Задачи урока:
- Сформировать представление о роли Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева в открытии материка, Р.Амундсена и Р.Скотта – в достижении Южного географического полюса.
- Продолжить работу по развитию устной речи учащихся через организацию работы с текстом учебника и дополнительными текстами, участие в обсуждении.
- Совершенствовать навыки работы с текстами: выделение главного, установление соответствия между частями текста, обобщения информации.
- Продолжить развитие навыков работы с географическими картами: чтение информации, использование её для аргументации ответа.
- Воспитывать уважение к исследователям, их деятельности; чувство признательности и гордости подвигом первооткрывателей Антарктиды.
Оборудование урока: географические карты “Антарктида”, “Великие географические открытия”, портреты Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена, М.П. Лазарева, Р.Амундсена, Р.Скотта.
Ход урока
1. Мотивация и актуализация знаний учащихся.
Организация беседы.
- Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “Антарктида”?
- Подумайте, почему Антарктида была открыта позже всех материков. Выдвинете 3-5 предложений.
Обсуждение.
2. Новый материал. Открытие материка.
- Вводное слово учителя о кругосветном плавании Дж. Кука 1772-1775гг. в южных широтах и поисках неизвестной Южной земли.
- Организация работы учащихся с дополнительным текстом из книги “Антарктида” (Грушинский Н.П., Дралкин А.Г.).
Работа с картой “Великие географические открытия”. Установление маршрута путешествия Дж. Кука.
Вопросы для обсуждения:
- Какие чувства испытывал Дж.Кук, когда делал запись в дневнике?
- Какое заключение о положении и природе южного материка сделал Дж. Кук?
- Организация работы с текстом учебника с. 182 (Душина И.В. “География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.”)
Задание:
- Прочитайте в учебнике текст об открытии Антарктиды русской кругосветной военно-морской экспедицией.
- Установите маршрут экспедиции по карте “Великие географические открытия”.
- Спустя какое время после плавания Дж. Кука была открыта Антарктида?
- Подумайте, какие записи вы можете сделать в тетради. Запиши главное.
3. Достижение Южного полюса.
Задание:
- Прочитайте текст о достижении Южного полюса.
- Подумайте, какие сведения необходимо запомнить. Запиши самое главное в тетрадь.
- Рассказ учителя о достижении Южного полюса экспедициями Р.Амундсена и Р.Скотта. Работа с картой.
- Организация работы с дополнительным текстом из книги “Антарктида” (Грушинский Н.П., Дралкин А.Г.).
Вопросы к тексту:
- Установите, какие природные особенности Антарктиды не учел Скотт при подготовке экспедиции?
- В чем вы видите героизм и самоотверженность Скотта и его товарищей по экспедиции?
- Согласны ли вы с тем, что первооткрывателями Южного полюса в равной степени можно считать и Скотта и Амундсена?
Обсуждение.
4. Современные исследования Антарктиды.
Организация работы с текстом учебника с.182-183.
Задание:
- Прочитайте текст.
- Установите основные этапы в исследовании материка.
- Ученые каких стран положили начало исследованию материка?
- Пользуясь картой, установите, ученые каких стран мира сегодня продолжают изучать материк и его природу.
5. Подведение итогов работы на уроке.
Домашнее задание:
По выбору:
- Подготовить рассказ о современных исследованиях Антарктиды российскими учеными, о работе российских полярных станций.
- Подготовить рассказ о топонимах Антарктиды, связанных с именами открывателей и исследователей.
Самоанализ урока.
Данный урок – второй в теме “Антарктида”. Выделение темы “Открытие и исследование Антарктиды” в отдельный урок целесообразно, поскольку дает возможность полно реализовать воспитательный потенциал изучаемого материала благодаря использованию дополнительной литературы.
Знание особенностей географического положения Антарктиды позволило учащимся на этапе мотивации и актуализации знаний выдвинуть предположениях о причинах более позднего открытия материка. Знакомство с трудностями, с которыми столкнулись первооткрыватели, стало мотивом для более подробного изучения темы “Природа Антарктиды”.
Организация работы с дополнительными текстами позволила:
- расширить знания учащихся об истории открытия и исследовании материка и нацелить их на самостоятельное получение дополнительных знаний по данной теме;
- совершенствовать навыки работы с текстами;
- развивать устную речь: составление развернутого высказывания, установление дефицита в ответе и дополнения по существу, формулирование уточняющих вопросов и т.д.
Содержание и организация деятельности учащихся решили поставленные задачи:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1. Мотивация и актуализация знаний учащихся | 1. Подготовка вопросов. 2. Организация обсуждения. |
1. Участие в беседе. 2. Составление развернутых высказываний. 3. Выдвижение предположений и их обоснование. |
1. Развитие монологической и
диалогической речи. 2. Развитие навыков коммуникативного общения. |
2. Новый материал. Открытие материка. | 1. Рассказ. 2. Организация работы с географической картой, руководство деятельностью учащихся. 3. Организация работы с дополнительным текстом и текстом учебника. |
1. Слушание. 2. Работа с географической картой. 3. Чтение и анализ текста:
4. Участие в обсуждении. |
1. Развитие навыков работы с текстом. 2. Овладение навыками составления авторских текстов на основе полученной информации. 3. Развитие навыков считывания информации с карты. |
3. Достижение Южного полюса. | 1. Организация работы с текстом
учебника. 2. Рассказ. 3. Организация работы с дополнительным текстом. 4. Организация обсуждения. |
1. Работа с текстом: выделение главного. 2. Составление авторского текста по результатам анализа информации. 3. Работа с дополнительным текстом:
|
1. Приобретения опыта написания
авторского текста (записи) на основе полученной
информации. 2. Закрепление навыков работы с текстом 3. Развитие монологической и диалогической речи, формулирования развернутого высказывания. |
4. Современные исследования Антарктиды. | 1. Организация работы с текстом
учебника. 2. Организация работы с картой. |
1. Работа с текстом: выделение смысловых
блоков, установление последовательности. 2. Работа с географической картой. |
1. Закрепление навыков работы с картой. 2. Закрепление навыков работы с текстом. 3. Приобретения опыта составления авторского текста (записи) в соответствии с поставленной задачей. |
Вывод: Результаты урока – знания, усвоенные учащимися на уроке, умения и навыки, на развитие которых было ориентировано содержание, – в целом соответствуют запланированному. Воспитательный эффект урока состоялся благодаря использованию дополнительных текстов и организации обсуждения.