотворение?
Какое настроение? Были ли вы правы в своих предположениях?
Какие догадки оправдались?
Сейчас будем читать стих и наблюдать за картинами, которые рисует поэт С. Есенин с помощью слов, попробуем увидеть их краски, услышать звуки.
1 строфа - прочитайте вслух.
Какую картину представили? Почему поэт говорит, что звезды задремали?
Какой эпитет выбрал поэт для звезд? (Золотые)
Что такое затон? Обратимся за помощью к консультанту Коту ученому. (Затон – длинный и мелкий речной залив, заводь)
Какие слова-синонимы в этом стих? (Затон, заводь)
Почему о нем говорит поэт, как о зеркале? Отчего оно задрожало?
Как автор говорит о свете? (Брезжет)
Что это значит? (Рассветает, чуть светится)
Как думаете, в каком темпе следует читать эти строки? (Медленно, неторопливо, плавно, задумчиво) Почему? (Ведь все только просыпается, поэт зрительно наблюдает за происходящим)
Выразительное чтение 1 строфы.
Прочитайте про себя 2 строфу. Прочитайте вслух.
Какую картину вы увидели?
Чем необычен этот образ? Кого березки напоминают поэту?
Какое слово указывает на то, что березки рады утру?
Растрепали шелковые косы – как вы себе это представляете?
Что вы себе представляете, читая 3 и 4 строчки?
Как поэт относится к березкам? С какой интонацией будем читать эту строфу? (Громче, ласково, любуясь)
Прочитайте выразительно (2 ученика, затем хором)
Прочитайте 3 строфу. Есть ли что-то сказочное в этих строчках?
Кого вы видите перед собой? (Девушку-модницу крапиву)
Что такое плетень? (Изгородь, от слова сплести, сплетенная из веток)
Какой поэт рисует крапиву? Если бы у нее было личико, какое было бы у нее выражение? (Шалунья, на личике улыбка, глазки с хитринкой)
Как вы думаете, почему она шепчет? Как прочитаем? (Эмоционально, игриво, быстрее)
Будет ли чтение последней строчки похоже на то, как вы читаете название стихотворения, ведь это одно и то же предложение? (Нет, интонация разная. В названии - приветствие ко всей природе, которая просыпается, а в последней строчке - шепот крапивы, нужно передать ее характер)
Выразительное чтение 3 строфы (2 ученика)
Выразительное чтение всего стихотворения (2-3 ученика)
Говорится ли в стихотворении о ветре? Отыщите в стихотворении слова и выражения, которые помогают почувствовать утренний ветерок . (Шелестят, шепчет шаловливо, растрепали шелковые косы)
Какие звуки помогают услышать дуновение ветерка? (Ш)
Есенин большое значение уделял не только словам, но и звукам.
6. Словесное рисование.
Представьте, что перед вами мольберт с палитрой красок. Какие бы краски использовали вы для написания картины “С добрым утром!”.
Подтвердите свои ответы строчками из стихотворения (золото, серебро, зеленые, перламутр).
Какую картину вы бы нарисовали?
Вы заметили, что С.Есенин говорит о природе как о живом существе, как называется такой прием? (Олицетворение). Найдите строчки, где поэт использует этот прием. С какой целью он это делает? (Чтобы лучше представили картину летнего утра, пробуждение человека очень похоже на пробуждение природы)
Представьте, что вы композитор. Какую музыку вы написали бы к стихотворению С.Есенина? Кокой она будет по характеру, по настроению?
А сейчас я вам предлагаю послушать музыку Э.Грига “Утро”.
Какие картины природы вы себе представили? Кто видел восход солнца?
7. Работа с текстом после чтения. Подведение итогов работы.
Как вы думаете, воспевает поэт утро какой-то необыкновенной волшебной страны? (Нет, это наша родина)
Что можно сказать о настроении поэта? (Светлое, приподнятое)
Докажите, что Есенин любит свою Родину. (Любуется ее красотой)
Для Есенина природа – вечная красота. Родившись “в краю березовом” на рязанской земле, поэт
как бы говорит нам: “Остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите вокруг себя, на окружающий нас мир земной красоты”
Чему учат стихи Есенина? (Любить свой край, быть добрыми, милосердными)
Постарайтесь прочитать произведение так, чтобы выразить чувства поэта и свои чувства любви к родине.
Выразительное чтение стихотворения (2-3 ученика).
8. Домашнее задание.
- Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
* Выразительное чтение стих наизусть.
* Нарисовать картину, под которой можно было бы написать “Задремали звезды золотые”.