Программное содержание:
Обобщение пройденной темы: “Знакомство с развитием чувств в музыке, с ее выразительным и изобразительным развитием”.
Цели занятия:
- Учить согласовывать свои действия с действиями других детей. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться), эмоционально откликаться.
- Закрепить приобретенные умения и навыки танцевальных движений. Добиваться пластичности и согласованности движений.
- Учить детей самостоятельно высказывать свое мнение об услышанном, делиться впечатлениями.
- Учит детей различать изобразительность музыки, смену настроений.
- Воспитывать положительное и эмоциональное отношение к музыке.
Оборудование:
- Картина с изображением горного пейзажа.
- Портрет композитора Эдварда Грига.
- Эскизы “Пер Гюнт”, “Сольвейг”.
- Дидактическая игра “Цветные треугольники настроения”.
- Костюмы персонажей: “Гномы”, “Анитра”.
- Два мольберта.
Музыкальное сопровождение:
- “Спрингданс” Э. Григ.
- “Утро” Э. Григ.
- “Норвежский танец” Э. Григ.
- “Песня Сольвейг” Э. Григ.
- “Шествие гномов” Э.Григ.
- “Танец Анитры” Э Григ.
- “Халлинг” Э. Григ.
Ход занятия
Звучит “Спрингданс” Э Грига. Дети входят в зал и садятся на стульчики.
Приветствие детей.
Музыкальный руководитель: Сегодня на занятии будет звучать музыка прекрасного, доброго композитора, чей портрет вы видите перед собой. Узнали его?
Ответы детей…
Музыкальный руководитель: Это портрет замечательного композитора Эдварда Грига. В какой стране родился и жил Эдвард Григ?
Ответы детей…
Музыкальный руководитель: Правильно! Эдвард Григ родился и жил в Норвегии. Всмотритесь в лицо этого человека. Какие умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Поэтому и музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к ее суровой природе. Знаете, я никогда не была в Норвегии, но слушая музыку Грига, я представила себе суровые, величественные горы, море, разноцветное от лучей восходящего солнца. Как вы думаете, какое произведение я слушала?
Ответы детей…
Музыкальный руководитель: Верно. Это музыкальная картинка “Утро”. Давайте вспомним главную тему.
Звучит отрывок из музыкальной картинки Э. Грига “Утро”.
Музыкальный руководитель: Какие образы вы представили себе, слушая это произведение?
Ответы детей…
Музыкальный руководитель: Давайте попробуем напеть главную тему этого произведения. Как вы думаете, какие слова должны звучать под эту мелодию?
Ответы детей…
Музыкальный руководитель: Давайте попробуем вместе сочинить слова к этой музыкальной теме. (Дети вместе с музыкальным руководителем придумывают слова к теме “Утро”.) А теперь добавим пластики.
Пластический этюд с пением “Утро” Э. Грига.
“Солнце встает, новый день нам ведет, (дети медленно поднимаются, вытягивают руки вверх)
Солнце выше и выше встает! (дети встают на носочки и тянутся руками вверх)
Море сверкает, на солнце блестит, (дети изображают руками морские волны)
Солнце выше встает, новый день к нам ведет!” (дети делают энергичные взмахи руками, изображая солнечные лучи)
Музыкальный руководитель: Кто же разбудил солнышко, заиграв на дудочке?
Ответы детей…
Музыкальный руководитель: Это Пер Гюнт – деревенский пастушок.
Музыкальный руководитель показывает нарисованный эскиз “Пер Гюнт”.
Звучит музыкальный отрывок из “Норвежского танца” Э. Грига.
Музыкальный руководитель: Давайте попробуем с помощью цветных треугольников настроения подобрать характер и образ нашего героя.
Проводится дидактическая игра “Цветные треугольники настроения”.
Дети подходят к цветным треугольникам, берут соответствующий цвет и выкладывают на мольберт. Затем объясняют свой выбор.
Музыкальный руководитель: Яркие, насыщенные цвета созвучны образу Пер Гюнта.
Жил наш пастушок в небольшой деревушке, в доме со своей старушкой – матерью. Полюбилась ему девушка с красивым именем Сольвейг.
Дети рассматривают нарисованный эскиз “Сольвейг”. Звучит “Песня Сольвейг” Э. Грига.
Музыкальный руководитель: Какая же по характеру должна быть Сольвейг, если для нее Григ написал такую замечательную музыку?
Дети высказывают свое мнение и подбирают цветные треугольники настроения, соответствующие образу Сольвейг. (Дидактическая игра “Цветные треугольники настроения”)
Музыкальный руководитель: Нежные, светлые тона соответствуют образу Сольвейг. Посмотрите, какая красивая пара: мужественный Пер Гюнт и красавица Сольвейг! Они решили никогда не расставаться и даже назначили день свадьбы. Но, однажды ушел Пер Гюнт со стадом в горы и пропал. День прошел, месяцы, годы, а он все не возвращался. Затосковала Сольвейг. Но не перестала ждать своего возлюбленного. Давайте заглянем к ней в избушку и послушаем о чем она поет.
Звучит “Песня Сольвейг”-музыкальный руководитель поет вместе с детьми, используя при исполнении этой песни прием “Эхо”.
Музыкальный руководитель: Вот так пела Сольвейг и верила в возвращение Пер Гюнта. Но где же Пер Гюнт? Что с ним произошло, куда он попал?
Ответы детей…
Музыкальный руководитель: Пер Гюнт попал к гномам. Мне кажется, что гномы уже здесь!
Дети, одетые в костюмы гномов исполняют “Танец гномов” Э. Грига
Далее дети высказывают сое мнение о характере танца и мелодии, отмечают разные по характеру части произведения.
Музыкальный руководитель: Долгие годы Пер Гюнт скитался по свету, побывал чуть ли не во всех странах мира. Однажды он оказался на Востоке. Красавица Анитра танцует для него изящный и грациозный танец.
Девочки в восточных костюмах исполняют “Танец Анитры”.
Дети говорят о характере танца, мелодии, сравнивают характеры двух увиденных танцев.
Музыкальный руководитель: Что же дальше произошло с нашим героем? Пер Гюнт покинул свой дом в надежде найти свое счастье. Но счастье и любовь он нашел только на родине. Все эти долгие годы его ждала верная Сольвейг. Да, они все же встретились, обнялись и заплакали, они уже были седыми стариками. Оказывается, счастье и любовь были рядом. Вот так и заканчивается эта удивительная история.
Ребята, у меня сейчас сложилось впечатление, что мы с вами побывали в сказочной Норвегии. В старину в Норвегии юноши и девушки собирались вместе и играли в различные игры, водили хороводы, танцевали. Давайте мы с вами встанем и покажем норвежский танец “Халлинг”. С помощью этого танца юноши и девушки знакомились. При помощи движений юноши показывали, какие они ловкие и сильные, а девушки – грациозные и нежные.
Дети исполняют танец “Халлинг” Э. Григ.
Музыкальный руководитель вместе с детьми подводит итог занятия. Дети отвечают на вопросы и высказывают свое мнение о творчестве Э. Грига и о его произведениях, после чего прощаются и выходят из музыкального зала.