Тема: Сергей Александрович Есенин “Береза”.
Цели: учить выразительному чтению стихотворения, развивать в детях эмоционально-чувствительное отношение к действительности, формировать личностное видение окружающего мира, прививать любовь у поэзии.
Оборудование: презентация к уроку, тексты для чтения, тесты, рисунки, сочинения, картина-оригами, интерактивная доска “Interwrite”.
Ход урока
Слайд 1 (заставка).
1. Организационный момент.
Звучит музыка. Учитель с детьми выполняет гимнастику.
Солнце глянуло в кроватку,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
2. Минутка чтения.
Дети получают индивидуальные тексты. Учитель определяет время для чтения.
3. Целеполагание.
- Ребята, о каком времени года вы узнали из текста?
- В вашем классе прошли конкурсы, и есть победители. В конкурсе стихов о зиме победил Жуков Е. (чтение стихотворения наизусть), в конкурсе сочинений “Зимушка” победила Цикунова К.(чтение сочинения вслух), в конкурсе рисунков победила Дудко Т. (показывает рисунок). Этих ребят мы наградим.
- Ребята, вы много читали о зиме сказок, рассказов; сами писали сочинения. Попробуйте выполнить тесты (на доске в презентации).
Тест. Приложение 2
Слайд 2. Тесты проверяют с использованием интерактивной доски (ученик обводит маркером правильный ответ).
Ключ
Правильные ответы:
1 – В
2 – В
3 – В
Слайд 1.
- Ребята, поднимите руку те, у кого все плюсы. Посмотрите, мало, кто справился с заданием, на отлично. Почему? А мы можем на уроке познакомиться со стихотворением и автором?
4. Изучение нового материала.
Чтение стихотворения “Береза” наизусть учеником.
Слайд 3.
- А я вам, ребята, расскажу об авторе этого стихотворения: в осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он был отдан на воспитание деду. Сережа был большим драчуном, ходил всегда в царапинах. По субботам Сергея мыли, стригли ногти, маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал его кудрявых волос. Когда Сергей подрос, его отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую, он должен был поступить в Московский учительский институт и стать учителем. Но этого не случилось. Смыслом жизни Сергея стала поэзия. Он начал писать стихи с 9 лет. Сергей Есенин – исконно русский поэт.
1) Работа с учебником. Стр. 36 – индивидуальное чтение.
- Ребята, сейчас каждый должен открыть учебник на 36 странице и прочитать стихотворение С. Есенина “Береза”.
2) Словесное рисование.
- Закройте глаза, представьте березку из стихотворения под своим окном. Раскройте глазки и расскажите свою картину.
3) Демонстрация коллективной картины-оригами.
- Вы представляли себе картину из стихотворения, а ребята из группы продленного дня сделали картину с использованием техники оригами. Как вы думаете, подходит ли эта картина к стихотворению Есенина?
5. Закрепление нового материала.
1) Чтение стихотворения вслух сильными учениками.
Слайд 4.
2) Словарная работа. Кроссворд.
- Ребята, какие слова из текста вам непонятны? А теперь выполните кроссворд.
Выполняют индивидуально, проверка в парах, затем учеником у доски с использованием средств интерактивной доски (маркером ученик вписывает правильные ответы.)
3) Чтение стихотворения в парах.
4) Работа по вопросам:
- Где находится береза, которую описал С. Есенин?
- Почему он посвятил ей целое стихотворение, если видел ее постоянно?
5) Выборочное чтение:
- В какое время суток поэт увидел березу?
Слайд 1.
6. Физминутка.
“Зимняя зарядка”
А сегодня у зимы – новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем,
Справа – хлоп, слева – хлоп.
- Здравствуй зимушка-зима!
7. Обобщение и закрепление.
1) Чтение по цепочке с анализом.
Вопросы.
- Почему автор называет березу белой?
- С чем сравнивается снег? Почему?
- Почему автор называет ветки пушистыми?
- Где в быту человеком используется кайма и бахрома?
- Для чего Есенин использовал эти слова в описании березы?
- Как объяснить, что снежинки горят в золотом огне?
- Почему береза стоит в сонной тишине?
- Каким новым серебром обсыпает заря ветки березы?
- Почему лениво?
8. Итог.
- Вспомните текст, который вы читали на минутке чтения. О каких деревьях говорит автор? (Учитель зачитывает отрывок о березе). Сравните березу из стихотворения и березу из текста.
- Выполните тест.
Проверка в парах.
- Поднимите руку те, у кого все плюсы.
9. Мотивирование оценок.
10. Домашнее задание на выбор.
1. Стихотворение наизусть.
2. Выразительное чтение стихотворения.
3. Чтение стихотворения, присочинить свои 4 строки к этому стихотворению.